среднесрочное планирование по самопознанию в 4 классе
« Согласовано»« Утверждаю»
Завуч _________ Г. Кучукдиректор школы___________С. Досжанова
СРЕДНЕСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ УРОКОВ по разделу « Учимся общению»
Район/город: г. Аксу
Школа :СШ Пограничная
ФИО учителя: Дубгорная М.М.
Предмет :самопознание
Класс: 4 «б»
Тема исследования: Влияет ли групповая форма работы на развитие на формирование навыков критического мышления и улучшение взаимоотношений в лассе».
Цель исследования: Формирование навыков конструктивного взаимодействия в группе; умение строить позитивные отношения в классном коллективе.
Задачи:
Создать условия для эффективного усвоения содержания материала через организацию активных форм работы ( в группе, в парах);способствовать формированию понятий «конфликт», «взаимопонимание», «круг общения», « коллектив»; ознакомить со стратегиями поведения в конфликте, выработать правила позитивных взаимоотношений в классе.
Способствовать развитию навыков диалогической речи, умение анализировать, рассуждать, делать выводы, принимать конструктивные решения.
Воспитывать коммуникативные качества, навыки взаимодействия и сотрудничества, интерес к самопознанию.
Ожидаемый результат:
А) уч-ся имеют представление освоей «самоценности», знают основные причины возникновения конфликтов и способы их разрешения
Б) могут осознавать своё поведение, свою принадлежность к общественной группе
С) способны адекватно оценивать себя и других (мысли, поступки, действия), строить позитивные отношения в коллективе, находить взаимопонимание с людьми.
1 урок 2 урок 3 урок 4 урок
Тема урока Какой я? Учимся взаимопониманию Учимся взаимопониманию Мой коллектив
Цель обучения
когнитивная Формирование у учащихся представлений о себе как о личности; пробуждение осмысления и принятия себя «таким, какой я есть»;
Формирование у учеников представлений о понятиях «взаимопонимание», «конфликт»; причинах возникновения конфликта; познакомить со способами выхода из конфликтных ситуаций. Формирование понятий «общество» и «круг общения»,
представлению о культуре взаимоотношений
Раскрытие значения понятий « школьный коллектив», «классный коллектив», «совместная деятельность»; углубление представлений учащихся о взаимоотношениях в коллективе
Цель исследовательская Апробирование способов нового подхода и стратегий критического мышления на уроках самопознания Совершенствование форм и стратегий, способствующих формированию навыков взаимодействия в группе; Отработка способов работы в группе и в режиме диалога, стратегий критического мышления; Оценить результаты применение способов нового подхода и стратегий критического мышления для цели исследования
Ожидаемые результаты
А
Б
С А) учащиеся имеют представление о «самоценности»;
Б) могут различать полярные качества личности
С) способны анализировать свои мысли, чувства, поступки и действия А) знают основные причины возникновения конфликтов и способы их разрешения
Б) могут осознавать своё поведение
С) способны адекватно оценивать себя и других, находить взаимопонимание с людьми А) имеют представление о кругах общения, общности интересов, культуре взаимоотношений
Б) могут осознать свою принадлежность к общественным группам
С) способны строить позитивные отношения в обществе, критически оценивать своё поведение и поведение других людей..А) знают об этике взаимоотношений в коллективе
Б) могут назвать условия формирования классного коллектива
С) способны налаживать бесконфликтные взаимоотношения в классе
Этап мотивационный
1.Разминка « Дирижёр»)2.Круг радости « Добрые пожелания» (фронтально)
3. Образование групп (2 группы по 4 чел)
1 притча о Рабби Зусси.
Вопросы: Как вы поняли притчу? Какой вывод вы сделали для себя? Хотели бы вы изменить себя? А с чего надо начать?
3. « Кластер»- (кто я?) (общий)
4.Сообщение темы урока. Определение задач. Уточнение дифференцированных целей. Постановка учебных задач. 1. Музыкальная разминка 2. Круг радости. микрофон « Добрый день..» (фронтально)
3.Образование групп (2группы по 4 чел) Упр. «Молекулы»
4.Задание « Косичка»
5.Образование групп ( геометрические фигуры).
4.Определить тему урока по рисунку. ( слайд- тема, цель).
5. Определить сущность понятия «взаимопонимание» (по этимологии слова) Назвать антоним (конфликт) Как эта тема связана с темой предыдущего урока?
6.Создать постеры « взаимопонимание» и « конфликт» (по группам)
7. Обсуждение задания по вопросам: Какого цвета эти слова? Почему? 1.Разминка « Поющий бегемот» 2. Круг общения «Приветствие»
2. Образование групп (с помощью конфет с пожеланиями)- 2 группы по 4 человека
3. Актуализация знаний
« Грани кубика» (вопросы по ромашке Блума)
4. Сообщение темы ( мы продолжаем тему общения.) Как думаете, для чего нужно общение?
5. работа с ключевым словом « Общество» ( записать на доске)
Что вы знаете об этом понятии? (Приём «Корзина идей»)
6. обобщение в паре, в групе ( Общество-группа людей связанных дру с другом общими интересами).
1 Музыкальная разминка « Дружба- это не работа»
2. Круг радости «« Один за всех и все за одного».
3.Образование групп ( при помощи упр «Пазлы»)
4. История садовника ( введение в тему)
5. Вопросы (Как вы думаете, о ком идёт речь в этой легенде? Кто выступает в роли садовника? А хрупкий росток и будущий цветок как можно ассоциировать? 3. Постановка целей и задач урока ( слайд)
Этап операционный 1.Чтение «Декларация моей самоценности» Н. Стебенёвой, Н. Колролёвой( в парах) 2.
2. Осмысление текста (группы отвечают по очереди с дополнением, вопрос передаётся по часовой стрелке)-приём « Светофорики»
3. Задание «Закончи предложение фразами из текста» ( в группе)
4. Игра « Кто это?» (групповая)
5. Задание-размышление « Ищем секрет» (индивидуально)
5. Задание « Черты характера». (индивидуально) 1.Выполнение задания в парах: Определить причину размолвки ребят (слайды).
2.Проблемные вопросы (работа в группе)
: 1 группа: Что означает выражение «правильно понимать других людей»?
2 группа; как можно избежать конфликта?
3..упр « Ящик недоразумений» (размышления и комментарии к ситуациям- в группах)
4.. Информация учителя « Способы выхода из конфликтных ситуаций».
- Как вы думаете, какая стратегия самая лучшая? Почему?
5.. тренинговое упр. «Мусорное ведро» (написать на листочке свои обиды, скомкать и выбросить в ведро)
1. Вводная беседа (крепятся фигурки на магнит). Ваня и Таня. Они брат и сестра Можно сказать, что они принадлежат одному обществу? Докажите.
2. Ситуация. « День рождения». Считает ли Таня друзей брата своими друзьями?
Проблема:Ваня и Таня общество, но интересы у них разные. (Диаграмма Вена)
3. Понятие « Круг общения»- « узкий круг общения», « широкий круг общения», общественная группа», «общество» (круги очерчиваются цветными мелками) (фронтально)
4.Вопрос: Докажите или опровергните утверждение « Круг общения человека может включать несколько обществ» (обсуждение в группе)
5. Динамическое задание « Твоя позиция « ( за, против, сомневаюсь) Согласен ли ты с утверждениями? (фронтально)
7.Интерактивная беседа.
-Что , по-вашему заключается в слове «культура»? Чем отличаются дикие растения от культурных? Можно ли разделить людей на такие категории? Почему? А как люди
8. Притча « Гвозди в заборе» (мультимедийная презентация.)
Вывод ( работа в группе)
9.Составить правила взаимоотношений в обществе ( постер). Озвучить 1.. Обсуждение вопросов. ( в парах, в группе)
1 группа:
*Что такое классный коллектив? Приведите примеры коллективов. Докажите свою точку зрения.
*Существуют ли какие-то правила в коллективе? Если да, то какими они могли бы быть?
2 группа
*. Семья-это коллектив? Почему? А школа ?Докажите. *А как вы думаете, что служит основой прочного коллектива?
Проблема « Почему наш класс коллектив?» (Дискуссия. 1 группа-за, 2 группа-против)
3. .Упражнение «За что мы любим наш класс». ( в форме «Ретроспектива»)
4. Образование случайных групп.
5. Обсуждение по вопросам1. Были ли случаи, которые вы лично забыли и вспомнили лишь под влиянием товарищей?2. Вам лично было приятно вспоминать случаи из жизни вашего класса или не очень? Почему?
ЗАДАНИЕ:
1.Рисованный коллаж « Наш класс» (1 группа)
2. Составить « Кодекс класса» (2 группа)- ( принятие пунктов кодекса с помощью приёма «Пальчики»)
Этап рефлексивный 1. «Синквейн» ( кто я, какой я, что я могу, за что себя ценю, с чем ассоциирую себя)
2. Стикер жёлтый « Урок полезен. Я задумался»», стикер красный «Я и так всё знал» 1.«Песочные часы» (на «золотых песчинках», написать, что бы вы хотели, изменить в вашем классе после наших уроков.Эти песчинки мы положим в волшебные песочные часы, а в конце последней нашей встречи увидим, принесли ли наши волшебные желания результат.)
2. чтение вслух предложений-установок
3.д/з Упр. «Ладошка»
(Обвести свою ладонь.И написать: в середине своё имя, а на пальчиках: я знаю, я понял, я умею)
1. Рефлексия « Две звезды, одно пожелание»
2. д/з рисунок « Портрет моего друга»
1.Плакат «Песочные часы» (вывешивается до начала занятия). Мы можем проверить, помогли ли нам песочные часы изменить в лучшую сторону общую обстановку в классе. Истекло время. Давайте посмотрим, что удалось. Ученики выходят к плакату с часами. Снимают песчинки, обдумывают свой ответ, а потом по очереди говорят и прикрепляют песчинки в верхней или нижней части песочных часов.
2. « Смайлик». – Тема интересная и нужная для уч-ся нашего класса и наоборот
Барьеры в обучении Создатьпозитивную психологическую обстановку на уроке Организовать работу в режиме сотрудничества Вовлечь в активную деятельность всех учащихся Проанализировать работу в режиме групповой работы
Пути преодоления барьеров Психологический настрой на уроке
Создание условий для социальной коммуникации и взаимодействия – работа в паре, группе. Благоприятная психологическая обстановка на уроке.
Создание условий для развития диалогической речи через организацию беседы, вовлечение в процесс «обмена мыслями»: Психологический настрой
Вовлечение в работу группы. Смена ролей в группе после каждого задания по кругу.
Поощрение. Вовлечение в работу группы, использование методов формативного оценивания (поощрение, одобрение, похвала) для повышения самооценки ученика.
Модуль в фокусе Новые подходы в обучении, критическое мышление Критическое мышление, новые подходы Критическое мышление, новые подходы Критическое мышление, новые подходы
Оценивание
- самооценка;
- оценка работы в группе;
-формативное оценивание (одобрение, приём «Светофорики»)
- самооценка;
- взаимооценивание;
- оценка работы в группе;
- формативное оценивание (поошрение.Приём« Пальчики») - самооценка;
- оценка работы в группе;
- формативное оценивание
(одобрение, приём « Двезвезды, одно пожелание» - самооценка;
- взаимооценивание;
- формативное оценивание (одобрение, поощрение, похвала, комментарии к ответу, приём « Пальчики», аплодисменты) Новые подходы к обучению Конструктивистский подход- активное обучение на основе личных размышлений и взаимодействий в паре, в группе, через диалог Взаимодействие в парах, в группах, активизация деятельности посредством диалогической речи Взаимодействие в парах, в группах, активизация деятельности посредством диалогической речи Взаимодействие в парах, в группах, размышления, трансформация информации
Критическое мышление « Кластер» (кто я?) , 2 Тонкие и толстые вопросы», « Да-нетка», размышление, синквейн«Тонкие и толстые вопросы», проблема, размышление над ситуациями,
эссе « Важность дружеских взаимоотношений в классе» (д/з) Техника «Грани кубика»
Ключевые слова
Размышление на ситуацией
Проблема
«Диаграмма Венна»
Открытый вопрос
Интерактивная беседа
Приём « Корзина идей» Тонкие и толстые вопросы
Проблема
Дискуссия
Создание постера
Коллаж( д/з)
Обучение талантливых и одарённых Консультанты ( 2 задание- работа с текстом) Эксперты (в упр «Ящик недоразумений») Лидеры в группе
Эксперты ( в работе с притчей) Оценивают раюоту группы по критериям
Управление и лидерство в обучении Направляющая роль учителя в создании колаборативнй среды Распределение ролей в группе. Взаимообучение в диалоге
Оценка деятельности учащихся Анализ работы в сотрудничестве. Выводы
ИКТ Динамическая разминка «Дирижёр» (орг момент)
Слайд «тема, цели урока» (стадия вызова)
Триггер «Темные и светлые мешочки» (стадия осмысления) Музыка для разминки (орг момент)
Слайды по плану урока (стадия вызова и осмысления)
Музыка для разминки
Слайд ( Тема, цель)
Мультимедийная презентация « гвозди в заборе» Слайд (Тема, цель)
Музыка для разминки
Учёт возрастных особенностей Сформированностьобщеучебных навыков ( при выполнении заданий на развитие критического мышления, актуализации знаний, при самостоятельной работе) наличие дифференсации учебных предметов, познавательная рефлексия, личностная рефлексия ( на этапах оценивания себя, товарищей, группы), интерес к личностным качествам, потребность к саморазвитию, формирование самооценки, потребность в общении, в сотрудничестве ( работа в паре, в группе, выполнение заданий творческого характера), осознание ценностных ориентаций. ( при разрешении ситуаций, в дискуссии)
Используемые ресурсы Ритмичная музыка для разминки
слайды PowerPointтекст «Декларация моейсамоценности»
глоссарий
Карточки с заданием « Закончи предложение»
триггер
сигнальные карточки (красный-зелёный на каждого ученика)
музыка для разминки
слайды PowerPoint по плану урока
Ресурс с заданием (слова и понятия)
Ресурс « Способы разрешения конфликтов»
глоссарий
бумага для постеров
задания-ситуации
листочки для упр « Мусорное ведро»
изображение песочных часов
стикеры жёлтые
листы А4цветные фигурка
кубик
смайлики магнитные
глоссарий
мультимедийная презентация
карточки с дифференцированными заданиями,
слайды PowerPointлисты для постеров
маркеры, фломастеры
« Пазлы»
история « Садовник»
ресурс «Вопросы по теме»
видеосюжет « Одна история»
бумага для постера
слайды PowerPoint по плану урока