Технологическая карта Понятие обыкновенной дроби


БОУ ДПО (ПК) С "Чувашский республиканский институт образования"
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Технологическая карта
к уроку математики в 5 классе
Выполнил: учитель математики
МБОУ «Чиричкасинская ООШ»
Цивильского района Чувашской Республики
Трофимова Ираида Константиновна
г.Чебоксары, 2017

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, предназначена для проектирования учебного процесса.
Технологическая карта урока математика 5 класс
по теме: Понятие обыкновенной дроби
Дата проведения: 19.01 2017 г.
Учитель: Трофимова Ираида Константиновна__
Количество часов по теме: 2
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Технология обучения, применяемая на уроке: технология проблемного и дифференцированного обучения
Тип урока:  урок объяснения нового материала
Цели рока: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; уметь записывать дроби; уметь находить дроби от целого.
Задачи урока: образовательные (формирование познавательных УУД):
научить правильно читать и писать дроби , находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
развивающие (формирование регулятивных УУД)
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов, развивать умение, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Основные этапы урока Задачи этапа Деятель-ностьучителя Деятель-ностьученика Результаты обучения План.
время
предметные метапредметныеличностные Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Эмоциональный настрой на урок
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем вам удачи-
За работу в добрый час!
Приветствуют учителя, садятся на свои места, записывают число, классная работа, включаются в деловой ритм урока. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Мотивация учения 1 мин
актуализация Актуализация опорных знаний и способов действий. - Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, какая сила нужна человеку, чтобы быть на высоте и одерживать победу в повседневной жизни? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волнует многих. Вот какой ответ дал известный русский писатель
М. Горький:
«Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием, — непобедим».   Выдвигают свои варианты ответов на вопрос.
Повторение действий над числами Структурирование собственных знаний.
контроль и оценка процесса и результатов деятельности. оценивание усваиваемого материала. 4 мин
-Знания будут более устойчивыми, если мы будем регулярно повторять изученное.
- Поэтому мы с вами проведем математический диктант. Запишите в тетрадь только ответы.
Какое число в 4 раза меньше 48?
Во сколько раз 7 больше чем 15?
Разность чисел 60 и 57 увеличьте в 6 раз.
Сумму чисел 72 и 9 и числа 19
Произведение частного чисел 714 и 7 и числа 0.
Уменьшите 140 в 20 раз.
Записывают ответы в тетрадь. (12, 105, 18, 100, 0, 7)
Давайте проверим ваши ответы. (12, 105, 18, 100, 0, 7).
Если вы не допустили ошибок, поставьте 5.
Если вы допустили 1-2 ошибки поставьте 4
А кто допустил больше 4? Проверяют количество ошибок проблематизацияформировать умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания Вы записали числа: 12, 105, 18, 100, 0, 7. Как называются эти числа?
-С помощью натуральных чисел мы можем пересчитать предметы, причем целые предметы.
-Как быть если на день рождения к вам в гости пришли 10 друзей, а у вас 1 праздничный торт?
-Конечно, торт будет разделён на 10 равных частей и каждый получит один кусочек от целого.
-Как обозначить часть от целого? Такие слова, как «полкилограмма», «пол-литра», «четверть часа», «полтора метра», наверное, вы слышите каждый день. Половина, четверть, треть, полтора, одна десятая – примеры дробных чисел (долей). Отвечают на вопросы учителя
Обучающиеся предлагают свои варианты, потом обсуждают вместе с учителем
Обучающиеся сталкиваются с проблемой.
Знакомство с дробями 3 мин
Постановка цели и задач урока. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока. - А теперь скажите мне, что же мы сегодня, по-вашему, будем изучать на уроке?
-Действительно, тема нашего урока связана с обыкновенными дробями и звучит так: «Понятие обыкновенной дроби». Запишем ее в тетрадь. Отвечают на вопрос
Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Самоопределение.
2 мин
Этап изучение нового материала. Введение понятия обыкновенная дробь, на имеющихся знаниях из начальной школы и подведение их к самостоятельной формулировки доли и обыкновенные дроби. -Вы узнали, что кроме натуральных чисел и нуля, существуют и другие числа- дробные. Дроби принято записывать в следующем виде:12; 14; 13; 79; 35 ;68 Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта. Для того, чтобы узнать больше об этих «двухэтажных» числах давайте откроем учебник на стр. 171, прочитаем текст и приготовимся отвечать на вопросы.
Работа с учебным текстом, фронтальная работа с классом.
-Когда возникает потребность в дробных числах?
-Каким образом записывают обыкновенные дроби?
-Как называют число, записанное над чертой дроби?
- Как называют число, записанное под чертой дроби?
-Что показывает знаменатель дроби?
- Что показывает числитель дроби? Обучающиеся записывают в тетради Обучающиеся знакомятся самостоятельно с новым материалом,
Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетрадях. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Знать как записываются обыкновенные дроби; иметь понятие о числителе, знаменателе; знать, что показывает знаменатель дроби,
что показывает числитель дроби. Формировать определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении. 10 мин
Физкультминутка. сменить вид деятельности. Руки ставим все вразлёт.
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда,
Делай раз и делай два.
Раз и два, раз и два
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два.
Опустите руки вниз
И на место все садись 1 мин
первичное осмысление и закрепление знаний.
мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий -Прочитать дроби
№ 674.
Организовать фиксирование нового знания в речи и знаках (при чтении дробей надо помнить: числитель – количественное числительное женского рода (одна, три, восемь), знаменатель – порядковое числительное (восьмая, сотая)).- Записать дроби
№ 675.
Самостоятельная работа с фронтальной проверкой.
Решить № 676.
Обучающиеся выполняют задания учителя
Самостоятельная работа в тетрадях.
Фронтальная проверка задания.
Уметь читать дроби, записывать дроби, называть числитель и знаменатель дроби Умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Формирование позитивной самооценки 10 мин
Применение знаний и умений в новой ситуации Показать разнообразие задач решаемых в жизни на нахождение дроби от целого. -Вы научились читать обыкновенные дроби, записывать числа в виде дроби. Теперь разберёмся, когда и с какой целью применяются дроби. Для этого рассмотрим №680 и № 682 на 174 странице учебника. Обучающиеся с учителем разбирают задачи, находят решение и оформляют решение в тетрадях Уметь решать задачи с использованием обыкновенных дробей Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Формирование готовности к самообразованию. 10 мин
Домашнее задание Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания - Ребята, открываем ваши дневники и давайте запишем домашнее задание к следующему уроку.
Учитель задает домашнее задание и объясняет ход его выполнения (№677, №681, №683) Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник 4 мин
Рефлексия оценить результаты собственной деятельности -Я буду читать утверждения, а вы если согласны с этим утверждением пишете на своих листочках «да», если не согласны, то пишете «нет».
1. Я знаю, что такое обыкновенные дроби.
2.Я умею записывать обыкновенные дроби.
3.Я знаю, что показывает числитель и что показывает знаменатель обыкновенной дроби.
4.Я умею находить дробь от целого. Обучающиеся анализируют свои знания, записывают утверждения на листочках. Сдают листочки Уметь оценивать собственную деятельность на уроке 1 мин