Разработка урока по теме: Основное свойство дроби
Тема: Основное свойство дроби.
Автор: Суркина Зинаида Петровна, I квалификационная категория.
Место работы: МБОУ «Лицей №9» город Воронеж.
Должность: учитель математики
Преподаваемый предмет: математика.
Предлагаю вашему вниманию разработку межпредметного урока: математика + информатика. Этот урок позволяет показать связь предметов, учит применять на практике теоретические знания, отрабатывает навыки работы на компьютере, активизирует умственную деятельность учеников, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.
На протяжении всего урока используется презентация, созданная мною в приложении PowerPoint. Вместе со звонком на урок звучит музыка (неожиданное начало урока). Начинается сказка, по ходу которой на доске появляются картинки, иллюстрирующие текст (подведение к постановке темы и целей урока).
Смена слайдов презентации происходит по щелчку мышки (по ходу урока). На каждом этапе работы ученики заполняют листы самоконтроля (с помощью знаков « + » или « – » фиксируют ответы).
В конце урока ученикам предлагается вспомнить приложения, с которыми они знакомы по урокам информатики (Блокнот, Word, Paint) и попытаться написать в них обыкновенные дроби (постановка проблемы и её решение).
Тема: Основное свойство дроби.
Количество часов по теме: 3
Урок № 3
Цели:
Образовательные:
закрепить и систематизировать знания и практические умения по данной теме: основное свойство дроби, сокращение дробей, приведение дробей к общему знаменателю, сравнение дробей;
проверить умения и навыки по теме;
познакомить с современными компьютерными технологиями.
Развивающие:
активизировать мыслительную деятельность учащихся;
развитие коммуникативности, самостоятельности;
развитие компьютерной грамотности.
Воспитательные:
воспитание интереса к знаниям, любознательности;
воспитание информационной культуры;
воспитание умения сотрудничать и работать в группах.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений
Форма проведения: урок – сказка
Структура урока:
Организационный момент
Цели и мотивация
Актуализация знаний
Закрепление знаний, отработка умений и навыков
Тест с самопроверкой
Работа на компьютере
Подведение итогов, рефлексия
Домашнее задание
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
словесные методы (источник знаний – устное или печатное слово);
наглядные методы (источник знаний – наглядные пособия);
практические методы (источник знаний – практическая работа, в данном случае на компьютере);
объяснительно-репродуктивный, информационно-поисковый метод (редактор формул).
Методы стимулирования и мотивации: формирование познавательного интереса.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы контроля: устный контроль, письменный.
Формы контроля: мягкий контроль учителя (при работе у доски, комментировании с места), самоконтроль (на каждом этапе урока заполняют лист самооценки, тест), взаимоконтроль.
Средства обучения: речь учителя, рабочая доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, наглядное пособие в виде собственной презентации PowerPoint, листы самоконтроля, инструкция по работе с редактором формул.
Конечный результат: знать основное свойство дроби; уметь работать с автофигурами и редактором формул (написание обыкновенных дробей на компьютере); уметь: сокращать дроби, приводить дроби к заданному числителю или знаменателю, сравнивать дроби с разными знаменателями.
Ход урока.
I. Организационный момент
Сегодня мы с вами отправляемся в удивительный мир сказки.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них! (слайд 1)
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло! (слайд 2)
Жили-были на свете маленькие гномы – хранители сокровищ, среди которых был серебряный ларец. Самое драгоценное в нём – это знания (слайд 3). Узнала об этом злая колдунья и решила похитить ларец, чтобы больше никто не мог воспользоваться его содержимым и сделать много новых открытий. Забрать ларец можно было только с гномами, так как они неустанно его охраняли (слайд 4). И вот однажды в темную ночь она исполнила свой коварный план и похитила ларец, а с ним и гномов (слайд 5).
Один из гномов почувствовал беду. Накануне перед похищением он успел нарисовать карту местности, которую оставил в домике. Наша задача: найти карту, преодолеть все препятствия, изображенные на ней и спасти гномов. Чтобы злое королевство исчезло, необходимо открыть ларец и выпустить знания на волю. От их блеска колдунья исчезнет навсегда. Но для этого необходимо решить множество проблем (слайд 6).
II. Сообщение темы и целей урока. Мотивация познавательной деятельности.
Ребята! Над какой темой мы работали последние несколько уроков?
(ученики формулируют тему сами)
Запишите в тетрадях число, тему урока (слайд 7).
Целевой блок:
Цель: Сегодня на уроке мы продолжим работу по закреплению знаний, умений и навыков решения различных заданий по теме «Основное свойство дроби».
Задачи урока: Ребята, что нам необходимо сделать на уроке по достижению данной цели? Определиться в этом нам поможет цветок (слайд 8)
Лепестки:
Повторить
Решить
Проверить
Жилище гномов находится посреди красивой лужайки (слайд 9), но чтобы добраться до него, нам придется переправиться через топкое болото, прыгая по математическим кочкам. Это даст нам возможность попасть в домик.
Не торопитесь при выполнении вычислений, а то можете соскользнуть с кочки и увязнуть в болоте.
III. Актуализация (Слайды 10 – 11)
1.В чём заключается основное свойство дроби? Что значит: сократить дробь?
2.Сократите, если это возможно: а) 13 EMBED Equation.3 1415; б) 13 EMBED Equation.3 1415; в) 13 EMBED Equation.3 1415; г) 13 EMBED Equation.3 1415
3.Найдите неизвестное число 13 EMBED Equation.3 1415 = 13 EMBED Equation.3 1415
4.Объясните, почему верно равенство: а) 13 EMBED Equation.3 1415 б) 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
слайд 10 слайд 11
5. Какое из равенств не верно и почему: а) 13 EMBED Equation.3 1415; б) 13 EMBED Equation.3 1415; в) 13 EMBED Equation.3 1415?
6. Какую дробь сократили на 3, если в результате получилось 13 EMBED E
·quation.3 1415? (ответ:13 EMBED Equation.3 1415)
7. Как сравнить дроби с разными знаменателями?
8. К какому общему знаменателю можно привести дроби: 13 EMBED Equation.3 1415 (ответ: 12)
IV. Закрепление знаний, отработка умений и навыков
Итак, мы преодолели первое препятствие, у нас есть карта местности (слайд 12), а также маршрутный лист, где вы будете отмечать свои достижения (первые результаты в листах самоконтроля).
Лист самоконтроля (на каждого ученика)
Математические кочки
Отработка умений и навыков
Тест
итоги
Сократите дроби:
Восстановите запись
Сравнение дробей
Фамилия имя
1
2
3
1
2
По возрастанию:
По убыванию:
Оценка ученика
Дорога предстоит трудная и далёкая (слайд 13)
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
(слайд 14) Работа в тетрадях (№ 1)
Первый пример выполняем на доске, второй – комментируем с места,
третий – самостоятельно, с последующей проверкой на доске. Ответы выписываем на доске: 1/3; 1/2; 2/5. Наибольшим из полученных значений является дробь 13 EMBED Equation.3 1415, значит, к речке ведёт вторая тропинка (дроби 1/3 и 2/5 можно сравнить с половиной). Мы преодолели второе препятствие. Делаем отметку в листе самооценки.
А вот и река! Но чтобы через неё переправиться, необходимо восстановить запись: а) 13 EMBED Equation.3 1415; б) 13 EMBED Equation.3 1415 (слайд 15)
Работа в тетрадях (№ 2). У доски – работа «по цепочке»: ученики по очереди выходят к маркерной доске, на которую проецируются слайды, и вписывают ответы, объясняя решение.
Мы благополучно переправились через речку (отметки в листах самоконтроля) и добрались до замка злой колдуньи (слайд 16)
Ворота замка откроются, если выполните следующее задание: расположите дроби в порядке возрастания:
расположите дроби в порядке убывания: 13 EMBED Equation.3 1415.
По истечении времени подводим итоги этой работы и проверяем себя (слайд 17).
V.Тест с самопроверкой (слайд 18)
У каждого на столе – карточка с тестом (см. Приложение 1) и таблица для записи ответов. Подпишите, пожалуйста, таблицу.
Фамилия, имя.
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вариант ответа
Выполнив задания теста, мы сможем освободить гномов, открыть ларец и выпустить знания на волю.
Ребята! В карточке с тестом нужно обвести правильный ответ, занести букву верного ответа в таблицу и по окончании работы таблицу сдать. Карточка с тестом остаётся у вас (с обведёнными правильными ответами). Все необходимые вычисления делаете в тетрадях.
слайд 19 (Самопроверка)
Сосчитайте количество верных ответов и запишите в листе самооценки.
Выставляем отметку.
(слайды 20, 21).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 20 Слайд 21
Но в ларце остался один вопрос: а знаете ли вы, как записать дробное число на компьютере? (слайд 22)
VI. Работа на компьютере
Попробуйте сделать это в различных приложениях, которые вы изучали на уроках информатики (ученики перечисляют: блокнот, Word, Paint и пытаются написать дробные числа в этих приложениях дома).
Довольно сложная задача. В знак благодарности за своё спасение гномы хотят помочь вам. Посмотрите внимательно, нет ли чего «лишнего» на партах? (дети находят инструкцию по работе с редактором формул). Оказывается, для написания дробных чисел используется редактор формул Microsoft Equation 3.0, встроенный в текстовый процессор Word.
Дома или на уроке информатики откройте, пожалуйста, это приложение и запишите любую дробь, пользуясь инструкцией (см. Приложение 2).
VII. Подведение итогов, рефлексия.
Итак, подведём итоги: чему вы сегодня научились? (слайд 23).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Ученики сдают листы самоконтроля.
VIII. Домашнее задание
Ребята, гномы оставили вам ещё один сюрприз. На партах лежат маленькие карточки с гномиками. Посмотрите, что на обратной стороне?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На партах ученики находят карточки с домашним заданием.
Спасибо всем за урок! До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕСТ (для каждого ученика)
1. Какое число надо вписать в рамочку, чтобы равенство 13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415было верно?
А) 8, Б) 24, В) 14.
2. Приведите дробь 13 EMBED Equation.3 1415к знаменателю 20.
А) 13 EMBED Equation.3 1415, Б) 13 EMBED Equation.3 1415, В) 13 EMBED Equation.3 1415.
3. Какие из дробей 13 EMBED Equation.3 1415?
А) 13 EMBED Equation.3 1415; Б) 13 EMBED Equation.3 1415, В) 13 EMBED Equation.3 1415.
4. Какое число надо вписать в рамочку, чтобы равенство 13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415было верно?
А) 8, Б) 4, В) 2.
5. Сколько сотых долей в дроби13 EMBED Equation.3 1415?
А) сто, Б) десять, В) тысяча.
6. Сократите дробь 13 EMBED Equation.3 1415.
А) 13 EMBED Equation.3 1415, Б) 13 EMBED Equation.3 1415, В) 13 EMBED Equation.3 1415.
7. Укажите наименьший общий знаменатель дробей 13 EMBED Equation.3 1415 и 13 EMBED Equation.3 1415.
А) 24, Б) 6, В) 12.
8. Какая дробь больше: 13 EMBED Equation.3 1415или13 EMBED Equation.3 1415?
А) 13 EMBED Equation.3 1415, Б) 13 EMBED Equation.3 1415, В) они равны.
9. Из 4 м ткани сшили 6 полотенец. Сколько метров пошло на одно полотенце?
А) 13 EMBED Equation.3 1415, Б) 13 EMBED Equation.3 1415, В) 13 EMBED Equation.3 1415.
10. 10 кг конфет разложили поровну в 4 пакета. Сколько килограммов конфет в каждом пакете?
А) 13 EMBED Equation.3 1415, Б) 13 EMBED Equation.3 1415, В) 13 EMBED Equation.3 1415.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Инструкция по работе с редактором формул
1. Откройте текстовый процессор Word.
2. В строке Меню выберите команду
Вставка / Объект / Microsoft Equation 3.0, ОК
Появится панель Формула
3. Нажмите левой клавишей мыши кнопку, отвечающую за ввод дроби
4. В ниспадающем меню нажмите на значок дроби
5. В окне вашего документа появился прямоугольник.
6. Запишите с цифровой клавиатуры числитель дроби, а с помощью
перейдите к знаменателю.
7. Щёлкните вне прямоугольника.
13PAGE 15
13PAGE 14515
13 EMBED Equation.3 1415
Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native