Математика 2 класс умк Гармония Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд



План - конспект
урока математики во 2 классе
/программа Н.Б.Истоминой/
Тема: Вычитание однозначного числа из двузначного числа с переходом через разряд.
Учитель МОУСОШ №35
г. Дзержинска
Бармина В.В.
ТЕМА: Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
Тип урока: урок закрепления.
Вид урока: урок – путешествие.
Технология: на диалоговой и ситуативной ( игровой) основе.
Цель: Отрабатывать вычислительный навык вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд; продолжить работу по обучению решению задач.
Задачи:
-закреплять вычислительные умения и навыки сложения и вычитания в пределах 100;
- совершенствовать умение решать задачи посредством работы со схемами;
-развитие логического мышления, умения наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и обобщения;
-способствовать становлению умения оценить свою деятельность;
-учить работать в парах;
-воспитывать интерес к математике;
-воспитывать трудолюбие, любознательность, чувство взаимопомощи и поддержки.
Оборудование:
Для учителя:
- схема созвездия Кассиопея;
-рисунок космической ракеты;
- карта успеха:
-всё получилось –красный цвет
- немного затрудняюсь- зелёный цвет
-нужна помощь – синий цвет
-схемы простых задач (3);
-схема составной задачи (1);
-сигнал «Внимание» (!);
-иллюстрации к комбинаторной задаче ( 2 блузки, 3 юбки);
-фланелеграф;
-магнитофон;
-карточки- помощницы ( к задаче №253);
-карточки: состав чисел 7,8.
Для учащихся:
-учебники, печатная тетрадь №1;
-веер цифр, калькулятор;
-квадрат «ДА-НЕТ»;
-цветные карандаши: красный, зелёный, синий;
-маршрутные листы;
-карточки для индивидуальной работы;
-звёзды «А», «В», «С»; (для дифференцированной работы)
-карточка с « дежурным заданием».
Структура урока:
1.Орг. момент 2 мин.
2 Тема урока, цели и задачи урока, «дежурное задание». 4 мин.
3.Устный счёт. 8 мин.
4.Валеологическое упражнение «Мудра знаний». 1 мин.
5.Работа в печатной тетради №1. 5мин.
6.Домашнее задание. 1 мин.
7.Физ. пауза. 2 мин.
8.Решение задач. 10 мин.
9. «Дежурное задание». 1 мин.
10. Физ. пауза. 2 мин.
11.Игра «Соревнуюсь с калькулятором». 3 мин.
12.Комбинаторная задача. 3 мин.
13.Итог урока. 3 мин.
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
1.Орг. момент.
-валеологическое упражнение: черепашки, старички, богатыри, ученики.
-традиционные слова: «Как прекрасна и сильна математики страна!»
2. Тема урока.
Тема урока «Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд». Сегодня на уроке мы будем отрабатывать вычислительный навык решения выражений данного вида ( на доске записаны выражения 47-9, 34-6, 68-5),будем стараться решать их быстро и без ошибок. (68-5- это ловушка, выражение не соответствует теме урока, т.к. в уменьшаемом количество разрядных единиц больше, чем в вычитаемом, нет перехода через разряд).
- Ребята, 12 лет назад наши космонавты хотели раскрыть в космосе большое космическое зеркало и послать землянам солнечного зайчика, но эксперимент не удался, была допущена ошибка в математических расчётах. Как вы думаете, почему я рассказала вам эту историю?
-Важно быть внимательными, не ошибаться.
-А при решении данных выражений мы должны быть внимательными?
-Да.
-А при работе с задачами и со схемами? ( рядом с выражениями 47-9 и 34-6 прикрепляю «!»).
-А помогать друг другу?
-Да.
Тем более, что мы сегодня отправляемся в космическое путешествие к созвездию Кассиопея. На ваших столах лежат маршрутные листы, которые мы по мере выполнения плана полёта будем заполнять; план полёта записан на доске; в файлах лежит дежурное задание, у кого во время полёта будет свободное время - поработайте с ним. Готовы к полёту?
3.Устный счёт.
- Включаем наш главный компьютер – мозг, считаем быстро и без ошибок.
1). Доска: 28,37,30,8,16,90,42,7.
- На какие 2 группы можно разбить данные числа?
-Однозначные – двузначные числа;
чётные – нечётные;
круглые – некруглые
-Замените суммой разрядных слагаемых: 28,37, 16.
-Работаем с веером цифр. Дополните до круглого числа:42,7,28.
-Сколько единиц нужно вычесть, чтобы получить круглое число:37,16,28.
-Состав числа 7,8.
-30 уменьшить на 8,7.
-90 уменьшить на8.
-37 уменьшить на 8. Запишите это выражение в тетрадях (ученик записывает на доске.) Соответствует ли это выражение теме нашего урока? Повторим алгоритм вычисления: 37- 8= 37-7-1=29
Устно объясните: 47-9, 34-6
2).-Составьте выражения соответствующее теме урока, используя числа данного ряда и запишите их в тетрадь. ( 1 ученик записывает на планшете.)
-Кто затрудняется составить выражения, решите:
З2-9 57-8
44-6 53-6
2 ученика работают у доски, объясняя учителю алгоритм вычисления:
32-4 33-8
65-9 54-7
Проверка работы. Какие составили выражения? (Выставляется планшет).
37-8=29 16-8=8
42-8=34 16-7=9
42-7=35 ( Сигналы «Да- нет»)(оценки)
-Есть ли среди них выражения, которые легко решить, не применяя наш алгоритм?
-16-8=8, 16-7=9 на основании знания состава числа 16.
-Кто решал выражения с доски? Зачитайте ответы.
-Молодцы, вот мы и долетели до первой звезды – Каф. Закрашиваем первый кружок в маршрутном листе, пользуясь «Картой успеха».
4. Валеологическое упражнение «Мудра знаний» (под космическую мелодию),
Посылаем лучики добра жителям Земли.
5.Работа в печатной тетради №1 с. 41 №97.
а).-По какому правилу записаны числа в первой строке таблицы?
+10.
-Заполните верхнюю строку, проверка.
-Определите правило во второй строке.
+1.
-Записали вторую строку таблицы, проверим.
б).-По какому правилу записаны числа в первом ряду?
-7.
-Записали ряд чисел, проверим. Во втором ряду?
-Чередуются числа 7 и 9.
-Какое действие будем выполнять, чтобы получить числа 3-х строк?
-Вычитание.
- Работаем по вариантам:
1 в. - а
2 в. - б
Проверка: взаимопроверка по калькулятору. ( Сигналы «Да – нет»).
-Прилетели ко второй звезде Шедар.
Закрасим кружок в маршрутном листе.
6. Домашнее задание.
Печатная тетрадь №1 : группы А,В - с.40 №96.
группа С - с.42 №103.
7.Физ. пауза (проводит ученик).
В ясном небе солнце светит (руки вверх, потянулись)
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля (приседания)
Расстилается Земля.
8. Решение задач.
1). Индивидуальная работа по карточкам (4 человека):
«У планеты Сатурн 17 спутников, а у планеты Нептун 8 спутников. На
сколько больше спутников у планеты Сатурн?»
Класс: (устно) Составьте задачи, решением которых будет выражение 34-7,
используя схемы:
( нахождение остатка)
?
2.
? ( сравнение)

3. ( «ловушка»)
?
4. ( на … меньше)


? ( Сигналы «Да – нет»)
2). Работа с учебником с.90 №253.
-Читаем задачу про себя.
-Читаем задачу вслух ( один ученик).
-Выберем схему к задаче.( а ,б, в, г, д ).Учащиеся объясняют, почему не
подходят схемы под буквами а,г,д.
Проблемная ситуация – схемы б, в похожи, поэтому мнения могут раз-
делиться.
-Чем отличаются схемы?
- б - неизвестное число меньше 13
- в – неизвестное число больше 13.
-Кто попробовал сделать прикидку ответа и уточнил выбор схемы?
Повторим по схеме б условие задачи. Решаем задачу.( Группа А включается
в работу).
-Для тех, кто затрудняется первая подсказка.
На доске: 1). (р.) поймали Серёжа и Толя.
2). (р.) – окуней.
Дети решают.
-Кому ещё нужна помощь?
Вторая подсказка-карточка – помощница:
15 +10 = (р.)
- 13 = (р.)
Проверка: один ученик записывает решение и объясняет задачу.
- Какая же схема подходит? (б )
-Каких рыб поймал Толя? Серёжа?
-Проверим решение задачи по индивидуальным карточкам (оценки).
Мы прилетели к третьей звезде –Ахирт.
Закрашиваем третий кружок в маршрутном листе.
9.- Кто успел подумать над дежурным заданием? ( показывают веером №3)
Эти дети помогли очень быстро прилететь к четвёртой звезде – Рукба.
( Закрашивают кружок только те, кто правильно выбрал схему.)
10. Физ. пауза ( проводит ученик).
Начинается разминка.
Встали, выпрямили спинки.
Вправо , влево наклонились ( наклоны)
И ещё раз повторили.
Приседаем мы по счёту 1,2,3,4,5
Это нужная работа
Мышцы ног тренировать.
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами.
Раз рывок и два рывок
Продолжаем наш урок.
11. Игра «Соревнуюсь с калькулятором».
-Ребята, я вижу, что вы хорошо усвоили алгоритм вычитания и думаю вполне
можете соревноваться с калькулятором.
На доске : 42-5 * 102-3
36-7 107-9
61-6
55-8
25-7
Дети считают в уме и записывают только ответы. Один ученик работает с калькулятором и записывает ответы маркером на листок. Решив примеры первого столбика, громко даёт команду «Стоп». Выигрывает тот, кто обогнал калькулятор и решил выражения со *.
Проверка: - называю учащихся, кто обогнал калькулятор,
- проверка ответов первого столбика (по листочку).
Сигналы «Да – нет»)
Проверка ответов второго столбика.
-Что интересного заметили?
-Как считали?
-Какой вывод можно сделать?
При вычитании однозначного числа из 3-х значного мы пользуемся тем же алгоритмом, что и при вычитании однозначного числа из двузначного.
- Пригодится нам этот алгоритм в будущем?
-Да.
Прилетели к пятой звезде Рукбах. Закрасим кружок в маршрутном листе.

12. Комбинаторная задача.
-Чтобы вернуться домой, инопланетяне просили решить такую задачу: « У Маши 2 кофточки и 3 юбки – все разного цвета. Может ли Маша в течение 7 дней недели надевать каждый день разные костюмы?»

Может Не может
(Проверяется ответ на фланелеграфе, показываются все комбинации костюмов.) Закрашивается шестой кружок.
13.Итог урока.
-Наше путешествие закончилось, поздравляю с благополучным возвращением на Землю. Покажите ваши маршрутные листы, оцените свою работу.
Все красные кружки - оценка «5»;
Красные и 1-2 зелёные – оценка «4»;
Красные и 1 синий – оценка «4».
-А кому нужна помощь, с вами мы ещё поработаем.
- Какое задание было самое интересное? Самое трудное?
-Спасибо за работу, урок окончен.
Приложение.
Созвездие Кассиопея.
Шедар Рукба

Каф Ахирт Рукбах
2.Маршрутный лист.

3.Дежурное задание.
В созвездии Лебедь А звёзд, а в созвездии Кассиопея на В звёзд меньше. Сколько звёзд в созвездии Кассиопея? ( выбери схему)
1.
А
В
В
2.
?
А
?
3.
В