Конспект урока математики на тему Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом через разряд
Урок математики во 2 классе по программе «Гармония».
Тема: «Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.».
Цель: помочь учащимся найти рациональный способ вычитания однозначного числа из двузначного с переходом в другой разряд.
Задачи: 1. подвести учащихся к осознанию причины, приводящей к переходу через разряд при вычитании чисел; формировать вычислительный навык;
2. развивать логические умения: наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать математическую речь.
3. воспитывать дух сотрудничества, уважение мнения другого, любовь к мыслительному процессу.
Ход урока.
I. Организационный момент – включение детей в деятельность
- Ребята, готовы вы к уроку?
- Да!
- На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший, дружный класс,
Все получится у нас!
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Диагностика знаний и умений, необходимых для изучения новой темы.
1.Фронтальная работа.
На доске числа: 55,74, 85, 77, 66, 44, 31.
- Какие это числа? Докажите, что эти числа двузначные.
-Назовите число, в котором наибольшее число десятков.
- Назовите число, в котором наименьшее число единиц.
-Можно ли сказать, что это самое наименьшее число?
- На какие две группы можно разбить все числа?
- Группу чисел, в которых количество десятков равно количеству единиц уменьшить на 4. (Ученики устно объясняют приём вычитания однозначного числа из двузначного без перехода через разряд).
-Вторую группу уменьшить на 6. Дети пытаются выполнить самостоятельно.
Но сталкиваются с затруднениями. Называют ошибочные ответы.
- Почему значение первых разностей вы нашли легко, а последние значения разностей у нашей дружной команды вызвали затруднения?
- Мы не умеем из маленького количества единиц вычесть большее количество.
- Вот в чем причина, из-за которой выражения 54 - 6; 85 - 6; 31 - 6; вызвали у вас проблему.
IV. Тема нашего урока: "Вычитание однозначного числа из двузначного"
Уч-ль: - Как вы думаете, какова цель нашего урока?Уч-ся: - Мы должны познакомиться с такими разностями.
- Мы должны научиться решать такие выражения.
- Мы должны применять их.
Уч-ль: - Что значит научиться решать?
Уч-ся: - Значит найти способ наиболее рациональный, удобный.
Физ.минутка.
V. Построение проекта выхода из затруднения:
- Можно ли утверждать, что значения этих пар будут одинаковы? Почему?
(появляется на экране).
57 - 7 -2 53 - 3 - 4 56 - 6 - 2
57 - 9 53 -7 56 - 8
Уч-ль: - Что вы заметили?
Уч-ся: - Вычитаемое 9 заменили удобными слагаемыми 7 и 2.
Уч -ль: - Почему именно эти слагаемые являются удобными?
Уч-ся: - При вычитании из 57 - 7 получается круглое число 50, а из круглого числа мы можем вычитать однозначное число.
Уч-ль: - что произошло с разрядом десятков в ответе?
57 - 9 = 48 (он уменьшается на один).
- Значит произошел переход через разряд.
Проводится аналогичная работа со 2 и 3-и столбиками.
VI. Фиксирование нового способа вычитания с помощью алгоритма.
Давайте выведем алгоритм вычитания однозначного числа из двузначного на нашем примере (появляется на экране).
Шаг 1. Заменяем вычитаемое 9 удобными слагаемыми
7 2
Шаг 2. Вычитаем из уменьшаемого 57 слагаемое 7
57 - 7 = 50
Шаг 3. Из круглого числа вычитаем другое слагаемое 2
50 - 2 = 48
57 - 9 = (57 - 7) - 2 = 50 -2 = 48
7 2
VII. Задание по вариантам. Первичное закрепление (выполнение детьми задания с применением нового способы действия с последующей проверкой).
У каждого варианта свое выражение:
63 - 5 45 - 7
Из пяти данных разностей выберите только одно, которое поможет вам быстро найти значение вашей разности.
Уч-ль: - Какой из способов является наиболее удобным и рациональным для быстрого получения результата при вычитании из двузначного числа однозначного с переходом через разряд?
Уч-ся: - Делают вывод: способ, изученный на уроке.
63 - 3 - 2 45 - 5 – 2
Стр. 109, № 325
VIII. Чтобы убедиться, научились ли вы решать такие выражения, я предлагаю небольшую самостоятельную работу. Для контроля качества усвоения нового материала учащимся предлагается самостоятельная работа. Задания берут из синего конверта, для самопроверки ответы даны в красном конверте. Уч-ся оценивают свои результаты.
Возьмите задания из конверта с синим значком.
1 вариант 2 вариант
44 - 7 38 - 9
37 - 8 64 - 7
71 - 3 81 - 2
IX. Включение нового знания при решении задач.
А теперь я предлагаю применить ваши знания при решении задач. Правда,
эти задачи составьте самостоятельно: (появляется на экране).
2) У продавца было 54 розы. 9 роз он продал. Сколько роз осталось у продавца?
54 - 9 = 45
X. Рефлексия? Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Подводится итог занятия. На шкале самооценки уч-ся оценивают собственную деятельность.
XI. Домашнее задание.
Попробуйте сами составить разности, в которых нужно вычесть однозначное число из двузначного с переходом через разряд, запишите их в тетрадь и найдите значение этих разностей удобным для вас способом.