УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМА: СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 имени А.Г. Головко»








Математика




Тема: «СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД»









Подготовила: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Бельчакова Н.А.











Г. Прохладный
2011 год

УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ
ТЕМА: СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД
Класс: 2
Учебник: А.Л.Чекин. 2 класс, часть 1.
Тема урока: Сложение двузначных чисел с переходом через разряд, вида 27+34
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения:
- проблемный
- частично-поисковый
- словесно-логический
Тип знания: правило (выведение алгоритма сложения)
Цели:
1.Образовательная:
- организовать деятельность учащихся по ознакомлению с вычислительным приемом для случаев вида 27+34 и помочь уяснить практическую значимость материала;
- создать условия для развития у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
2.Развивающая:
- развивать умения в использования научных методов познания /наблюдения/;
- развивать умения осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;
- развивать память, мышление, умение анализировать, делать выводы.
3.Воспитательная:
- воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать сообща, в парах,
чувство товарищества;
- вырабатывать навыки физической и психической саморегуляции;
- прививать любовь к родному краю.
4. Здоровьесберегающая:
- способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение физминутки;
- соблюдение правильной посадки.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Формирование личностных УУД (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе);
Формирование познавательных УУД (читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме)
Формирование коммуникативных УУД (вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, обучающиеся получают возможность научиться взаимодействовать в группах – сотрудничать)
Формирование регулятивных УУД (обучающиеся получают возможность контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои достижения).

Оборудование:
Демонстрационные материалы:
- алгоритм решения примеров на сложение двузначных чисел;
Раздаточные материалы:
- карточки с примерами;
- карточки с образцами;
- карточки самооценки.
 
Ход урока.
 
I. Мотивация учебной деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) определить содержательные рамки урока.
Мы сегодня отправляемся в путешествие на корабле под названием «Непоседы». Назовите порт приписки корабля. Наш город – (Прохладный). Республика – (Кабардино - Балкария). Экипажи готовы? Давайте выберем командиров. (Учащиеся в группах обсуждают кандидатуры командиров.)
– Какое, на ваш взгляд, главное умение при работе в группе? (Умение слушать, умение слышать друг друга, уважать мнение каждого.)
-Командиры наденьте бескозырки.
Дети, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Вы старайтесь сегодня работать быстро, расчёты производить правильно, не бросать друга в беде.
Запись на доске. Читают хором.
Мы сегодня отправляемся В дальний путь, далекий путь. В царство Математики
И пробудем там чуть-чуть


II. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности.
Цель:1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить алгоритм решения примеров на сложение двузначных чисел без перехода через разряд;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, синтез.
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем, символов.
Чтобы узнать в какой город мы отправимся, вам необходимо выполнить задание (маршрутный лист №1)
1) Решите примеры. Расположите ответы в порядке возрастания. Что это значит? Прочитайте полученное слово.
94 + 2 = Е 8 + 5 = Л
80 + 6 = И 30 + 20 = Ж
62 + 8 = Н 17 + 3 = О
26 + 30 = Е 6 + 3 = С
9
13
20
50
56
70
86
96

с
л
о
ж
е
н
и
е


 
-Что общего в этих примерах? (Ответы детей: все они на сложение).
- Так чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Прочитайте: какое слово у вас получилось?
- Что мы с вами будем делать в этом городе?
(Ответы детей: решать примеры на сложение).
Ещё раз посмотрите на полученный ряд чисел и назовите лишнее число. Почему оно лишнее?
- Назовите остальные числа в порядке возрастания. Что вы знаете о двузначных числах?
- На какие две группы можно разделить данные числа?
- Некруглые числа замените суммой разрядных слагаемых.
- Вспомните, каким правилом мы должны пользоваться при сложении двузначных чисел?
Чтобы к двузначному числу прибавить двузначное надо: заменить каждое число суммой разрядных слагаемых и десятки прибавить к десяткам, а единицы к единицам.
- Давайте зафиксируем это правило опорной схемой. (На доске опорная схема с предыдущего урока). Какой район в этом городе мы посетим? (Двузначные числа)
Так, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
 - Откроем бортовые журналы и сделаем первую запись.
-Физминутка 1.
Учащиеся декламируют стихотворение:
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь,
(Учащиеся записывают число, классная работа) Что вы можете рассказать о числе 22?(Оно двузначное, содержит 2 десятка и 2 единицы, чётное, его соседи – 21и 23)
А следующий маршрутный лист нам укажет нужную улицу.
2) Решите следующие примеры и вы узнаете на какой улице мы находимся.. (Дети выполняют индивидуальное задание, маршрутный лист №2.)
45 + 12 = 57 27 + 42 = 69 27 + 34 = ?  
III. Локализация затруднений.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2)сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности;
3) согласовать цель и тему урока.
 - Какое задание вы выполняли? ( Ответы детей: решали примеры на сложение).
- Какие ответы вы получили? (Дети фиксируют ответы на доске).
- Где возникло затруднение? (Ответы детей: в последнем примере).
- Посмотрим, что общего в примерах? (Ответы детей: сложение двузначных чисел)
- Почему не смогли решить последний пример?
- Чем он отличается от предыдущих примеров? ( Ответы детей: при сложении единиц получается число больше десяти. Такие примеры мы ещё не решали).
  Так, на какой улице мы с вами оказались? (переход через разряд)
IV. Построение плана проекта.
Цель:
1) сформулировать цель урока;
2) организовать коммуникативное взаимодействие (в парах, фронтально) для построения нового способа действия;
3) зафиксировать новый способ действия.
 - Чему мы должны научиться на уроке? (Ответы детей: сложению двузначных чисел с переходом через разряд)
  V. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие по осуществлению плана;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой форме.
- Давайте выполним сложение чисел 27 и 34с помощью схемы.
Учащиеся в группах выводят способ решения примеров нового вида. Записать в тетрадях:27+34=(20+7)+(30+4)=(20+30)+(7+4)=50+11=61
  - Какой получился ответ в этом примере? (27 + 34 = 61)
- У кого получился такой же ответ? (Ответы детей)
- Как же решаются такие примеры? Экипажи доказывают правильность своего решения.
- Раскладываем на разрядные слагаемые
-  Складываем по разрядам (сначала десятки, а потом единицы)
- Какое число получилось при сложении 20 и 30? Является ли оно разрядным слагаемым этого же разряда?
- Какое число получилось при сложении 7 и 4? Будет ли число 11 разрядным слагаемым этого же разряда?
- Что же происходит?
- На каком этапе произошёл переход через разряд: при сложении единиц или при сложении десятков?
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  Цель:
1) зафиксировать приём сложения двузначных, когда в разряде единиц получается число больше десяти во внешней речи.
- Как вы думаете, чем дальше займёмся? ( Ответы детей: потренируемся в решении таких примеров)
- Попробуем поупражняться в решении таких примеров. Откроем учебники на стр.80 найдём №4.Работаем в учебнике, записи делаем простым карандашом. Заполнить пропуски в схеме. Один ученик работает у доски.
- В бортовых журналах поставьте №3.
- Стр.79 №3. С комментированием.
-Физминутка 2. "Кораблик"
Плыл кораблик по волнам,
Парус рвался к облакам.
Волны к борту поднимались,
О кораблик разбивались.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.
Форма работы: в парах.
- Выберите и решите примеры на новый вычислительный приём.
- Стр.80 №6. 
-Для проверки – карточка самооценки (92 82 90) –вывесить на доску.
VIII. Самостоятельная работа.
Цель:1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на сложение двузначных чисел, когда в разряде единиц получается число больше десяти;
2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- Я думаю, теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание.
У вас даны карточки с буквами. Найдите значение данных там выражений и поставьте букву на ответ. Если все выполнят задание правильно, то мы узнаем, куда мы прибыли.

15+28 34+57 34+58 29+14

45+27 29+34 28+56 39+25 26+29 17+15

25+19 29+23

26+25 26+17 19+53 46+17 19+26 16+29 28+36 38+29 35+38 27+34 36+45 64+26

75+18 54+39 54+38 27+55 34+65

НАША
РОДИНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ!
Чтобы быть настоящим гражданином нашей Республики, необходимо учиться решать сложные задачи.

IX. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
1) зафиксировать новое правило, изученное на уроке;
2) оценить результаты собственной деятельности;
3) согласовать домашнее задание стр.80, №5, стр.79, №1.
Форма работы: фронтальная.
- Чему мы научились? (Ответы детей: научились решать примеры на сложение двузначных чисел, когда в разряде единиц получается больше10).
- Научились ли мы этому? (Ответы детей).
- На этом наше путешествие заканчивается.



РЕЛАКСАЦИЯ « СОЛНЫШКО» Сядьте удобно. Опустите голову на парту. Закройте глаза и постарайтесь представить то, о чем я буду говорить. Напряженье улетело, И расслаблено все тело, Будто мы лежим на травке. На зеленой мягкой травке. Греет солнышко сейчас - Руки теплые у нас. Жарче солнышко сейчас – Ноги теплые у нас. Дышится легко, Ровно, глубоко. Нам понятно, что такое Состояние покоя. - Поднимите голову, откройте глаза, встаньте из – за парт, покажите, как смотрит солнышко. Улыбнитесь друг другу. Садитесь. Ребята, найдите у себя на парте «солнышко» и «тучку». Поднимите картинку, которая теперь соответствует вашему настроению. Молодцы! У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе, вы справились со всеми трудностями на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] уроке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], узнали еще один секрет в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] математике [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. И у меня чудесное настроение от вашей хорошей работы. Я тоже могу показать солнышко, ещё и потому, что хочу чтобы над нашей многонациональной Республикой, живущей в мире, всегда сияло солнышко.