Технологическая карта урока по русскому языку на тему: Вспоминаем части речи. 4 класс УМК Планета Знаний
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык, автор Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинин
Класс: 4
Тема :Вспоминаем части речи. Ч. 2 , с. 6-7
Цель :Знать изученные части речи. Иметь представление об использовании в речи союзов «как», «точно», «словно». Уметь указывать части речи; выполнять синтаксический разбор предложения; определять время глагола; подбирать синонимы к словам «салазки», «взахлеб»; находить слова из словаря; определять основную тему текста; объяснять изученные орфограммы
Предметные :определять части речи, различать части речи и члены предложения, применять орфографические правила при записи слов;
Метапредметные :анализировать и классифицировать языковой материал по разным основаниям, обосновывать свое мнение, строить логические аргументированные высказывания;
Личностные :осознавать богатство языковых средств для выражения мыслей и чувств.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Мотивация к учебной деятельности
2.Актуализация знаний
3.Формулирование темы, цели урока
2.Минутка чистописания Улыбнёмся друг другу, дети.
-Прочитайте , что написано на доске ?
-Как вы понимаете это высказывание ?
- Как называются слова, которые отвечают на определенные вопросы, имеют определенное значение, постоянные и изменяющиеся признаки?
-Определите части речи этого высказывания .- Какова тема нашего урока?
- Цели?
-Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране, которая называется «Морфология».
Что это за страна?
- Морфология - это удивительная страна, в которой живут части речи.
Части речи – самые дружные жители, они всегда ходят вместе и никогда не ссорятся. Ведь они знают, что все слова служат для выражения наших мыслей и составляют предложение, а если они поссорятся, то мы не сможем правильно выразить свою мысль
Как в любое путешествие нам необходимо собрать багаж. Что же мы возьмем с собой?
Наш вертолет идет на посадку. Но посмотрите, кто-то забыл чемодан. Давайте вспомним, как пишется слово «чемодан»
Слово- великое орудие жизни.
( КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович)
Части речи.
Слово- великое орудие жизни.
- Части речи.
- Повторить и закрепить знания о частях речи
- Показать знания и умения, которые приобрели
Морфология – это наука, которая изучает части речи
Для успешного путешествия нужно взять: знания, интерес и прилежание
Ччча, чучемода'н че-мо-да'н4.Изучение материала
Давайте сядем на вертолет и посмотрим на страну Морфологию.
- Из скольких частей состоит ?-Какие части речи живут в этой стране ?-Назовите их.
Для чего служат самостоятельные части?
.
-Для чего служат служебные части?
Мы видим, что она состоит из двух частей. На одной части страны живут самостоятельные части речи, а на другой – служебные..Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, наречие
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Самостоятельные части речи являются членами предложения, имеют лексическое значение и отвечают на определенные вопросы
Они служат для связи слов в
словосочетаниях и предложениях (не являясь членами предложения), не имеют лексического значения, не отвечают на вопросы. Каждая из служебных частей речи выполняет свои функции.
4.Закрепление пройденного5.Физминутка
1.Работа по учебнику
Упр 1, стр 6.
-На какую тему подобраны эти словесные зарисовки?
-В форме какого времени употреблены глаголы?
-Какой из отрывков представляет собой простое предложение? Почему?
Запишите его, указывая члены предложения и части речи, которыми они выражены, и выделите орфограммы.
2.Упр.2,стр 7.
-Прочитайте некоторые народные предметы января. Какие из них для тебя новы?
-Как построены эти предложения? Где необходимо сделать паузу при чтении?
-Запишите приметы, вставляя гласные в окончания глаголов. Как необходимо при этом рассуждать?
3.Давайте заглянем в чемодан. Там лежат слова: Волк, снег, на, медвежий, веселье, бегать, повеселиться, а, он, и, через , беговой, одиннадцать, пятый, из, ночь, в, издалека, снежный, но, она, с, как
Они перепутались. Давайте разделим их на группы.
Первый вариант запишет самостоятельные части речи, а второй вариант – служебные.
4.Р.Т.с3 упр.1
Почему возможна рифма между парами строк?
Определи звуковой состав конца каждой строки.
Укажи известные тебе части речи.
Мороз, мороз
Через дуб перерос.
Через дуб перерос,
Бабу снежную привёз тема зимы
В форме настоящего и будущего времени.
-«Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной
Проверь себя
Самостоятельные части речи: волк, снег, медвежий, веселье, бегать, повеселиться, он, беговой, пять, пятый, ночь, издалека, снежный, она.Служебные части речи: на, а, и, через, из, в, но, с, как.6.Рефлексия учебной деятельности. На доске записаны фразы:
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
7.Домашнее
задание с.7 упр 4