Духовное развитие личности на уроках истории и культуры Башкортостана
Гарданова Г.А. МБОУ СОШ № 10 г. Бирска,
выступление на ГМО учителей истории и культуры Башкортостана
2009, г. Бирск.
«Личностно – ориентированный подход и духовное развитие личности
на уроках истории и культуры Башкортостана»
Наш дом родной Башкортостан -
Народов разных дружная семья.
Здесь наших предков первобытный стан –
У эпохальнаых вех история своя.
Т. Зайлялова
В рамках выполнения Закона «О языках Республики Башкортостан», языки малых народов изучаются наряду с их культурой и историей. Поэтому в содержание преподавания включено изучение культуры и истории родного края.
Знание своей истории и культуры края, прежде всего, облагораживает человека духовно, помогает ему в осознании связей родного уголка с большой Родиной, с ее прошлым и настоящим. Без знаний о жизни предков, об их трудовых и боевых свершениях нельзя воспитывать у учащихся чувства любви к родной земле и гордости за своих земляков.
В 1990-е годы в условиях смены модели общественного развития усиливается внимание к национальному образованию.
Введение нового предмета «История и культура Башкортостана» актуально, современно. Предусматривается получение системных знаний по материальной и духовной культуре башкир, а также других народов, населяющих Башкортостан. Главное – целенаправленно воспитывать в юных душах любовь к отчему краю, добрые чувства к народам, населяющим суверенную Республику Башкортостан.
Что значит культура? Это слово первоначально пришло в другие языки из латинского языка, где обозначало подготовку земли под посевы. Потом оно стало обозначать воспитание, образованность, то есть человека подготавливали, воспитывали для жизни в обществе. Сейчас это понятие многогранно. Культура связана с жизнью народа, отражает наиболее существенные черты и особенности. Именно школа и учитель должен воспитывать, а значит нести культуру.
Наш предмет, где изучаем литературу, живопись, музыку, эпос,
обычаи и традиции многонациональной республики, дает возможность формировать высоконравственного, духовно богатого гражданина нового Башкортостана. При введении нового курса были поставлены следующие задачи:
- содействовать гуманизации образования и гармонизации, межнациональных отношении. Как решаются эти задачи в ходе изучения предмета культура Башкортостана? История башкирского народа уходит вглубь седой древности. Согласно заветам предков, каждый башкир обязан был знать: свое происхождение, свой род; легенды и песни своего народа.
Несколько лет я веду в школе предмет «Культура Башкортостана». За эти годы у меня накопился определенный опыт работы, и более конкретным стало представление о предмете. Изучение культуры Башкортостана значительно влияет на умственное развитие школьника, его познавательную активность. В этой связи в процессе обучения культуры Башкортостана главное внимание акцентируется, во-первых, на развитие речи, культуры речевого общения; во-вторых, на развитие мыслительной деятельности и устойчивого интереса к изучению родного языка, истории и культуры Башкортостана; в-третьих, на расширение эрудиции, кругозора учащихся и приобщение их к богатству башкирской национальной культуры.
Для осуществления поставленных целей я провожу разнообразные классные занятия, на которых возможны типичные приемы обращения к материалам башкирской народной культуры, вот некоторые из них: «Государственная символика», «Обычаи и нравы моего народа», «Путешествие по сказкам», «Коран - священная книга мусульман».
В своей работе использую интегрированные уроки – культуры Башкортостана с уроками истории Башкортостана, математики, рисования, музыки. Детям интересны темы: «Путешествие по родному Башкортостану», «Башкирская национальная кухня», «Башкирский национальный костюм».
На уроках по культуре и истории Башкортостана использую личностно - ориентированный подход при изучении исторических событии, изучении художественных произведении.
Основными способами передачи национального опыта башкирского народа являются семейные и народные бытовые обычаи, религиозные обряды, образцы народного художественного творчества, национальные формы материальной культуры. Среди них особое значение имеет традиция составления шежере – родословных. На своем примере показала, как нужно составлять родословную, на что нужно обратить внимание. Творчески подходить при оформлении своих работ. Получилось интересно.
Послушаем несколько из них.
На уроках истории Башкортостана, знакомимся с шежере башкирских племен и родов бурзян, тамьян, тангаур, усерган, кыпсак, кари-кыпсак, санким-кыпсак. - как важным источником по истории народа. Союз этих племен положили начало объединения башкирского народа. Во главе этого союза стоял Масим-хан. Одна из горных вершин в Бурзянском районе названа его именем.
В рамках празднования 450 летия присоединения Башкортостана к Русскому государству провела урок-конференцию среди учащихся 7-8 классов по теме: «Присоединение Башкортостана к Русскому государству», классный час « Башкортостан и Россия - 450 лет вместе!», выступила в школьном методическом объединении с темой: «Роль северных башкир в присоединении к Русскому государству».
Интересно проходят уроки по темам: «Шежере родословная башкир», «История Башкортостана в истории моей семьи», «Моя родословная». На этих уроках раскрываются творческий потенциал и индивидуальные способности учащихся. Ежегодное участие учащихся фестивале «Содружество» приобщает их к традициям и обычаям народов Республики Башкортостан.
Для обучения учащихся нужно создать эстетически со вкусом оформленный учебный кабинет. В течение 14 лет идет постоянное пополнение кабинета методической, учебной, справочной литературой. Появились новые стенды
«Солнечный Башкортостан», «Родной - Бирск», «Писатели Башкортостана», «В дружбе и согласии».
Свое выступление хочу закончить стихами:
Наш дом родной Башкортостан
( Т.ЗАЙЛЯРОВА, д. ШМИДТОВА УФИМСКОГО РАЙОНА)
Наш дом родной – Башкортостан –
Народов разных дружная семья.
Здесь наших предков первобытный стан –
У эпохальных вех история своя.
Наш дом родной - Башкортостан –
Тебя природа щедро одарила:
Ты крепок, бодр и закален как сталь,
И в твоих недрах накопилась сила.
Наш дом родной – Башкортостан –
Мы дочери твои и сыновья.
Ты нас любить за то не перестал,
Что мы отправились в далекие края.
Наш дом родной – Башкортостан –
Ты нас растил, заботился, берег,
Обогревать и принимать нас не устал
После разлук и пройденных дорог.
Наш дом родной - Башкортостан –
Мы жить привыкли в мире, без раздоров.
Судьей третейским пред нами ты предстал,
Чтобы спасти от крови и позора.
Наш дом родной – Башкортостан –
Ты по-отцовски пожури своих детей.
Запомним мы, что скажут нам твои уста
О родине, как матери своей.
Алешкова Анастасия 3 Б класс
Моя родословная.
В нашей семье есть много интересных людей.
Бабушка – Минальче. Дедушка – Демьян. Мама - Ольга. Папа - Фират. Тети - Алена, Людмила. Дяди - Слава, Юра и еще 4 брата.
А сегодня, я хочу рассказать про бабушку. Ей 65 лет. Она очень добрая.
У моей бабушки золотые руки. Вяжет мне теплые носки, варежки, а пироги с яблоками – самые вкусные в мире.
Бабушка родилась в деревне Баймурзино Мишкинского района. По национальности – марийка. Ей 75 лет но все равно она красивая.
Она много читает. Знает хорошо башкирский, татарский и казахские языки. У бабушки дома всегда порядок и чистота. В молодости она работала на стройке. Она говорит, что раньше работать и жить было интереснее. Получала 120 рублей. Приходилось работать дополнительно.
Я люблю свою бабушку и особенно за ее ласку. Она меня тоже любит. А еще я люблю ее за то, что она собирает вокруг себя всех родных.
Вот это и есть моя дружная семья.
Закирова Настя – 4 класс.
Моя родословная.
В нашей семье есть много интересных людей. Мама – Ольга. Бабушка – Шура, дедушка – Саша. Тетя – Ира, дядя – Миша и еще тетя Люда.
Сегодня я расскажу про свою бабушку. Она меня любит. Помогает мне и моей семье. Покупает на одежду и обувь. Ей всего 48 лет и у нее уже 5 внуков. На Новый год мы с ней ходили на елку. Это был незабываемый день. Катались на горке. Покупали много сладкого. Было все классно. Моя бабушка самая добрая на свете.
Абзаиров Руслан – 7Б класс
Моя родословная.
В нашей семье есть много интересных людей, но самая добрая и любимая моя бабушка. Ее зовут Валентина Николаевна.
Я живу в Доме детства, но бабушка меня не забывает. Каникулы и праздники мы проводим вместе в деревне. Она живет в Дюртюлинском районе. Долгие годы работала поваром в столовой. Теперь она на пенсии ее 55 лет, но выглядит совсем молодо.
Летние каникулы я провел в деревне. Мы часто ходили в лес за земляникой, собирали лекарственные травы.
У бабы Вали была мама, которая 56 лет работала учительницей. Участвовала в Великой Отечественной войне. Есть награды, бабушка мне их показывала.
Я люблю свою бабушку и горжусь ей.
15