Урок на тему:Чередование звуков. Беглые гласные. 5 класс


Дата: 25.01 Класс: 5 55 урок
Тема: Чередование звуков. Беглые гласные.
Цель урока:   формировать понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами и знания о беглости гласных как варианте чередования, умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.
- развить умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные, ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;
- вырабатывать навыки орфографической  и пунктуационной грамотности;
- развивать мыслительные операции, учить исследовать, наблюдать, анализировать, обобщать.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяНаглядность
3 мин. Оргмомент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.
Вы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно. Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы. 5 мин. Проверка домашней работы. С помощью метода «Ромашка Блума» проводит проверку домашней работы.
-Что такое однокоренные слова? А форма одного и того же слова?
-Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Как называются части слова? (Морфемы).
- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
-Какая морфема используется для образования форм слова? (окончание)
- Какая морфема сохраняет главный смысл слова? (корень) Ученики отвечают на вопросы учителя.
25 мин. III. Актуализация знаний.
Разберем слова по составу: комната-комнатный, съехал- выехал, новый-новость, строим- выстроим, орех-орешник.
-Что мы видим в последней паре? (чередование)х//ш-Этот процесс называется: «ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ»
-Продолжим наблюдение: день-дня, орурец-огурца-В данном случае гласная «УБЕЖАЛА». Или «беглая гласная.»
-Можно данные слова назвать ФОС( форма одного и того же слова) Да.

2.Задание группам или парам: найти к данным словам однокоренные 1 пара: КРУГ; 2 пара: ЛУГ ;
3 пара:СНЕГ (отмечают чередования)
Вывод: замена 1-го согласного звука другим в корне однокоренных слов называется чередованием
3. Задание парам: инд задания: 1 пара: «Почему убежали гласные?»; ( ъ и ь)
2 пара:Какие гласные могут убежать? ; (е и о)
3 пара: в каких частях слова наблюдается беглость?(корень и суффикс) сон-сна, кубанец-кубанца 
Физкультминутка (игровая двигательная переменка на уроке) Цель: дать возможность каждому ребёнку подвигаться, почувствовать своё тело, показать школьнику значение двигательной активности в жизни человека, научить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире
Упражнение «Несуществующее животное».
Выполняется как эстафета.
Учащиеся объединяются в две команды. Каждая команда получает лист бумаги формата А1 и фломастеры.
Условия выполнения упражнения могут быть такими:
- 3 прыжка вперёд на левой ноге;
- 3 прыжка вперёд на правой ноге;
- 2 прыжка вперёд на обеих руках;
- 2 прыжка зигзагом;
- 2 прыжка приставными ступнями;
- 2 прыжка перекрёстными ногами.
Нужно допрыгать до листа описанным выше способом и нарисовать элемент фигуры несуществующего животного. Каждый последующий участник рисует новый элемент животного. Демонстрируют свои знания.
Ученики фиксируют его в тетрадях. Учебник
5 мин. IV. Закрепление урока. Задание из учебника или
Работа с таблицей. Можно дать тест .
1. Что называется беглыми гласными?
a) Исчезновение гласных при изменении части речи;  b) Чередование о, е с нулем звука;  с) Чередование согласных.
2. Найдите слова с беглыми гласными:
a) Снежный — снег;  b) Слово — словечко;  с) Замок — замка.
3. С чем чередуются беглые гласные?
 a) С нулем звука;  b) С гласными;  с) С согласными.
4. Найдите предложение, в котором есть слово с беглой гласной:
 a) Я весь день читал книгу;  b) Я хочу позавтракать позже;  с) Ты хочешь пить?
5. Найдите группу слов, где чередуются гласные с нулем звука:
 a) Писать – пишем – пишу — написать;  b) Строить – строим – строительство — постройка;  с) Платок – платка – платочек — платочка.
Ответы:1-b 2-с 3-а 4-а 5-с Учащиеся проявляют свои способности по данной теме. 5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии:
- О чем говорили на уроке?
- Что удалось без особых усилий?
- Что было трудно? Оценивают работу своих одноклассников.
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках. Итог урока:__________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Тест на тему «Беглые гласные»
1. Что называется беглыми гласными?
а) Исчезновение гласных при изменении части речи; 
 b) Исчезновение гласных при изменении части речи; 
с) Чередование согласных.
2.Найдите слова с беглыми гласными.
a) Снежный — снег;
 b) Слово — словечко; 
с) Замок — замка.
3. С чем чередуются беглые гласные?
a) С нулем звука; 
b) С гласными; 
с) С согласными.
4. Найдите предложение, в котором есть слово с беглой гласной:
a) Я весь день читал книгу; 
b) Я хочу позавтракать позже; 
с) Ты хочешь пить?
5. Найдите группу слов, где чередуются гласные с нулем звука:
a) Писать – пишем – пишу — написать; 
b) Строить – строим – строительство — постройка; 
с) Платок – платка – платочек — платочка.

Тест на тему «Беглые гласные»
1. Что называется беглыми гласными?
а) Исчезновение гласных при изменении части речи; 
 b) Исчезновение гласных при изменении части речи; 
с) Чередование согласных.
2.Найдите слова с беглыми гласными.
a) Снежный — снег;
 b) Слово — словечко; 
с) Замок — замка.
3. С чем чередуются беглые гласные?
a) С нулем звука; 
b) С гласными; 
с) С согласными.
4. Найдите предложение, в котором есть слово с беглой гласной:
a) Я весь день читал книгу; 
b) Я хочу позавтракать позже; 
с) Ты хочешь пить?
5. Найдите группу слов, где чередуются гласные с нулем звука:
a) Писать – пишем – пишу — написать; 
b) Строить – строим – строительство — постройка; 
с) Платок – платка – платочек — платочка.