Конспект урока математики на тему Поразрядное сложение двузначных чисел с переходом через разряд
Дата____________ ФИО учителя_________________________________________________
Класс___________ ФИО практиканта_____________________________________________
Технологическая карта урока №___
Предмет: _______________________________________
Целевой блок
Тема урока: "Поразрядное сложение двузначных чисел с переходом через разряд "
Цель урока:
Изучение алгоритма поразрядного сложения двузначных чисел;
Планируемые результаты: Предметные УУД:
1) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
2) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
Личностные УУД:
1) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные УУД:
*Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.
2.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
3.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности
4.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
5.Проговаривать последовательность действий на уроке.6.Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
7.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
8.Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
*Коммуникативные:
1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.
2.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
3.Донести свою позицию до других. 4.Постановка вопросов .
5.Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
6.Разрешение конфликтов.
7.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
*Познавательные:
1.Давать определения понятиям.
2.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.3.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.4.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.5.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Инструментальный блок
Тип урока:
Урок повторения изученного материала
Формы, приёмы и методы Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические
Образовательные ресурсы: Учебник, рабочая тетрадь
Раздаточный материал, таблицы
Доска, мел
План урока.
1. Организация начала урока.1-3 мин.
2. Актуализация знаний.5 - 10 мин.
3. Физминутка.3- 5 мин.
4. Основная часть 15 - 20 мин.
5. Физминутка. 2- 3. мин.
6. Итог урока. Рефлексия.- 5 - 10 мин.
Ход урока:
1. Организация начала урока
-Здравствуйте ребята, садитесь. Напоминаю, что меня зовут Дмитрий Сергеевич и сегодняшний урок окружающего мира у Вас проведу я.
- Приготовьте свои карточки, соберитесь. Посчитаем устно.
- Сумма чисел 8 и 2
(ответы детей)
- К 9 прибавить 2
(ответы детей)
- Уменьшить число 14 на 7
(ответы детей)
- Два десятка сложить с тремя десятками
(ответы детей)
- 80 + 10
(ответы детей)
- Из 12 вычесть 4
(ответы детей)
- Покажите число, которое состоит из 7 дес. 2 ед.
(ответы детей)
- Уменьшите это число на 2 ед.
(ответы детей)
- Молодцы, уберите цифры для устного счета. Давайте с вами вспомним, какие разряды чисел мы знаем?
(ответы детей)
- Верно, на сегодня мы знаем о разряде единиц и разряде десятков. Эти знания будут важными на сегодняшнем уроке. Откройте свои учебники по математике на странице восемьдесят седьмой. Прочтем тему нашего урока.
(ответы детей)
- Верно тема нашего сегодняшнего урока "Поразрядное сложение двузначных чисел с переходом через разряд". Кто сформулирует цель нашего урока?
(ответы детей)
- Крайне близкие предположения. Сегодня нам предстоит изучить алгоритм поразрядного сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Откройте свои рабочие тетради по математике, запишем сегодняшнее число, отступив от предыдущей работы 4 клетки вниз, и классная работа.
(запись числа и классной работы)
Ребята, посмотрите на упражнение под номером 1. Прочтем его.
(работа над текстом задания)
- Итак, какие числа нам даны?
(ответы детей)
- Верно, 27 и 34. На какие поразрядные слагаемые мы можем их разложить?
(ответы детей)
- Правильно на (20 + 7) и на (30 + 4) . Запишем получившиеся равенства в тетради. (запись числа и классной работы)
- Итак, какие же равенства мы должны записать в тетради?
(ответы детей)
- Правильно, 20 + 7 = 27 и 30 + 4 = 34.
(запись равенств)
- Что мы сделали с данными нам числами?
(ответы детей)
- Правильно, представили их в виде суммы разрядных слагаемых. Каких разрядов?
(ответы детей)
- Верно десятков и единиц.
2.Актуализация знаний.
- Посмотрите на упражнение под номером 2. Прочтем его.
(чтение текста упражнения)
- Рассмотрим подробно цепочку, которая нам дана. Нам необходимо сложить два числа 27 и 34, как это сделать?
(ответы детей)
- Правильно, первое, что нужно сделать - это представить числа в виде суммы разрядных слагаемых. Затем складываем по разрядам - десятки с десятками, единицы с единицами. Используя при этом закон, уже ранее вам знакомый, кто вспомнит какой математический закон мы применяем?
(ответы детей)
- Здесь мы применяем закон сложения суммы с суммой, который звучит так: "При сложении суммы с суммой, можно сложить первые слагаемые, затем вторые слагаемые, а затем сложить оба результата". Но посмотрите, число 50, получившееся при сложение десятков будет новым разрядным слагаемым? Почему?
( ответ детей)
- Верно, мы получили 5 десятков, значит это будет новым разрядным слагаемым десятков, а при сложении 7 и 4 мы получаем число 11, а оно будет разрядным слагаемым единиц? Почему?
(ответы детей)
- Верно, число 11 не будет разрядным слагаемы, потому что 11 - это 1 десяток и сколько единиц?
(ответы детей)
- Правильно и 1 единица. Произошел переход через разряд, при сложении единиц мы получили 1 десяток, т.е. новый разряд. И что нам нужно сделать с числом 11?
(ответы детей)
- Представить в виде суммы разрядных слагаемых. Каких?
(ответы детей)
- Правильно, на десять и 1, следовательно, мы можем сделать вывод, какой?
(ответы детей)
- При поразрядном сложении, если образуется число, состоящее из следующего разряда, и предыдущего. Как в нашем случае из единиц и следующего разряда - десятков, то происходит переход через разряд.
- Итак, обратимся к упражнению 3. Прочтем его.
(чтение задания)
- Итак, нам даны выражения, все они одного действия - сложения. По уже рассмотренного алгоритму мы с вами сейчас найдем значения этих выражений:
36+45=(30+6)+(40+5)=(30+40)+(5+6)=70+11= 70+10+1 = 81
64+26=(60+4)+(20+6)=(60+20)+(6+4)=80+10=90
75+18=(70+5)+(10+8)=(70+10)+(5+8)= 80+13= 80+10+3= 93
54+39=(50+4)+(30+9)=(50+30)+(4+9)=80+13=80+10+3=93
- Молодцы ребята, с этим заданием мы справились, итак, что же необходимо сделать, чтобы сложить двузначные числа с переходом через разряд.
(ответы детей)
- Верно, сначала мы представляем оба числа в виде суммы разрядных слагаемых, затем складываем десятки с десятками, единицы с единицами, после чего - складываем результаты, вновь представляя получившее с переходом слагаемое на разрядные слагаемые. Складываем и получаем результат.
3. Физминутка.
-Сейчас ребята встаньте. выпрямитесь. Проведем физминутку. (динамическая физминутка)
- Молодцы , садитесь.
4. Основная часть - Посмотрите на упражнение под номером 4. Прочтем его.
(чтение упражнения)
- Что нам дано, посмотрите внимательно.
(ответы детей)
- Мы можем сказать, смотря на схему, что перед нами алгоритм, с которым мы сегодня столкнулись, похожи ли выражения?
(ответы детей)
- Молодцы, конечно, нам дано снова выражение, но в этот раз не в качестве примера, а задания. Нам нужно завершить схему поразрядного сложения чисел 27 и 35. Выполнил задание.
27+35=(20+7)+(30+5)=(20+30)+(7+5)=50+12= 50+10+2= 62
- Мы справились с заданием, теперь точно видно, что вы усвоили алгоритм поразрядного сложения чисел с переходом через разряд. Посмотрите на задание под номером 5. Что нам дано?
(ответы детей)
- Правильно мы видим, что это - задача. Прочтем задание.
(чтение текста задания)
- Нам дано условие задачи в виде краткой записи, что в ней сказано?
(ответы детей)
- Верно, что было определенное количество кирпичей, и их привезли, а вопрос стоит, сколько же кирпичей стало. В задание нас просят составить текст задачи, кто попробует его сформулировать?
(ответы детей)
- Ребята, ну задача должна быть не только правильно с точки зрения данных, но еще и красивой, я предлагаю вам такой вариант:
"У строителя было для кладки 38 кирпичей. Второй строитель подвез ему еще 27 кирпичей. Сколько всего кирпичей стало для кладки у второго строителя?.
- Итак, каков же тогда вопрос нашей задачи?
(ответы детей)
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
(ответы детей)
- Можем, а что нам нужно для этого сделать?
(ответы детей)
- Сложить, а почему сложить, а не вычесть?
(ответы детей)
- Что с чем мы будем складывать?
(ответы детей)
- Верно, количество кирпичей, которое было, и количество кирпичей, которое стало. Отступим от предыдущего задания две клеточки вниз в тетрадях, записываем слово "Задача".
-Давайте составим схему к нашей задачи, каким же будет чертеж, отрезок?
(ответы детей, работа у доски)
- Правильно, хорошо, итак, как же мы решим задачу?
(ответы детей)
- Верно, мы сложим числа 38 и 27, при этом помня о правилах сложения двузначных чисел. Ребята, скажите, будет здесь переход ?
(ответы детей)
- Почему будет (не будет) ?
( ответы детей)
- Правильно, смотря на разряд единиц мы видим, что при их сложении получается число, больше 1 десятка Выполним действие, чтобы проверить, правы ли мы?
(работа у доски)
5. Физминутка.
- Встаньте ребята. Сейчас мы проведем физминутку.
Поднимает руки класс - это раз.
Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперёд смотри - это три.
Руки в стороны по шире - на четыре.
с силой их к плечам прижать - это пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
- Молодцы , садитесь.
6. Итог урока. Рефлексия. - Ребята, какова же была сегодня цель нашего урока? - Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели?
- Что нового для себя вы сегодня узнали на уроке?- Спасибо за урок, до свидания.