Конспект урока по математике Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд (1 класс)


Конспект урока по математике, разработанный
Кузнецовой Мариной Сергеевной МБОУ СШ №2 г.Красноуфимск.
Класс 1 «а» УМК «Гармония», автор Н. Б. Истомина
Тема: «Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода в другой разряд»
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Цель: формирование умения вычитать из двузначного числа однозначное без перехода в другой разряд.
Задачи:
Учить детей вычитать однозначное число из двузначного без перехода в другой разряд, переводить предметные действия на математический язык (познавательные знаково-символические УУД), совершенствовать вычислительные навыки.
Способствовать развитию познавательных логических УУД через определение закономерности числового ряда, умение работать по аналогии, анализировать и делать выводы, регулятивных УУД через проведение самопроверки, сравнении с эталоном, постановки учебной задачи, коммуникативных УУД через работу в группах, в парах и участий в диалоге.
Воспитывать эмоционально-личностное отношение к предмету (личностные УУД), желание учиться, культуру межличностных отношений (коммуникативные УУД).
Планируемый результат:
Дети могут вычитать однозначное число из двузначного без перехода в другой разряд, переводить предметные действия на математический язык (познавательные знаково-символические УУД).
Дети продолжают развивать познавательные логических УУД через умения работать по аналогии, анализировать, делать выводы, регулятивные УУД через проведения самопроверки, сравнении с эталоном, постановки учебной задачи, коммуникативные УУД через работу в группах, парах и участии в диалоге.
Дети проявляют эмоционально-личностное отношение к предмету (личностные УУД), демонстрируют культуру межличностных отношений (коммуникативные УУД), желание учиться.
Оборудование: проектор, ноутбук.
Средства обучения:
учебник математики 1 класс «Гармония» М. Б. Истомина, 2007г., с. 49.
дидактический материал для самостоятельной работы
слайд-презентация
Литература:
http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/218.html.
http://festival.1september.ru
Ход урока.
Этапы урока. Формируемые УУД. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)
Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к преодолению препятствий.
Личностные УУД: смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом. -Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Марина Сергеевна я проведу у вас урок математики.
- Прозвенел, друзья, звонок,
Начинается урок
Отдохнуть вы все успели,
А теперь вперёд – за дело!
Математика нас ждёт,
Начинаем устный счёт. Приветствуют, настраиваются на учебную деятельность
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (6 мин)
Познавательные логические УУД: выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждение, анализ объектов с целью выделения признаков.
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. -Посмотрите на экран. (Слайд) Здесь записаны два ряда чисел.
1) 20, 21, 31, 32, 42 …
2) 13, 15, 25, 27, 37…
-Прочитайте про себя эти числа.
-Разгадайте, по какому правилу записан первый ряд чисел.
1) 20, 21, 31, 32, 42 …
-Было 20 стало 21, на сколько увеличили число 20?
-Сколько прибавили к числу 20?
-Было 21 стало 31, на сколько увеличили число 21?
-Сколько прибавили к числу 21?
-Было 31 стало 32, на сколько увеличили число 31?
-Сколько прибавили к числу 31?
-Было 32 стало 42, на сколько увеличили число 32?
-Сколько прибавили к числу 32?
-Постарайтесь продолжить ряд.
-Было число 42, на сколько нужно увеличить это число?
-Сколько получиться?
-Было 43, на сколько нужно увеличить это число?
-Сколько получиться?
-Разгадайте, по какому правилу записан второй ряд чисел.
2) 13, 15, 25, 27, 37…
-Было 13 стало 15, на сколько увеличили число 13?
-Сколько прибавили к числу 13?
-Было 15 стало 25, на сколько увеличили число 15?
-Сколько прибавили к числу 15?
-Было 25 стало 27, на сколько увеличили число 25?
-Сколько прибавили к числу 25?
-Было 27 стало 37, на сколько увеличили число 27?
-Сколько прибавили к числу 27?
-Постарайтесь продолжить ряд.
-Было число 37 на сколько нужно увеличить это число?
-Сколько получиться?
-Какое следующее число должно быть?
-Посмотрите все на экран, поднимите глаза
-Единицы к чему прибавляли?
-А десятки?
-Хором повтори, единицы прибавляем к единицам, а десятки к десяткам.
-Когда прибавляем единицы к числу, цифра в каком разряде меняется?
-А если прибавляем десятки, цифра в каком разряде меняется?
-А если будем вычитать единицы из числа 58 -1, то в каком разряде измениться цифра, как вы думаете?
-Как это проверить?
-Как вы думаете, какая тема урока?
-Тема нашего урока «Вычитание однозначного числа из двузначного». (Слайд)
-Ребята, а
как вы думаете, чему вы будем учиться на уроке? Смотрят на экран,
Читают числа про себя
На 1
К числу 20 прибавили 1
На 10 или 1 десяток
К числу 21 прибавили 10
На 1
К числу 31 прибавили 1
На 10 или 1 десяток
К числу 32 прибавили 10
На 1
43
На 10 или 1 десяток
53
На 2
К числу 13 прибавили 2
На 10 или 1 десяток
К числу 15 прибавили 10
На 2
К числу 25 прибавили 2
На 10
К числу 27 прибавили 10
На 2
Получится 39
49
К единицам
К десяткам
Повторяют хором
В разряде единиц
В разряде десятков
Решают проблемную ситуацию
С помощью моделей
Решение проблемы. (15 мин)
Познавательные знаково-символические УУД: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
Познавательные логические УУД: построение логической цепи рассуждения.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи. -Откройте тетради, запишите дату 11 марта, не забудьте отступить 4 клетки от предыдущей работы.
-Найдите № 164 (1.6.4.) на странице 62. Прочитайте задние рассмотрите модели
-Задание вслух прочитает Анжелика.
-Ребята, а что значит уменьшить на 1?
-А что значит уменьшить на 6?
-Выложите у себя на парте число 58 с помощью моделей десятков и моделей единиц.
-У доски с моделями работает Кирилл.
-Прочитайте число по модели.
-Сколь в данном числе десятков
-Сколько отдельных единиц
-1) Уменьшите данное число на 1.
-Как уменьшить?
-Какое число получилось, прочитайте его.
-Составьте равенство. Какое равенство у нас получиться? Запишите его (этот же учащийся записывает у доски). Остальные работают в тетрадях. Не забудьте отступить 2 клетки от края. Садись.
-2) Кто желает составить следующее равенство с помощью моделей?
-Положите обратно круг. Какое число получилось? С помощью моделей это же число уменьшите на 2.
-Как уменьшить число на 2?
-Какое число получилось?
-Составьте равенство, запишите в тетради.
Я вижу, как четко выполняют работу дети 3 ряда, как они активно работают с моделями.
-3) Следующее равенство оставляет у доски Ваня. Положите обратно 2 круга. Какое число получилось?
-С помощью моделей это же число уменьшите на 3.
-Как уменьшить на 3?
-Какое число получилось?
-Составьте равенство и запишите его.
-4) С моделями у доски работает Катя. Положите обратно 3 круга.
-Какое число получилось?
-С помощью моделей это же число уменьшите на 6.
-Как уменьшить?
-Какое число получилось?
-Составьте равенство и запишите его.
-А теперь все поднимите глазки и посмотрите внимательно на наши равенства.
-Какая цифра изменилась в записи числа 58?
-Почему изменилась цифра в разряде единиц.
-Итак, единицы удобно вычитать из десятков или единиц?
-А какие числа еще можно вычесть из числа 58, чтобы в его записи изменилась цифра только в разряде единиц?
-Почему менялась цифра в разряде единиц?
-Как из двузначного числа вычесть единицы?
-Мы работали отлично,
Отдохнуть, не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь поскорей,
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей,
Потянулись и вздохнули. Отдохнули, отдохнули! Открывают тетради, записывают дату.
Находят задание, читают его и рассматривают модели.
То есть вычесть 1
То есть вычесть 6
Выкладывают моделями
58 – это 5 десятков и
8 единиц
5 десятков
8 единиц
58-1=57
Из 8 кругов убрали 1 круг получиться 7 кругов
57, 5 десятков и 7 единиц
58-1=57
58
Из 8 кругов убрали 2 круг получиться 6 кругов
56
58-2=56
58
Из 8 кругов убрали 3 круга получиться 5 кругов
55
58-3=55
58
Из 8 кругов убрали 6 кругов получиться 2 круга
52
58-6=52
Цифра, обозначающая единицы, пишется справа налево на первом месте.
Потому что вычитали единицы
Из единиц
Можно вычесть 4 единицы, 5 единиц, 7 единиц, 8 единиц.
Мы вычитали из единиц единицы
Единицы вычитаем из единиц
Первичное закрепление. (9 мин)
Коммуникативные УУД: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ними.
Познавательные логические УУД: классификация объектов.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что усвоено на уроке.
-Найдите № 165 (1.6.5.) внимательно для себя прочитайте задание. Вслух прочитает (имя).
-Назовите сколько в числе 46 десятков
-Назовите сколько в числе 46 отдельных единиц.
-Внимательно послушайте задание. У вас на столах лежат карточки, на них записаны выражения вам нужно выбрать только те, когда в числе 46 меняется цифра только в разряде единиц и найти значение выражения.
-А теперь вам нужно объединиться в группы по 4 и выполнить это задание вместе, дружно, не забывайте о правилах работы в группах.
-Я очень рада за ту группу, где обсуждают вежливо, слышат соседей по парте.
-Заканчиваем работу. Кто уже закончил, покажите посадкой.
-Проверьте так ли у вас выполнено задание, как на слайде. (слайд)
-Встаньте та группа, которая выполнила задание верно. Садитесь. Я рада за вас.
-Кто желает, прочитайте эти равенства, а остальные внимательно слушают.
-Сколько равенств получилось?
-Сколько однозначных чисел можно вычесть из числа 46, чтобы в записи изменилась только цифра в разряде единиц?
-Почему?
-Какие числа вы учитесь сегодня вычитать из двузначного числа.
-Как вычесть однозначное число из двузначного? Читают задание
4 десятка
6 единиц
Объединяются в группы и выполняют задание.
46-1=45, 46-2=44, 46-3=43, 46-4=42, 46-5=41, 46-6=40
Зачитывают равенства.
6
6 однозначных чисел
Т.к. в числе 46, 6 отдельных единиц
однозначные
Однозначные числа.
Из единиц вычитаем единицы
Организация самостоятельной работы. (6 мин)
Познавательные логические УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные УУД: умение строить продуктивное взаимодействие в парах.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличия от эталона. -Проверьте, как вы научились вычитать однозначное число из двузначного найдите №166 (1.6.6.) Прочитайте задание про себя.
-Посмотрите внимательно на эти три столбика.
-Чем они похожи?
-Чем отличаются?
-Найдем значение. Первое выражение, запишите в тетради, кто желает работать у доски? Можно использовать модели, кому трудно.
-Подчеркните в выражении только единицы.
-Как будем вычитать?
-Ребята, поднимите глазки, повторяем хором правило как вычитать однозначное число из двузначного: единицы вычитаем из единиц 7-2=5.
-Остальные выражения 1-ого столбика решаем самостоятельно (67-2; 87-2; 97-2), можно обсуждать в паре.
-Заканчиваем работу. Посмотрите все на доску и проверьте, так ли вы решили?
-У кого не так, поднимите руку?
-Какими знаниями вы пользовались при вычислений этих равенств? Находят номер, читают задание
Рассматривают столбики
Похожи тем, что в число в разряде единиц одинаковое.
Отличаются тем, что число в разряде десятков разное.
37-2
Единицы вычитаем из единиц 7-2=5
Повторяют правило
Решают остальные примеры самостоятельно.
Проверяют примеры
Вычитание однозначного числа из двузначного, единицы вычитаем из единиц.
Информация о домашнем задании. (1 мин) -Откройте дневники, запишите домашнее задание. С. 62-ая № 166 Записывают домашнее задание.
Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД: личностное самоопределение. -Чему мы сегодня учились на уроке?
-Как вычитаем однозначное число из двузначного числа?
-Наш урок подходит к концу. И чтобы узнать насколько удачно он прошёл, предлагаю выполнить последнее задание.
-(Слайд). Ребята, прочитайте на экран половинки фраз, выберите одну и продолжите фразу.
-Встаньте те ребята, кто сегодня активно и плодотворно работал.
-Я рада, что все работали плодотворно и активно.
-Спасибо за урок. Мне приятно с вами работать. Урок окончен. Вычитать однозначное число из двузначного, работать с моделями.
Единицы вычитаем из единиц.
Читают и продолжают выбранную фразу.
сегодня я узнал…
было интересно….
было трудно…
у меня получилось …
мне захотелось…