Конспект урока .Тема Чередование звукоа в суффиксах слов , видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В СУФФИКСАХ СЛОВ, ВИДИМОЕ НА ПИСЬМЕ
Е И О – БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Цели: Образовательные – познакомить учащихся с написанием уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик- и -ек- в именах существительных; формировать умение правильно писать буквы и и е в этих суффиксах, основываясь на беглость гласной. Развивающие – способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению.Воспитательные - формировать коммуникативные и организаторские умения, умение работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
Ход урока
I. Психологическая установка
- Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
II. Минутка красивого письма
- На минутке красивого письма напишем три буквы. Первая буква является глухой парной согласной в суффиксе слова карманчик. Какая это буква? (К).
- Вторая буква обозначает гласный звук в слове листик. Какая это буква? (И)
- Третья буква обозначает гласный звук в слове орешек. Какая это буква? (Е)
- Определите закономерность следования букв в данном ряду:
киииие киииее- Продолжите данный ряд в тетради до конца строки.
III. Формулирование темы и задач урока
- Откройте учебник на с.129 и найдите название новой темы.
- Что такое беглый гласный? (Беглый гласный – это гласный который исчезает из какой-то части слова, при изменении формы слова).
- Обратите внимание на слова карманчик, листик и орешек. Чем похожи имена существительные? (одинаковый состав слова).
- Чем отличаются суффиксы этих имён существительных? (В слове карманчик суффикс -чик-, листик – суффикс -ик-, а в слове орешек – -ек-.)
- Можете ли вы сейчас объяснить, почему эти суффиксы имеют разные гласные буквы? (Нет)
- Над чем нам предстоит поработать на уроке? (Сегодня будем работать над написанием гласных и и е в суффиксах -чик-,-ик- и -ек-)
- Чему мы должны научиться на уроке? (В каких словах нужно писать в суффиксе букву и, а в каких – е.)
- А зачем вам это знать? (Чтобы правильно писать слова с суффиксами -чик-, -ик- и -ек-.)
- Познакомимся с написанием уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик- и -ек- в именах существительных. Будем формировать умение правильно писать буквы и и е в этих суффиксах, основываясь на беглость гласной.
IV. Актуализация знаний
- Что такое суффикс? (Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффиксов образуются новые слова.)- Что могут называть существительные с помощью суффиксов -ник-? (Существительные могут называть: какую-либо территорию, пространство, место: малинник; ёмкость, вместилище чего-либо: салатник; растения: боярышник. Лиц мужского пола: сказочник.)V. Введение нового материала
- Можете вы сейчас сказать какую роль играет беглый гласный в написании и или е в уменьшительно-ласкательных суффиксах существительных? (Трудно.)
- Хотите прочитать правило или будете добывать знания самостоятельно? (Знания будем добывать самостоятельно.)
- Почему? (Лучше запоминается изучаемый материал)
- Откройте Обратный словарь на К, на ЧИК, а затем на ЕК. Выпишите столбиком по два слова: Суффикс -чик- – обозначает род деятельности человека.
Суффикс -чик- – уменьшительно-ласкательный.
Суффикс -ик- – уменьшительно ласкательный.
Выпишите шесть слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ек-. Суффиксы выделите.
Сравните суффиксы существительных. Почему в некоторых словах в суффиксах пишется буква и, а в некоторых – е? Можете определить? (Трудно.)
- В какой форме находятся эти слова? (В форме именительного падежа единственного числа)
-А теперь рядом напишите слова, поставив их в форму именительного падежа множественного числа. Выделите суффиксы.
- Что у вас получилось? Прочитайте. (Докладчик – докладчики, наладчик – наладчики, зубчик – зубчики, чубчик – чубчики, ключик – ключики, мячик – мячики, овражек – овражки, веничек – венички, пряничек – прянички, ящичек – ящички, чулочек – чулочки, замочек – замочки)- Что вы заметили в написании суффиксов? (У существительных с суффиксами -чик- и -ик- при изменении формы слова гласная и осталась в суффиксе, а у существительных с суффиксом -ек- гласная е исчезла.)
- Какой вывод можно сделать о написании букв и и е в суффиксах существительных -чик, -ик- и -ек- с уменьшительно-ласкательным значением ? (В суффиксах существительных с уменьшительно-ласкательным значением пишется буква и, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется гласный, а если при изменении формы слова гласный исчезает, то пишется буква е.VI. Динамическая пауза
- Я буду называть существительные с суффиксами -чик-, -ик- и -ек-, а вы должны хлопнуть в ладоши, если нужно писать букву и, а если нужно писать е, то вам надо потопать ногами.
Ящичек, ключик, мячик, котёночек, листик, лесочек, чубчик, песочек, листочек, моточек, тюльпанчик, сыночек, газончик, грибочек, орешек, газончик, пенёчек, голубочек, ягнёночек, кипяточек.- Трудно ли было определять гласный в суффиксах имён существительных? ( Иногда было трудно.)
- Почему? (Мало работали над этой темой?)
VI. Закрепление
- Давайте закрепим полученные знания. Прочтите подсказку Летучей Мыши.
- Подтвердилось ли наше открытие? (Да, мы были правы.)
-Выполните в парах упражнение 149.(Работа в парах.)
- Проверим выполненное задание.
VII. Рефлексия.
- Как чувствовали себя на уроке: комфортно или дискомфортно?
- Какие новые знания получили на уроке?
- Какие затруднения испытывали?
- Кто помог справиться с трудностями?
- Молодцы, ребята!
Спасибо за работу на уроке.
Домашнее задание: РТ упр. 78