Использование современных образовательных технологий в, процессе обучения предмету и в воспитательной работе
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Телефон: 8 (800) 555-30-69
E-mail: www.razvitum.orgИспользование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
Выполнил: Покровская Дарья Андреевна
учитель истории и обществознания
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Красноармейская основная
общеобразовательная школа»
САНКТ-ПЕТРЕБУРГ
2016 год
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
№ Название
используемой
технологии Классы,
в которых
используется Обоснование
применения.
Имеющийся или
прогнозируемый
результат.
I. Технологии
развивающего обучения
—
проблемное
обучение.
Начальные
классы
Под проблемным
обучением
понимается такая
организация
учебных занятий,
которая
предполагает
создание подруководством
учителя проблемныхситуаций и
активную
самостоятельную
деятельность
учащихся по ихразрешению, врезультате чего
происходит
творческое
овладение
знаниями,
навыками,
умениями и
развития
мыслительных
способностей.
Процесс творческойдеятельности
включает четыре
основных этапа:
постановка
проблемы; поиск
решения; выражение
решения;
реализация
продукта.
У учащихся
формируются
обобщенные
интеллектуальные
умения: умение
анализировать
сложившуюся
ситуацию и делать
выводы;
видеть разныефункции одного и
того же объекта;
устанавливать связи
объекта с друг] imвыделять
существенные признаки;
сравнивать объекты;
классифицировать
их;
обобщать
наблюдаемые
явления;
переносить
известные способы
деятельности вдругие условия.
•
II.
Технология
коллектив-
ныхтворческих
дел (КТД).
Начальные
классы Младшие
школьники
предпочитают
коллективные дела
индивидуальной
деятельности. КТД
инициативу Дети научились
определять
творческие задачи и
проблемы, отличности к делу.
Вырабатываются
ценности, идеалы
каждого, ребёнок
приучается к труду,
выполнению
определенных
обязанностей, ксоблюдению правил
и норм
жизнедеятельности. коллектива исходя
из личностных
интересов.
Создаются условия
включения детей втворческую
деятельность, а так
же условия длясамоопределения
детьми своей роли,
характера,
поведения.
Оцениваются
результаты
коллективной
деятельности с точки
зрения каждого.
III. Организа-
цияучебного
сотрудни-
чества на Начальные
классы Учебное
сотрудничество -
особая форма
отношений ребёнка
и взрослого.
Существует два аспекта
сотрудничества:
1. Сотрудничество учащихся как учебное воздействие;
2. Сотрудничество учителя и учащегося как основа
педагогического воздействия. Используются активные методы обучения детей: работа в малых группах, парах. Дети становятся
субъектами учебнойдеятельности
приобретая самое
главное умение —
самостоятельно учиться. Их отличает хорошая ориентировка в ситуациях требующих новых способов действий, умение
дискутировать, рассуждать, доказывать; наличие творческой, критической самостоятельной мысли. Работа в малых группах, парах оказывает большое влияние на формирование детского коллектива, учебной мотивации.
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
Технологии развивающего обучения (проблемное обучение)
Технология коллективных творческих дел (КТД).
Название использ.технологий
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельностьучащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей. Процесс творческойдеятельностивключаетчетыре основных этапа: постановкапроблемы; поиск решения; выражение решения; реализацияпродукта.
Младшие школьники предпочитают коллективные дела индивидуальной деятельности. КТД инициативу каждого, ребёнок приучается к труду, выполнению определенных обязанностей, к соблюдению правил и норм жизнедеятельности
Обоснование применения
Дети научились определять творческие задачи и проблемы, от личности к делу. Вырабатываются ценности, идеалы коллектива исходя из личностных интересов. Создаются условия включения детей в творческую деятельность, а так же условия для самоопределения детьми своей роли, характера, поведения. Оцениваются результатыколлективной деятельности с точки зрения каждого.
У учащихся формируются обобщенные интеллектуальные умения: умение анализировать сложившуюсяситуацию и делать выводы;
видеть разные функции одного и того же объекта;
устанавливать связи объекта сдругим выделятьсущественные признаки; сравнивать объекты;
классифицировать их;
обобщать наблюдаемые явления;
переносить известные способы деятельности в другие условия.
Имеющийся или предполагаемый результат.
Использование компьютерных технологий в педагогическойдеятельности.
С 2011 года я систематически использую в своей работе компьютерные технологии:
для подготовки и систематизации учебного материала,
для изготовления раздаточного материала, контрольных и проверочных заданий.
проведение уроков с мультимедийной поддержкой (30 % - от общегочисла уроков).
защита проектов и исследовательских работ
для контрольного тестирования и проведения контрольных работ с помощью компьютера.
Имею свой персональный сайт, для обмена опытом с коллегами.http://pokrovskaya.ucoz.ru/С 2010 года я являлась ответственным за процессы информатизации школы.
Я – современный учитель. А это значит, что без ресурсов Интернет мне, работая в школе, просто не обойтись. Они позволяют более продуктивно распределять время на уроке, а также успешно проводить подготовку обучающихся к сдаче ГИА. Вообще, Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, содержащей богатейший информационный потенциал, который я активно использую в своей работе, обучая учеников начальной школы. В моей практике имеет место частое обращение к электронным библиотекам. Значительную информацию получаю я и мои ученики на сайтах:- Бесплатная электронная библиотека детской литературы KIDSBOOK – http://kidsbook.narod.ru/;- Библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ – http://www.it-n.ru, на этом сайте можно получить различные проектные идеи, на основе которых можно разработать свой собственный проект; - Библиотека методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов – http://www.it-n.ru.
Пользуюсь каталогом образовательных ресурсов – http://rubook.ru. В глобальной сети созданы уникальные, на мой взгляд, сайты, информация которых оказывают мне большую помощь при организации образовательного процесса:- единая коллекция ЦОР – http://school-collection.edu.ru: учебные тексты, различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.); - Грамота.ру – http://www.gramota.ru: словари, интерактивные диктанты, коллекция которых кроме того находится и на Российском образовательном портале – http://language.edu.ru;- Тесты по русскому языку – http://likbez.spb.ru: тренировочные тесты; - Портал Основные правила грамматики русского языка – http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm: полный свод правил вместе с алгоритмами их применения. Считаю важными для себя использование образовательных методических ресурсов, находящихся на сайтах и содержащих большое количество сценариев уроков, олимпиад, литературных вечеров, разработок тестов и контрольных работ: - Руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе – http://www.it-n.ru;- Сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/ - разделы «Русский язык» и - Сайт «Я иду на урок» – http://his.1september.ru/urok; - Сайт Российской Федерации Интернет-образования, раздел СОМ (Сетевое объединение методистов) – http://center.fio.ru/som/. Всего у меня 131 закладка в сети Интернет на необходимый в образовательном процессе материал. Использование ресурсов Интернета на уроках значительно увеличивает объем информации, задействованной в образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные. И, конечно же, экономит время учителя при подготовке к уроку. Например, готовясь в конце учебного года к уроку-обобщению в 4 классе, я в системе закладок подготовила материал, необходимый для повторения. Это, во-первых, медиафайл на Rambler Vizion, созданный в программе Movie Maker; во-вторых, голосовой диктант (правописание проверяемой согласной в корне) на Российском общеобразовательном портале; в-третьих, интерактивный диктант (приставки на -з и -с) на Грамота. ру; кроме того закладка на визуальном словаре; закладка на тест (правописание -тся, -ться в глаголах; не с глаголами) – портал Тесты по русскому языку. Всё это использовалось мною на уроке, что, несомненно, разнообразило работу, сделало его привлекательным и запоминающимся.
Часто обращаемся с учениками к таким ресурсам сети Интернет как: видеоряд, анимации, различные картинки, аудиофайлы. Это даёт возможность сделать интереснейшие уроки по биографии писателей, прослушать голос писателя или поэта, проводить заочные экскурсии по литературным местам, создавать презентации-игры, что повышает интерес к уроку не только ребят, но и учителя.
Раздел 4, «Воспитательная работа»
1. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам.
1.1 Наличие различных форм внеурочной работы.
Формы внеурочной работы в рамках дополнительного образования кружок
Кружок «Юный скульптор». Цель: помочь освоению технологии лепки из пластелина и теста, развивать творческие способности детей.
Кружок «Ритмика». Цель: развить чувство ритма и гармонию со своим телом.
«Малышкина школа». (Занятия с будущими первоклассниками). Цель: помощь будущим первоклассникам успешно адаптироваться в школьной обстановке, развитие в игровой форме учебных навыков, диагностика.
Предметные недели. Цель: вызвать интерес, дать более углублённые знания по предмету, учить созданию проектов, исследовательской работе.
Группа продлённого дня. Цель: помощь работающим родителям в рациональном распределении режима для школьников: горячее питание, активный отдых, самоподготовка и внеурочная деятельность по интересам.
Летний оздоровительный лагерь при школе. Цель: оздоровление детей во время летних каникул, активный отдых с занятиями по интересам.
% учащихся, участвующих в кружках и другой внеурочной деятельности за последние 4 года.
Формы работы 2009-2010 гг2010-2011 гг2011-2012 гг2012-2013гг
I полугодие
Кружок «Юный скульптор» 1-2 кл---------------- ------------ 100% 100%
Кружок «Ритмика» 1-2 кл--------------- ------------ 100% 100%
«Малышкина школа» 100% ------------ --------- 100%
Предметные недели (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир) 100% 92% 92% !00%
ГПД 100% 100% 100% 100%
Летний оздоровительный лагерь 83% 83% 100% 2.Формы внеурочной работы во внеклассной деятельности:
1. Самореализация школьников через работу в органах самоуправления:
самоуправление в классе,
нормотворческая деятельность: создание Положения о классном самоуправлении; памятки о работе секторов класса, прав и обязанностей учеников в организации самоуправления в классе,
участие в Ученическом совете школы,
некоторые проекты, над которыми работает Ученический совет:
«Пришкольный участок» - проект направлен на озеленение
пришкольного участка
«Школьная газета» проект направлен на издание школьных стенгазет/
«Экологические акции посёлка» проект направлен на совместнуюдеятельность с родителями по очистке и озеленению родного посёлка/
«Школьный музей» проект направлен на создание школьного музея/
«Лучший класс»
Туристический слет.Походы – экспедиции.
«Центр здоровья и спорта» (спортивные секции, участие в соревнованиях, «Дни здоровья»).
2.Внеклассные мероприятия, направленные на нравственно-
эстетическое, патриотическое воспитание школьников:
участие детей в общественно-полезном труде на благо поселка;
школьные мероприятия «День прав человека», «День Конституции» и др.
экскурсии в г.Приозерск, Санкт-Петербург.
Праздники, викторины, беседы с играми, конкурсы, выставки
школьных стенгазет
% учащихся, участвующих во внеурочной работе под руководством учителя
Формы внеурочной работы во внеклассной деятельности (4кл) %учеников
1 Деятельность самоуправления класса
100%
2 Деятельность ученического совета
15,5%
3 Походы «Тропинками родного края» (экологическая направленность)
100%
4 Школьные мероприятия
100%
5 Организация общешкольного коллектива на работу по школьному проекту «Пришкольный участок»
100%
6 «Школьная газета»
22,4%
7 «Экологические акции посёлка»
100%
8 «Школьный музей»
15,5%
9 «Лучший класс»
10 Туристические походы»
100%
11 «Центр здоровья и спорта»
100%
Результативность внеурочной деятельности.
Формы внеурочной работы в рамках дополнительного образования
Результативность
1 Посещение кружка «Юный скульптор» Улучшение мелкой моторики рук, сенсорного восприятия, глазомера, умение создавать красивые вещи своими руками, участие в выставках.
2 Посещение кружка «Ритмика» Улучшение координационных способностей,развитие чувства ритма
3 «Малышкина школа» Формирование интереса к предстоящей учёбе, развитие мелкой моторики рук, создание положит. психол. климата в коллективе.
4 Предметные недели Формирование навыков работы с дополнительным материалом по предметам, участие и победа в предмет. олимпиадах и викторинах на школьном уровне и муниципальном конкурсе «Ученик года»
5 Группа продлённого дня. Занятость детей во второй половине дня, выполнение дом. задания со слабоуспевающими детьми, занятия по интересам.
6 Оздоровительные лагеря Укрепление здоровья детей, занятость детей в период каникул, всестороннее развитие личности.
Формы внеурочной работы во внеклассной деятельности.
1 Деятельность самоуправления класса Создание системы самоуправления класса и её реализация, приобретение организаторских способностей, чувства ответственности.
2 Деятельность ученического совета. Создание системы управления на школьном уровне и её реализация. Приобретение организаторских умений, формирование лидерских позиций.
3 Походы «Тропинками родного края» Формирование правил поведения на природе, получение краеведческих знаний.
4 Школьные мероприятия «День прав детей», «День Конституции».
Формирование компетентности гражданственности.
5 Организация кл. коллектива на работу по школьным проектам «Пришкольный участок», «Экологические акции посёлка»
Формирование опыта, актуализация социальных ценностей, самореализация в социально-значимых делах.
6 Реализация проекта «Школьный музей» Расширение кругозора, знакомство с историей возникновения и развития родного посёлка, в частности школы.
7 Проект «Лучший класс». По результатам мониторинга в конце учебного года.
3.Целевая взаимосвязь реализуемой образовательной программы и внеурочной работы
Внеурочная работа проводится в рамках общеобразовательной программы начального общего образования, подчиняясь следующим целям:
❖ создание единого образовательного пространства для развития личности, где высокое качество образования сочетается с педагогически грамотным учетом развития личности каждого ребенка.
В условиях внеклассной работы реализуются задачи, поставленные в образовательной программе:
Основные задачи:
❖ сохранение здоровья, как высокая ценность школы, предпосылка получения высоких результатов образования, продуктивной мотивации образовательной деятельности;
❖ формирование всесторонне развитой личности, обладающей прочными базовыми знаниями, готовой к самоопределению, к саморазвитию;
❖ создание комфортной образовательной среды на основании личностно — ориентированного подхода к обучению;
❖ формирование личности с разносторонним интеллектом, приемами и навыками творческого труда;
❖ освоение и обогащение опыта созидательного образа жизни, расширение опыта решения жизненно-практических проблем разных видов, создание условий для успешной самореализации в условиях поселка, волости, района;
❖ организация творческой социальной деятельности школьников -деятельности «на благо обществу»;
❖ приобретение организаторского опыта в ходе развития классного и школьного самоуправления.
Цель воспитательной программы «Семья»:
Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.
Я попыталась построить работу с детьми по семи направлениям ( семи « ролям») Я - сын, дочь; Я-гражданин, Я-друг, Я-ученик, Я и мое здоровье, Я и природа, Я и прекрасное.
Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям
« Социальные роли»
Сын, дочь.
Задача: формировать уважение к членам семьи
И прекрасное
Задача: формировать у школьников чувства прекрасного, эстетические вкусы, идеалы
Ученик
Задача: формировать осознанную принадлежность к школьному коллективу
Я
И природа
Задача : прививать любовь к природе
Гражданин
Задача: способствовать формированию активной гражданской позиции.
Друг
Задача: прививать навыки культуры общения
И мое здоровье
Задача: формировать навыки ЗОЖ
для учащихся были бы созданы условия для❖ успешного перехода детей из детского сада в школу и принятия школы, как второго дома;
❖ развития в себе способности действовать самостоятельно и проявлять свои интеллектуальные и творческие способности;
❖ формирования ценностного отношения к себе, другим людям, социуму;
❖ дружеской творческой атмосферы, побуждающий у детей интерес к различным видам деятельности;
❖ для творческой самореализации учащихся;
❖ условия для благоприятной атмосферы общения с родителями.
Таким образом, образовательная программа реализуется во внеклассной деятельности и позволяет:
• построить индивидуальный маршрут школьника с первых шагов его появления в школе;
• в содержании деятельности усилить акцент на воспитание в ученике самостоятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей, сохранение его индивидуальности;
• являясь комплексной программой, объединяя различные образовательные и воспитательные области, формировать всесторонне-развитую личность, обладающую прочными базовыми знаниями, готовую к самоопределению, к саморазвитию.
Поэтому можно утверждать, что данная программа становится механизмом, при помощи которого учащийся начальных классов получает опыт социально полезной деятельности, овладевает различными учебными и коммуникативными навыками, получает навыки самореализации. Это — несомненно, важные и полезные компоненты для развития всесторонне-развитой личности и послужат базой для дальнейшего обучения и воспитания в средних и старших классах.
Вся работа программ направлена на тесное взаимодействие с родителями по осуществлению поставленных задач.
4.Современные педагогические технологии, реализуемые во внеурочной деятельности.
Педагогические технологии Мероприятия
технология организованного общения школьников изучение межличностных отношений детей (метод социометрии);
организация малых групп, способы организации;
обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе: распределение ролей (лидер, функциональные роли: затейник, артист, художник, поэт и т.д.);
обучение культуре общения
гуманизация отношении мальчиков и девочек, традиции класса.
технология индивидуального воспитательного взаимодействия с ребенком изучение интегративных характеристик индивидных свойств личности (типология индивидуальностей);
формирование Образа «Я»;
изучение интересов и склонностей ребенка;
разработка методов индивидуального воздействия на детей.
технология педагогического взаимодействия с родителями школьников изучение социально — культурных и воспитательных возможностей семьи; установление личностного контакта с родителями;
организация совместной деятельности детей и родителей в условиях школы;
педагогическое просвещение родителей;
педагогическая помощь родителям в решении трудных проблем семейного воспитания (коррекция семейного воспитания).
технология проектной деятельности в воспитательной работе • поиск способов решения проблемы
• основные направления проектов:
1 класс - Я — ученик. (Так для первоклассника наиболее актуально осознать себя как ученика. В его жизни все изменилось, он должен научиться быть прилежным, старательным, усидчивым, аккуратным. И в то же время важно, чтобы новые требования не оказались для ребенка непосильными.) 2-3 классы — Я и окружающий мир. (Я и природа, Я и прекрасное)(Второй и третий класс -плодотворный возраст для деятельного творчества, исследовательской деятельности, ученик погружается в изучение окружающего мира).
4 класс- Я -гражданин
здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе - физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз;
- динамические паузы - подвижные игры на переменах: «Воробьи и вороны», «День и ночь», «Топотушки», «Автомобили», «Летает, не летает»;
спортивные мероприятия и конкурсы: «Самый здоровый класс», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлая эстафета» и т.д.;выпускаются газеты: «Твоё здоровье», «Скажи жизни «Да!», «Здоровый образ жизни - это твой выбор!»;
Уроки здоровья (встречи с медработниками ФАП).
- Дни здоровья
- Мероприятия в каникулярное время
Профилактическая работа с учащимися и их родителями.
технология организованного общения школьников
«Толерантность»
технология индивидуального воспитательного взаимодействия с ребенком
технология проектной деятельности в воспитательной работе
«Семь Я»
Педагогические технологии
Здоровьесберегающие технологии в воспитательной работе
«ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК – СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЁНОК»
технология педагогического взаимодействия с детьми и родителями
«МЫ НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ»
4. Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя.
В своей работе с классом я реализую программу «Семь Я».
По результатам ежегодного школьного мониторинга результативности и эффективности деятельности классного руководителя, проводимого оценочной комиссией в составе заместителей директора по учебно-воспитательной работе, председателя методического объединения классных руководителей, была составлена следующая таблица:
№ Критерий Уровень представленности2011/2012 г (1 кл.) 2012/2013 (2 кл.)
Результаты деятельности классного руководителя
1. Наличие плана деятельности
Высоки
классного руководителя Высокий
Высокий
2. Сплоченность классного
Необходимый
коллектива Высокий
3. Наличие родительского комитета
и эффективность его работы 4. Благоприятный психологически
климат в классе Необходимый 5. Отношение родителей класса
к школе 6. Уровень воспитанности
учащихся
Необходимый Высокий
7. Удовлетворенность учащихся класса их социальной защищенностью
Высокий
Высокий
8. Отсутствие отсева учащихся
9. Отсутствие учащихся, оставленных на второй год
10 Рейтинг личных достижений учащихся
11. Участие класса в общественно значимых делах
12. Учебный рейтинг класса Необходимый Высокий
Эффективность деятельности классного руководителя
1. J Анализ условий воспитания Высокий Высокий
2. Разработанность плана
деятельности классного руководителя Высокий Высокий
Разработанность диагностики
воспитанности учащихся и
эффективности воспитательногопроцесса Высокий
Высокий
4. Организация жизнедеятельности
| Высокий класса
Высокий
5. Организация самоуправления в классе Необходимый Высокий
6. Взаимодействие классного руководителя с другими участниками образовательного процесса школы Высокий Высокий
7. Взаимосвязь класса с общественными и культурными организациями п. ГромовоНеобходимый Высокий
8. Регулирование межличностных отношений между учащимися и педагогическими работниками Высокий Высокий
9. Формирование коммуникативных умений учащихся класса Высокий Высокий
10. Поддержка социального развития учащихся класса Высокий Высокий
11. Сформированность у учащихся класса базовых жизненных социальных навыков Необходимый Высокий
12. Деятельность по формированию
качества знании учащихся Высокий Высокий
13. Организация посещаемости учащимися учебных занятий Высокий
Высокий
14. Включенность учащихся в работу кружков,клубов, спорт.секц. и др. Высокий Высокий
Психологический климат класса раскрывается через такие показатели:
сплоченность класса
организованность класса
развитость общественного мнения
Сплоченность класса
В классе наблюдаются доброжелательные отношения. Учащиеся любят вместе проводить время в школе и вне ее. Очень переживают за удачи и неудачи класса, болеют за свой коллектив.
Организованность класса
Все учащиеся легко распределяют между собой работу, согласуют свои действия как со своим классом, так и с другими классными коллективами. Преобладают разумные, справедливые требования друг к другу. Требования предъявляются и принимаются большинством учащихся. В классе есть реально действующие органы самоуправления.
Развитость общественного мнения
В основном все учащиеся единодушны в решении вопросов, касающихся коллективной деятельности. Класс имеет дружеские связи с другими классами школы, учащиеся посещают различные кружки ( хореография, мягкая игрушка, информатика, спортивные секции). Активно принимает участие в школьных мероприятиях, легко отзывается на инициативы. Любимые мероприятия – туристические походы, трудовые десанты, праздники за круглым столом совместно с родителями.
Благоприятный психологический климат в классе
Наблюдается положительная динамика по данному показателю. Если в 2007/2008 г по результатам тестирования, были дети (2 человека из 13 — 15%), с которыми мало общались одноклассники, и они испытывали некоторый психологический дискомфорт, то по результатам опроса в 2008/2009 г. и в 2009/2010 г. 100% учащихся удовлетворены психологическим климатом в классе.
Психологический климат класса раскрывается через такие показатели:
A) сплоченность класса,
Б) организованность класса,
B) отношение к классному руководителю,
Г) развитость общественного мнения,
Д) характер связей в коллективе.
A) Сплоченность класса
В классе наблюдаются доброжелательные отношения. Учащиеся любят вместе проводить время в школе и вне ее. Очень переживают за удачи и неудачи класса, болеют за свой коллектив.
Б) Организованность класса
Все учащиеся легко распределяют между собой работу, согласуют свои действия как со своим классом, так и с другими классными коллективами. Преобладают разумные, справедливые требования друг к другу. Требования предъявляются и принимаются большинством учащихся. В классе есть реально действующие органы самоуправления.
B) Отношение учащихся к классному руководителю
результаты анкетирования «Классный руководитель, какой он?»
Вопросы Результат ответов в % отношении
1. С каким настроением ты идёшь в школу?
1) С радостью;
2) С равнодушием;
3) С предчувствием неприятностей;
4) Скорее бы это всё кончилось; 78%
22%
0%
0%
2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?
1) Часто;
2) Редко;
3) Никогда; 0%
56%
44%
3. Если бывают от кого они исходят?
1) От учителей предметников;
2) От классного руководителя;
3) От учеников; 0%
0%
100%
4. Бывают ли конфликты с классным руководителем?
1) Часто;
2) Редко;
3) Никогда; 0%
0%
100%
5. Какую роль, по твоему, мнению исполняет классный руководитель?
1) Следит за успеваемостью и дисциплиной; 2)Организатор досуга;
3)Помощник ребят в трудных делах;
4)Старший товарищ;
5)Другое;
44%
22%
44%
22%
22%
6.Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?
1) Хвалить;
2) Подбадривать;
3)Делать замечание;
4)Ругать;
5)Жаловаться родителям;
6) Быть вечно недовольным;
44%
22%
22%
12%
0%
0%
Г)Развитость общественного мнения
В основном все учащиеся единодушны в решении вопросов, касающихся коллективной деятельности. Класс имеет дружеские связи с другими классами школы, учащиеся посещают различные кружки ( хореография, мягкая игрушка, информатика, спортивные секции). Активно принимает участие в школьных мероприятиях, легко отзывается на инициативы. Любимые мероприятия — туристические походы, трудовые десанты, праздники за круглым столом совместно с родителями.
Д) Характер связей в коллективе.
Проводилась социометрия. Ее результаты:
Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащимися
Формы работы:
тематические родительские собрания (посещаемость 80%, 20%отсутствуют по уважительной причине)
в классе постоянно работает родительский комитет (организацияклассных вечеров, походов, экскурсионных поездок, помощь школе)
индивидуальная работа с родителями (беседы, посещения семей,приглашение родителей на уроки)
«Круглые столы», родительские лектории, семейные туристско-
краеведческие и экскурсионные программы
семейные клубы и мастерские
дистанционное общение (телефон, буклеты, бюллетени) анкетирование родителей
результаты анкетирования родителей:
Вопросы Результат ответов в % отношении
1 Довольны ли вы отношениями, сложившимися и щнный момент у вашего ребёнка с учителем?
1) очень довольны;
2) довольны;
3) не совсем довольны; 4)не довольны; 60%
40%
0%
0%
2.Довольны ли вы Вашими отношениями с учителем?
1)очень довольны;
2)довольны;
3)не совсем довольны;
4)не довольны; 40%
60%
0%
0%
3.Считаете ли вы, что оценка знаний Вашего ребёнка учителем объективна и справедлива? 1)да, это так;
2)пожалуй, да;
3)пожалуй, нет;
4)нет, учитель часто бывает, несправедлив к моему ребенку; 60%
40%
0%
0%
4. Считаете ли вы, что оценка поступков и поведения Вашего ребёнка учителем объективна и с праведлива?
1)да, это так;
2)пожалуй, да;
3)пожалуй, нет;
4)нет, учитель часто бывает, несправедлив к моему ребёнку; 60%
40%
0%
0%
5.Бывало ли так, что Вам хотелось поговорить с учителем о проблемах, связанных с ребёнком, но это почему-либо не получалось?
1)нет, всегда спокойно могу обратиться к
учителю;
2)нет, мне достаточно родительских собраний;
3)да, было 1 или 2 раза;
4)да, и довольно часто; 100%
0%
0%
0%
6.Охотно ли Вы идёте в школу на родительское собрание?
1)да, охотно;
2)не всегда охотно;
3)всегда неохотно;
4)стараюсь избегать родительские
собрания; 100%
0%
0%
0%
Состояние правонарушений учащихся.
В классе правонарушений нет.
Развитие самоуправления в классе
-3238513970
Участие учащихся в жизни образовательного учреждения
Мероприятия. Дата % участников из класса
1. Кросс наций
09.11; 09.12; 100%;
2. Конкурс рисунков «Дети против наркотиков»
09.11; 09.12;
100%;
3. Концерт ко Дню учителя и выпуск стенгазеты
09.11; 09.12; 100%;
4. Конкурс «Открытие года»
10. 11; 10.12; 5. Праздник «День матери»
11.11; 11.12; 100%;
6. Новогодний карнавал
12.11; 12.12; 100%;
7. Снятие блокады с города Ленинграда
02.11; 02.12; 100%;
8. Концерт ко «Дню защитника Отечества»
02.11; 02.12; 100%;
9. Концерт, посвященный Международному женскому дню /8 марта/ 03.11; 03.12; 100%;
10. Конкурс «Ученик года» (в школе и в районе) 02-04.11; 20.04.12; 6 учен./1 ученик
11. День юмора»
04.11; 04.12; 100%;
12. Конкурс «Лучший класс»
В течение года 100%;
13. Благоустройство школьной территории
05.11;05.12; 100%;
14. «День Победы»
05.11;05.12; 100%;
15 Участие в предметных неделях
В течение года 100%;
16. Спортивные соревнования
В течение года 100%;
17. Выпуск школьной газеты «Десяточка» В течение года 40%;
Мероприятия Дата % участников из класса
1. Акция «День пожилых людей» 10.09
10.10 67%
83%
2. «День работника сельского хозяйства»
(поздравление работников с/х посёлка) 10.09
10.10 41%
41%
со Изготовление игрушек на поселковую елку 12.07
12.08
12.09 41%
83%
67%
со «Новогодняя сказка» (для детей посёлка) 01.10 67%
4. Масленица 02.09
02.10 67%
67%
5. Концерт, посвященный Международному женскому дню /8 марта/ 03.06
03.07
03.08 40%
40%
60%
6. Благоустройство территории поселка 05.06
05.07
05.08 60%
100%
100%
7. Торжественный митинг, посвященный Дню Победы 05.06
05.07 20%
40%
Поздравление ветеранов 05.07
05.08 60%
60%
День защиты детей — поселковый праздник 01.06.
08 01.
06.07.
06.10. 41%
67%
83%
Работа на пришкольной участке, оформление клумб в поселке май - июнь 2009 40%
Участие учащихся в решении проблем местного социума
5. Использование современных образовательных технологий современные педагогические технологии:
Современные педагогические технологии Целевые категори иучащихся Формирование социально значимых качеств Признаки результативности
Учебный процесс (1-4 классы — русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, технология)
Проектная деятельность 1-4 классы Развитие познавательной самостоятельности, коммуникативности, творческих способностей. Охват проектной деятельностью —100%.
Ученики овладели навыками проведения собственных наблюдений и экспериментов. Они очень ценны в плане развития самого исследовательского поведения и приобретения новой информации о мире природы и человека.
Технология модульного и бл очно-модульного обучения. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова 3-4 кл. Развитие навыков работы с учебной литературой, способности свободно ориентироваться в информационном пространстве, формирование самостоятельности Высокое качество знаний по предметам. Успеваемость —100% Наличие победителей на олимпиадах школьного уровня. Участие в конкурсах и олимпиадах на основе рефератов, проектов повышается из года в год.
Информационно-коммуникационные технологии 3-4 кл. Развитие познавательной активности школьников, расширение и углубление содержания образования за счет информации, полученной с помощью новейших
информационных систем и технологий. Презентация проектных работ в компьютерном варианте — 40% Использование ИКТ для сбора учебного материала — 4 кл. 60%
Интеграция содержания образовательных областей 2-4 кл. Повышение уровня обученности, системности знаний. Развитие познавательной самостоятельности действий. Успеваемость —100%;
Повышение качества знаний, рост числа учащихся, участвующих в различных конкурсах и проектах, рост социальной активности
Технологии ролевых игр. 1-4 кл. Проявление ценностно-эмоционального и ценностно-смыслового отношения к знаниям, востребованность таких отношений Научились принимать на себя определенные роли, научились выражать чувства, эмоции на языке «предмета». Участие в ролевых играх на уроке -100% учащихся класса.
Дополнительное образование
Технологии проектной деятельности 1-4 классы Развитие познавательной самостоятельности, коммуникативности, творческих способностей. Охват проектной деятельностью —100%. Победа в школьном конкурсе проектов «Замки из геометрических материалов».
Технологии деловых и ролевых игр 11-4 кл. Развитие способности к проектированию в различных школьных сообществах Формирование активной гражданской позиции, навыков делового общения. Организационно-деятельностная игра
Внеурочная работа во внеклассной деятельности
Технологии коллективной организаторской деятельности 3-4 КЛ. Участие в коллективном способе планирования, участия, подведении итогов, последействии. Деятельностныеличностные
компетенции:
целеполагание,
упорядоченность
действий,
формулирование
ожидаемых
результатов,
способность
организовать других
Технология организованного общения школьников 1-4 кл. -активное освоение
социального
пространства,
сопровождающееся
рефлексией и
саморефлексией,
активное участие в преобразовании окружающей социальной среды,
-нахождение достойного человека места обществе. -умение школьников мирно жить с непохожими на него соседями, понимать их, быстро ориентироваться в меняющемся мире.
Технологии воспитательной
работы,
использование
которых
позволяет
сформировать у
учащегося
личностные
качества
конкурентоспособного человека 1-4 кл. Повышение самостоятельности, инициативности, мотивации достижения успеха. рост активности и
ответственности,
проявление
инициативы (растетколичество
школьных
инициатив, % участия в общественной жизни), организация действенного ученического самоуправления
Здоровьесберегающиетехнологии 1-4 кл. Повышение мотивации необходимости занятий физкультурой, ведения здорового образа жизни. -снижение заболеваемости, победы в соревнованиях на школьном и районном уровне.
2. Целевая взаимосвязь реализуемой образовательной программы и внеурочной работы
Внеурочная работа проводится в рамках общеобразовательной программы начального общего образования, подчиняясь следующим целям:
создание единого образовательного пространства для развития личности, где высокое качество образования сочетается с педагогически грамотным учетом развития личности каждого ребенка.
В условиях внеклассной работы реализуются задачи, поставленные в образовательной программе:
Основные задачи:
сохранение здоровья, как высокая ценность школы, предпосылка получения высоких результатов образования, продуктивной мотивации образовательной деятельности;
формирование всесторонне развитой личности, обладающей прочными базовыми знаниями, готовой к самоопределению, к саморазвитию;
создание комфортной образовательной среды на основании личностно — ориентированного подхода к обучению;
формирование личности с разносторонним интеллектом, приемами и навыками творческого труда;
освоение и обогащение опыта созидательного образа жизни, расширение опыта решения жизненно-практических проблем разных видов, создание условий для успешной самореализации в условиях поселка, волости, района;
организация творческой социальной деятельности школьников — деятельности «на благо обществу»;
приобретение организаторского опыта в ходе развития классного и школьного самоуправления.
Цель воспитательной программы «Семь Я»:
Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.
Я попыталась построить работу с детьми по семи направлениям ( семи « ролям») Я - сын, дочь; Я-гражданин, Я-друг, Я-ученик, Я и мое здоровье, Я и природа, Я и прекрасное.
Работа по данным направлениям реализуется через организацию внеклассных мероприятий, проектов,бесед, классных часов, конкурсов, игр, КВН, коллективных творческих дел. Творческие дела планируются, готовятся и проводятся совместно с родителями, учителем, учениками. Через совместные дела родители могут увидеть, как учится и развивается их ребенок в коллективе, перестают относиться к школе, как посторонние наблюдатели.
Содержание работы « Семь Я» соответствует возрастным особенностям ребенка, его интересам и потребностям. Она ориентирована на воспитание в человеке ответственности, порядочности, уважения мнения других людей, чувства коллективизма и взаимопомощи. Воспитательная работа проходит по следующим трем этапам:
1-й этап
« ПЕРВЫЕ ШАГИ» Давайте, познакомимся.
1 класс
Задача: изучение потребностей, интересов и склонностей первоклассников, помощь в безболезненном адаптировании к школьной жизни.
2 –й этап
«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
2 класс
( деятельность по сплочению классного коллектива)
Задача: способствовать установлению более тесных контактов между учениками, учителем и родителями, формированию классного коллектива.
3 этап
« ЧТО МНЕ СНЕГ, ЧТО МНЕ ЗНОЙ,
КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ»
3-4 классы
Задача: развитие умения организовывать коллективно – творческое дело, воспитание самостоятельности.
Проект «Толерантность»
Технология организованного общения школьников
изучение межличностных отношений детей (метод социометрии);
организация малых групп, способы организации;
Обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе: распределение ролей (лидер, функциональные роли: затейник, артист, художник, поэт и т.д.);
Обучение культуре общения;
Гуманизация отношений мальчиков и девочек, традиции класса;
Исследование индивидуальных особенностей личности.
Технология индивидуального воспитательного взаимодействия с ребенком
изучение интегративных характеристик индивидных свойств личности (типология индивидуальностей);
формирование Образа «Я»;
изучение интересов и склонностей ребенка;
разработка методов индивидуального воздействия на детей.
ПРОЕКТ «ОБРАЗ Я?»
Основан на использовании технологий проектной деятельности в воспитательной работе, на основе поиска способов решения проблемы.
Основные направления проекта:
1 класс – Я – ученик; 2-3 классы – Я и окружающий мир;4 класс – Я и родной край.
ПРОЕКТ «МЫ НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ»
Основан на использовании технологий педагогического взаимодействия с детьми и их родителями.
изучение социально – культурных и воспитательных возможностей семьи; установление личностного контакта с родителями;
организация совместной деятельности детей и родителей в условиях школы;
педагогическое просвещение родителей;
педагогическая помощь родителям в решении трудных проблем семейного воспитания (коррекция семейного воспитания)
Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащимися
Формы работы:
тематические родительские собрания (посещаемость 60%, 0% отсутствуют по уважительной причине)1-2 раза в четверть;
в классе постоянно работает родительский комитет (организация классных вечеров, походов, экскурсионных поездок, помощь школе)
в течение учебного года;
«Совет отцов» организация и проведение турпоходов, ремонт класса;
индивидуальная работа с родителями (беседы, посещения семей, приглашение родителей на уроки)
в течение учебного года;
«Круглые столы», родительские лектории, семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы
традиционные встречи многодетных семей
1 раз в четверть
дистанционное общение (телефон, буклеты, бюллетени)
в течение учебного года;
семейные клубы и мастерские
организация праздников, поездок;
анкетирование родителей
в течение учебного года;
ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК – СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЁНОК»
Основан на здоровьесберегающих технологиях в учебно-воспитательной работе.
Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова)– но и появляются трудности в учении. В первую очередь это концентрации внимания, памяти, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной полноценной и интересной жизнью? Всё это очень волнует меня. Я пришла к выводу, что решить эти вопросы я могу через идеи формирования здорового образа жизни.
физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз;
динамические паузы - подвижные игры на переменах;
спортивные мероприятия и конкурсы: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Вместе весело шагать»;
выпускаются газеты: «Жить здорово!», «В здоровом теле – здоровый дух!»;
уроки здоровья (встречи с медработниками ФАП);
дни здоровья;
мероприятия в каникулярное время;
профилактическая работа с учащимися и их родителями
ПРОЕКТ
«Что мне интересно сегодня? Что мне пригодится завтра?»
Основан на использовании исследованиях повышения мотивации к учению.
Повышение и понижение интереса к различным предметам.
(Пять любимых предметов)
Используемые методы диагностирования образовательных достижений учащихся:
Название метода Форма
1 На уроке: традиционныеОпрос, тестирование, творческие работы (доклад, сочинение, реферат), анкетирование, предметные олимпиады;
2 инновационные Защита проектов и исследовательских работ;
3 комбинированные Кроссворды, викторины, выставки работ, электронные тесты;
В дополнительном образовании Педагогические тесты, вопросники с выбором ответов, наблюдение, предметные олимпиады;
В работе классного руководителя Устные журналы, педагогические диспуты по проблемам класса, анкетирование учащихся и родителей, социометрия;
Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ОСВОЕНИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
а) Методическая деятельность Обязанность каждого учителя – повышение профессионального мастерства путём участия в различных формах методической работы, одной из которых является создание методического продукта - это одна из форм выражения результата методической деятельности, способ распространения педагогического опыта. На сегодняшний день в моей методической копилке можно найти собственные методические разработки пособий, учебных занятий, внеклассных мероприятий с использованием современных технологий. Все разработки имею текстовый документ и мультимедийную презентацию, выполненную в программе Microsoft Power Point. Мои методические разработки представляют собой опыт использования интерактивных приемов, методов и форм обучения.
а)Внеклассные мероприятия
- Классный час «Духовно-нравственный образ богатыря земли русской» (1-2класс). Данное мероприятие способствует расширению знаний обучающихся о Великой Отечественной войне, формированию представлений о воинском долге и верности Отечеству, опыта нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, воспитывает чувства патриотизма, ответственности за свою Родину и уважения к старшему поколению путём изучения материала о концлагере Бухенвальд.Все материалы можно найти в сети Интернет:- на персональном сайте учителя
б) Инновационная деятельность Одним из условий развития школы является инновационная деятельность, активными участниками которой являются учителя. Под словом «инновации» я понимаю что-то принципиально новое, незнакомое для себя лично.
Готовность к нововведениям - это проявление творческого стиля моей деятельности, в котором сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности. Какие же инновации имеют место в моей педагогической деятельности? Как современный учитель активно внедряю в свою работу ИКТ. ИКТ-компетенция позволяет мне быть активным участником образовательного процесса. Я как классный руководитель ведут базу данных по своему классу, у меня имеется электронный альбом, начата работа по ведению Электронного дневника в школьной образовательной сетиДневник.руОдной из основных задач моей педагогической деятельности является работа с одарёнными детьми. Дети с признаками одаренности требуют принципиальных «вещей» на уроке, широкого охвата материала, иначе они могут утратить интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Свою работу с одарёнными детьми строю на трёх принципах. Во-первых, принцип индивидуализации и дифференциации обучения. В целях реализации этого принципа практикую такие формы работы, как опережающее обучение, расширение знаний по предметам, дифференцированное задание на уроках.
Вторым важнейшим принципом является принцип возрастания роли внеурочной деятельности через кружки, факультативы, вовлечение в исследовательскую деятельность.
Третий необходимый принцип – принцип создания условий для самостоятельной работы учеников при минимальной роли учителя. Одаренные дети индивидуально или же под моим руководством, используя возможности сети Интернет, заходят на образовательные сайты, находят задания повышенной сложности и пытаются справиться с ними самостоятельно. В случае появления трудностей выполняем задания совместно.
в) Непрерывное саморазвитие как важнейшее условие совершенствования мастерства педагога Учитель – это профессия, в которой я не могу остановиться на достигнутом и стоять на месте. Она требует от меня постоянного роста, самосовершенствования, поиска новых методов и путей. Ведь педагог в современном обществе – это тот же ученик. Он постоянно учится сам: осваивает новые методики и технологии, внедряет инновации и изучает литературу, внося личный вклад в повышение качества образования. Именно в этом и заключается ценность учения: не только отдавать знания ученикам, но и самому уметь учиться и стремиться к профессиональному росту. Тогда и ученики с удовольствием последуют за учителем в нелегком, но таком увлекательном процессе овладения новыми знаниями и умениями. Свое профессиональное мастерство постоянно совершенствую, самостоятельно изучая современную научно-методическую литературу. Вот тот небольшой список, который я выделила из проработанных мною пособий, именно эти считаю необходимым подспорьем в своей работе:
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе Антология Издательство: Глобус Здоровье детей - самое ценное, что у нас есть. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе должны быть направлены на то, чтобы дети уже в этом возрасте приучались правильно питаться и заботиться о своем самочувствии. Учителя начальной школы должны не только научить детей читать и писать, но и помочь ребятам получить первые знания о здоровом образе жизни, закаливании, самозащите. Учитывая возрастные и психологические особенности младшего школьника, такая работа должна проводиться в нестандартной форме, в форме КВНов, викторин, путешествий, конкурсов и т.д. Такие мероприятия оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей.
Данное методическое пособие содержит тематическое планирование и разработки уроков по программе "Правильное питание" для учащихся 1-4 классов, а также разработки внеклассных мероприятий. Предназначено пособие для учителей начальной школы, методистов, завучей, родителей.
Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников Составители Н. Багичева, Маргарита Кусова, Елена Плотникова, С. Плотникова, В. Шуритенкова В пособии обобщены и систематизированы сведения по курсам: "Русский язык и культура речи", "Теоретические основы и технологии начального языкового образования"; кратко излагается содержание основных разделов курсов, определяется круг усваиваемых и закрепляемых понятий, обращается внимание на вопросы, не имеющие однозначного освещения в учебной литературе. В материалах раздела "Современный русский язык" сопоставляются научная и школьная грамматики, определяется методический аспект их изучения. В разделе "Основы методики обучения русскому языку в начальной школе" квалифицированно определяются теоретические, лингвистические, психолого-педагогические основы методики. Освещаются наиболее актуальные и значимые вопросы преподавания русского языка, представляются материалы по альтернативным методикам.
Итоговая аттестация в начальной школе Автор: Е. В. Советова Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования изменил требования к основным образовательным программам. В начальной школе появились нововведения: компетентностно-ориентированные задания, комплексные проверочные задания, ориентированные на реальную жизнь. В книге предложены учебно-методические материалы, объясняющие смысл нововведений и содержащие практико-ориентированные задания и комплексные итоговые работы на предметной и межпредметной основе, в основе которых лежат ситуации из реальной жизни. Задания сгруппированы по основным предметам школьной программы и ориентированы на подготовку к Итоговой аттестации по основным предметам курса начальной школы - математике, русскому языку, чтению и окружающему миру.
Книга поможет родителям и педагогам оценить знания младших школьников за курс начальной школы и выявить темы, требующие более пристального внимания со стороны учащихся.
Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс Редактор С. Кравцова Данные рабочие программы предназначены для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы и разработаны и составлены с учетом Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по авторской программе Образовательной системы "Школа 2100" на основе авторских учебных программ Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и др. Сборник содержит рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология - с развернутыми пояснительными записками. Также дано подробное тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся и развернутое календарно-тематическое планирование, с требованиями к уровню подготовки обучающихся (прогнозируемыми метапредметными и предметными результатами) и универсальными учебными действиями.
Книга предназначена для учителей-предметников, завучей, методистов, студентов и магистрантов педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации
120 уроков психологического развития младших школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития Автор: Н. П. Локалова 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов) состоит из двух частей - книги для учителя (1 часть) и материалов к урокам психологического развития (наглядных и раздаточных) (2 часть). Первая часть программы представляет собой книгу для учителя, в которой на базе основного закона психического развития - закона системной дифференциации - подобраны, расположены и поурочно описаны более 350 психологических заданий, направленных на развитие познавательных процессов, пространственных представлений, психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, психологических новообразований младшего школьного возраста. Внутреннее содержание данной программы направлено на всестороннее развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся. Во второй части программы содержатся иллюстрации и раздаточные материалы, требующиеся к значительному числу заданий, описания по использованию которых содержатся в первой части.
Данная развивающая программа предназначена для использования учителями начальных классов, школьными психологами, студентами психологических и педагогических учебных заведений, родителями, желающими помочь своим детям в обучении.
Группа продленного дня. 1-2 классы Составители Любовь Гайдина, Алла Кочергина В пособие включены конспекты учебно-воспитательных занятий в группе продленного дня, беседы по правилам дорожного движения и противопожарной безопасности, интеллектуальные, развлекательные и подвижные игры, беседы и мероприятия на нравственно-этические темы, которые способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей младших школьников, укреплению их психического и физического здоровья.
Предназначено для педагогов - воспитателей групп продленного дня, учителей начальных классов, педагогов - организаторов внеклассной работы в школе.
Деятельностный подход к обучению в начальной школе Автор: Е. И. Матвеева, И. Е. Патрикеева В пособии раскрыты особенности урока литературного чтения в условиях системно-деятельностного подхода к обучению. Описаны разные типы уроков, их временная и пространственная организация, условия подготовки и проведения, схема анализа и самоанализа, а также планируемые результаты обучения в начальной школе. В основе пособия лежит многолетний опыт авторов по организации учебной деятельности в начальной школе, построенной на постулатах деятельностной педагогики.
Пособие будет полезно учителям начальных классов, осваивающим новый образовательный стандарт, методистам и руководителям школ.
Дидактические и развивающие игры в начальной школе (+ CD-ROM) Составитель Елена Галанжина Сборник продолжает серию "Современная школа". В книгах этой серии содержатся материалы, разработанные участниками "Сети творческих учителей" сообщества "ИКТ в начальной школе". В данном пособии содержатся игровые уроки, помогающие ребенку учиться с увлечением, формирующие предметные компетенции. С помощью увлекательных игр ребенок изучает буквы, учится читать, запоминает правильное написание слов, осваивает основы фонетики. В то же время, дидактические игры с применением ИКТ способствуют формированию надпредметных компетенций младшего школьника - так называемых ИКТ-компетенций. Электронное приложение (CD-диск) содержит презентации, флэш-игры, викторины, кроссворды, пазлы. Материалы, которые содержатся на CD-диске, помогут учителю сделать занятия более насыщенными, более информативными и наглядными.
Книга предназначена для учителей начальной школы, завучей, методистов, слушателей системы повышения квалификации работников образования, студентов педагогических вузов.
Задания школьных олимпиад. 1-4 классы Автор: О. Н. Пупышева Настоящее пособие содержит задания для школьных олимпиад в начальной школе по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". Оригинальные познавательные и интеллектуальные задания позволят раскрыть способности младших школьников, повысить их интерес к различным наукам, развить творческую инициативу. Приводятся полные, подробные ответы.
Издание адресовано учителям начальной школы, работающим по любой из современных программ, а также родителям - для дополнительных занятий с детьми.
Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа Автор: В. Ю. Баранова, М. Ю. Демидова, Г. С. Ковалева, К. А. Краснянская, М. И. Кузнецова, Н. В. Нурминская, О. А. Рыдзе В пособии предлагаются два варианта комплексных работ для итоговой оценки сформированности учебной компетентности учащихся 4 классов и методические рекомендации для проведения работы. Предлагаемая система работ направлена на оценку способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде, и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений по математике, русскому языку, чтению и окружающему миру, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе. В методических рекомендациях описываются цели работы, структура и содержание каждого варианта, особенности заданий, рекомендации по проведению работы, проверке и оценке результатов выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли Редактор Александр Асмолов Пособие посвящено одному из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формированию универсальных учебных действий. В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов. Даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться. Представлены основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция Автор: А. Г. Самохвалова Общение - это естественная среда дошкольников и младших школьников, в условиях которой они накапливают социальный опыт, познают мир, самореализуются. Коммуникативные успехи или проблемы во многом обусловливают самооценку ребенка, его психоэмоциональное состояние, развитие тех или иных личностных качеств. Своевременная диагностика и коррекция коммуникативных трудностей позволит ребенку гармонично развиваться, повышал уровень его психологической культуры. В учебно-методическом пособии раскрываются сущность и структура коммуникативного потенциала ребенка, выявляются типичные для детей трудности общения, описываются методы диагностики коммуникативной сферы личности, предлагаются различные формы психокоррекции коммуникативных проблем ребенка.
Критериальное оценивание в начальной школе Автор: Е. И. Матвеева, О. Б. Панкова, И. Е. Патрикеева В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения младших школьников. Появляется так называемое критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика. В пособии описаны многолетний опыт организации такой системы, приемы, формы и средства ее реализации. Изложены подробные "партитуры" уроков по основным предметам начальной школы, показано содержание проверочных и контрольных работ, раскрыты особенности ведения школьной документации.
Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 2. Разработки нестандартных уроков. Материалы для воспитательной работы. Сценарии коллективных творческих дел (+ CD-ROM) Издательство: Планета Данное методическое пособие содержит разработки уроков разных типов (уроки-исследования, уроки-проекты и т.д.) по основным предметам начальной школы. Пособие дополнено электронным приложением (CD-ROM), на котором представлены мультимедийные сопровождения уроков - презентации, выполненные в программе PowerPoint. Возможности мультимедийных презентаций позволят учителю сделать урок более наглядным, информативным и продуктивным. Кроме разработок уроков представлен материал для проведения классных часов, разработки коллективных творческих дел "Родители + дети".
Мир фантазии. Методическое пособие для учителя начальной школы Автор: Светлана ГинКурс `Мир фантазии` ставит своей задачей обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения. Методологическую основу курса составляют приемы развития творческого воображения из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Пособие представляет собой подробные поурочные разработки для учащихся 2-3 классов, включающие в себя рекомендации по проведению каждого урока, примерные схемы диалогов, анализ возможных трудностей, иллюстративный материал к уроку.
Курс `Мир фантазии` прошел апробацию в 1994 - 2000 гг. в школах России, Украины и Белоруссии.
Модели основной образовательной программы образовательного учреждения. Опыт регионов. Начальная школа Издательство: Просвещение В пособии представлены три варианта основной образовательной программы образовательного учреждения. Данные программы являются победителями Санкт-Петербургского городского конкурса "Научно-методическое сопровождение разработки и формирования образовательной программы начального общего образования в контексте нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования". Программы разработаны в соответствии с требованиями стандарта и могут быть ориентиром для руководителей образовательных учреждений при составлении собственной программы.
Новые олимпиады для начальной школы Автор: Н. А. Шевердина, Л. Л. Сушинскас В настоящем сборнике приведены примерные виды олимпиад по всем учебным программам: по русскому языку, чтению, истории, природоведению, основам безопасности жизнедеятельности. Оригинальные задания, вошедшие в данный сборник, являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и т.д.), вызывают интерес к процессу познания. Они помогут учителю интересно и нестандартно провести подготовку к предметным олимпиадам.
Одной из составляющих профессии педагога является самообразование – это одна из форм повышения профессионального мастерства педагога, это целенаправленная познавательная деятельность учителя с целью приобретения знаний. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять, к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.