Урок по обществознанию на тему Экономика и государство
Урок обществознания в 11 классе
( лабораторная работа)
Тема урока: § 7 Экономика и государство.
Цель урока: выявить роль государства в рыночной экономике.
Задачи урока: 1) познакомить с целями экономической политики государства, с экономическими функциями государства, с самыми эффективными способами регулирования экономики;
2) развивать и совершенствовать навыки актуализации знаний, умения анализировать источники, учебный текст, высказывать своё мнение по проблеме;
3) воспитывать экономическую культуру учащихся.
Оборудование:
Таблица « Государство и экономика »
Запись на доске.
Проектор.
Раздаточный материал ( карточки с заданием)
Литература: 1. Л.И.Боголюбов. Обществознание.11класс.М.: Просвещение, 2011.
2. П. А. Баранов. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М. АСТ. 2011. Обществознание в схемах.
3. Обществознание в схемах.
4.Т.П. Бегенеева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс.-М,: ВАКО, 2008.
5.Преподавание истории и обществознания в школе. № 6 -2011.
Ст. «Роль государства в экономике», Королёва Г.Э.,с. 75
6. А.В.Клименко . Обществознание. М.Дрофа, 2009.
7. А.И.Кравченко. Обществознание. 10 класс. М. Русское слово.
2007.
Эпиграф
«Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов»
Дж. Фейлан, американский экономист
Ход урока
План урока
Экономическая политика государства.
Экономические цели государства.
Экономические функции государства.
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.
Вывод о нужности государственной помощи рыночной экономики.
I.Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока «Экономика и государство».
- Попробуйте сформулировать цель урока. (выявить роль государства в рыночной экономике)
- По форме это будет урок лабораторной работы, предполагающей вашу самостоятельную работу с параграфом учебника, источником, таблицей, презентацией. Вам предстоит углубить свои знания в ходе индивидуальной, групповой, фронтальной работы по данной теме.
- В настоящее время практически все реально действующие экономические системы характеризует тесное переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.
- Среди многообразных направлений политики государства ведущую роль играет экономическая политика.
II. Работа по теме урока.
З/ К-1 Экономическая политика государства.
- Найдите и запишите определение понятия экономическая политика.
(§7, с.77,посл. абз.)
(Экономическая политика государства – это процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.)
З/ К-2 Экономические цели государства.
- По таблице назовите основные экономические цели государства в
рыночной экономике.
( - экономический рост;
- регулирование занятости;
- поддержание стабильного уровня цен;
- поддержка экспорта.)
- Сопоставьте с информацией учебника (с.77,посл. абз. с.78, перв. абз.)
- Какую новую информацию узнали из учебника?
(Экономические цели государства бывают общими, перспективными , текущими.)
- Приведите примеры всех видов экономических целей государства
(Общие – обеспечение экономической безопасности и экономической эффективности; забота об обеспечении полной занятости и т. д.
Перспективные – формирование социально ориентированного рыночного варианта экономики.
Текущие –снижение инфляции; обеспечение стабилизации и устойчивого роста экономики; борьба с бедностью; снижение налогов на бизнес.)
З/ К-3 Экономические функции государства.
-Узнаем, какие экономические функции выполняет государство в современном обществе? Посмотрите презентацию об экономических функциях государства, обратите внимание на новые функции, которые вы не изучали в 8 классе.
- Презентация, подготовленная ученицей об экономических функциях современного государства.
(после просмотра презентации) – О каких экономических функциях современного государства вы узнали?
( - стабилизация экономики;
- защита прав собственности;
- регулирование денежного обращения;
-перераспределение доходов;
- регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками;
- контроль над внешнеэкономической деятельностью;
- производство общественных благ;
- компенсация внешних эффектов;
- поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.)
-Теперь полученные знания вам предлагается применить в работе с фрагментом статьи российского учёного- экономиста А.Н. Пороховского «Российская рыночная модель: путь реализации». (учебник с.87) Работаете в группах, выполняете задания к источнику.
Отчёт групп.
1группа – ответ на первый блок вопросов.
- В едином рыночном пространстве государственные институты отслеживают и поддерживают одинаково для всех правила игры.
- По таблице определите, какие государственные институты имеют отношение к экономике, кто ещё может влиять на экономику, чем они являются? (субъектами )
- По мнению учёного, стабильному развитию рыночной системы, способствуют следующие экономические функции:
(1.поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере;
2. поддержка стабильности в экономике;( постоянства)
3. поддержание благоприятного социального климата в стране;
4. поддержание устойчивости финансовой системы;
5.расширение производства общественных благ.)
2 группа – ответ на второй блок вопросов
-( Расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, создание правового поля в предпринимательской сфере.- национальные проекты по развитию образования, здравоохранения, поддержки семьи.)
3 группа - ответ на третий блок вопросов
-(Конкуренцией в экономической науке называют соперничество между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи или покупки на рынке. Значение для рынка - §3, с.34)
4 группа - ответ на 4 вопрос.
-( В демократическом обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом. Пример)
5 группа - ответ на 5 вопрос.
- ( Значение правовой защиты занимает большое место, так как экономическая деятельность субъектов базируется на договорных и обязательственных отношениях, нарушение которых может разрешить только суд. Пример.)
З/ К- 4. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.
- Регулирование государством рыночной экономики осуществляется путём прямого и косвенного регулирования.
- Проанализируйте схему на с.81.
- Сообщения учащихся о механизмах государственного регулирования.
1. Правовое (административное) регулирование.
2. Фискальная (бюджетно- налоговая ) политика.
3. Монетарная ( денежно- кредитная ) политика.
З/ К- 5 Вывод о нужности государственной помощи рыночной экономики
- С давних времён идёт дискуссия между теми , кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства, и теми, кто преувеличивает возможности современного государства, не признавая рыночной саморегуляции. Представители кейнсианского направления, связанного с именем английского экономиста Кейнса, считают, что один только рыночный механизм не в состоянии решать проблемы в экономике: нужна помощь государства. Напротив, представители неоклассицизма(Юм, Фридмен) предлагают, как можно больше освободить экономику от опеки государства.
-А как считаете вы, нужна ли рынку помощь государства?
(мини – дискуссия )
-Какие практические выводы для себя можно сделать из изученной темы? (помощь на с.86)
III. Закрепление
(по группам) 1.Решение познавательной задачи.(на карточке)
Известно, что Чингисхан брал с покорённых народов дань- одну десятую, т.е.10%. И когда его спросили, почему так мало, он ответил, что больше нельзя, иначе народ- плательщик не сможет развиваться и дань будет уменьшаться. Нужно, чтобы народ имел чем платить не только живущим, но и внукам. Как вы думаете, нынешнее правительство России поступает так же? Ответ аргументируйте.
(для сдающих ЕГЭ) 2.По словам эпиграфа выделить проблему (проблема разумного вмешательства государства в экономику) , определить свою позицию, в доказательство её привести один аргумент.
IV.Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке.
V. Домашнее задание
§7, ответить на вопросы, выполнить задания на с.88-89.
15