Конспект урока по окружающему миру по теме Какие растения весной цвести торопятся, 1 класс , УМК ПНШ
Урок окружающего мира 1 класс ПНШ
Тема: «Какие растения весной цвести торопятся»
Целевые установки урока (планируемые достижения уч-ся):
Предметные результаты: уточнение и обобщение знаний учащихся о жизни растений весной, знакомство с раннецветущими растениями, выяснение причин раннего цветения растений, формирование умений отличать некоторые раннецветущие растения от других растений,
Метапредметные результаты: понимание, принятие и сохранение учебной задачи, осуществление самоконтроля и самооценки, ориентация в материале учебника и нахождение по заданию учителя нужной информации, взаимодействие в паре и группе при выполнении учебных заданий, формирование навыка чтения,
Личностные результаты: осознание необходимости ответственного отношения к природе, формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Формирование УУД
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданием эталоном, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном.
Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе, выделять существенную информацию из читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога с одноклассниками, учителем.
Личностные УУД: осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за её сохранность, проявление познавательной инициативы при выполнении заданий вместе с героями интриги.
Содержание урока
№
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Методический комментарий
1
Эмоциональный настрой на урок
Слушают учителя.
Читает стихотворение:
Маша и Миша зовут нас в полёт,
Сядем, друзья, поскорей в вертолёт!
Мы над полями и над лесами
Быстро летим под облаками.
Будем внимательны, будем дружны,
Чтобы увидеть приметы весны!
Включение учащихся в учебную деятельность
2
Актуализация знаний
Отвечают на вопросы учителя.
- Ребята, какие приметы весны вы можете назвать?
- Ребята, я предлагаю вам послушать стихотворение.
Льдины звонкие разбились
И поплыли по реке,
И сережки распустились
На осине и ольхе.
Золотятся нежно ивы,
Просветлели их стволы.
На орешнике сережки
Были видны издали.
Набухают соком почки,
Скоро весь растает снег.
И зеленые листочки
Молодой украсят лес.
- О каких растениях говорится в стихотворении?
- А что говорится об этих растениях?
Фронтальная беседа
На доске – карточки с признаками весны.
3
Постановка учебной задачи
Формулируют тему урока самостоятельно.
Работа по развороту учебника (стр. 48 – 49).
Читают тему в учебнике: «Какие растения весной цвести торопятся».
Формулируют учебную задачу: узнать, какие растения цветут ранней весной.
- Вы, наверно, догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
- А как мы можем проверить наши предположения?
- Назовите тему урока.
- Какую учебную задачу поставим перед собой?
Слайд 1
4
Освоение нового содержания
Рассматривают иллюстрации в учебнике (стр. 48 – 49).
Отвечают на поставленные вопросы.
Читают статью в Хрестоматии на с.46.
«Где искать первые весенние цветы"
Сообщения учащихся о первоцветах, стихи.
- Мы вместе с нашими друзьями, Машей и Мишей летим на вертолете. Расскажите, что вы видите с высоты полета?
- Увидим ли мы с вертолета, какие деревья уже цветут?
- А листочки уже распустились?
- Мы спускаемся с вертолета на землю. Теперь мы можем тщательно рассмотреть цветущие деревья и кустарники. Что заметили?
- Где будем искать первые весенние цветы?
- Где появляются первые цветы? Как их называют?
- В весеннем лесу светло и просторно - деревья еще не оделись листвой, ничто не мешает солнцу проникать до самой земли. Этой короткой порой спешат воспользоваться самые разные лесные растения – зацветают многие деревья и кустарники, а у самой земли, там, где еще лежит снег, появляются первые раннецветущие растения.
- Какие цветущие травянистые растения нашли Маша и Миша? Вам помогут рисунки правой стороны разворота в учебнике.
- Некоторые ребята подготовили стихи и сообщения об этих растениях.
- Миша спрашивает Машу и нас: почему эти растения назвали первоцветами?
- Первоцветы - это первые растения, которые зацветают ранней весной.
Поиск нужной информации по иллюстрации.
Слайд 2,3,4,5,6
Слайды 7-13
5
Динамический момент
Учащиеся слушают названия растений и выполняют движения.
- Я буду произносить названия различных растений. Если это растение - первоцвет, вы приседаете. Если это другое растение – наклоняетесь вперед.
Колокольчик, незабудка, медуница, василек, ромашка, ветреница, астра, гладиолус, мать – и – мачеха, прострел, гвоздика, хохлатка.
Переключение видов деятельности
6
Освоение нового содержания
Дети работают в группах – читают статьи на с. 46 - 49
Высказывают свою точку зрения.
Слушают учителя.
Высказывают свою точку зрения.
Чтение по цепочке текста в хрестоматии «Неужели первым весенним цветам не холодно?»
Обсуждают в парах
Стихотворение об охране первоцветов.
- Миша спрашивает, почему эти цветы так назвали?
- Ответить на этот вопрос нам поможет хрестоматия.
- Почему первоцвет носит такое имя? Как его ещё называют? Почему?
(баранчик, ключики). А ещё это лекарственное растение.
- Какие тайны ветреницы узнали?
Почему нельзя срывать даже один маленький цветочек?
Это ядовитое растение.
- Почему перелеску так назвали?
Мать и мачеху?
- Миша спрашивает, почему эти растения торопятся цвести так рано?
- Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслонит свет.
Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению под снегом. Снег защищает их от холода. Все эти растения хорошо переносят морозы
- Еще один вопрос Миши: неужели первым весенним цветам не холодно?
Как же защищаются цветы?
- Миша спрашивает, можно ли собрать маленький букетик первоцветов?
- Ребята, вы правы, этого ни в коем случае нельзя делать, если хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время. А в букете такие растения вянут моментально.
Выясняются причины раннего цветения растений
Выявление мер по охране первоцветов
Выявление мер по охране первоцветов
8
Динамический момент
Учащиеся слушают стихотворение и выполняют движения.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет!
***
Говорила Катя Пете:
«Принеси ты мне букетик!
Я люблю цветы лесные,
Желтые и голубые!»
Это правильный совет?
Нет, нет, нет!
***
Если ты в лесу гуляешь,
Кусты и ветки не ломаешь.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
***
Как-то Марина просила у Светы:
«Ты назови мне все первоцветы».
«Ромашки, тюльпаны и васильки,
Лютики, кашки – вот эти цветы».
Правильный Света дала ей ответ?
Нет, нет, нет!
***
Если ты не рвешь цветы,
Садишь первоцветы,
Наблюдай за ними ты
Береги при этом.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
9
Применение новых знаний
Учащиеся работают в парах – в тетради для с.р. №33
- В тетрадях выбери рис. Растений, которые можно увидеть цветущими весной. Подпишите их названия (можно цифрой) Раскрасьте цветок, который вам понравился.
10
Подведение итогов урока
Оценивают свою деятельность на уроке.
- Выполнили ли мы задачи урока?
- Что запомнилось и заинтересовало на уроке?
11
Рефлексия
Дети показывают своё настроение .
- Какое настроение у вас в конце урока? Покажите.
Приложение.
Стихи про первоцветы.
Ветреница.
На снежинки похожи цветки,
Как снежинки, белы и легки,
Как снежинки, изящны, прекрасны,
Ветерка дуновенью подвластны.
Прострел.
На проталинке прострел,
Как пучок лиловых стрел.
На мохнатых стебельках
Капли солнышка в цветках
Медуница.
Что случилось с медуницей,
Медуницей-небылицей?
Вроде розовой была?
Посинела Отцвела!
Крокус.
Посмотрите, что за фокус?
Из-под снега вылез крокус.
На ветру замёрз слегка,
Но прекрасней нет цветка!
* Вот будет он брошен вместе с сором,
Умирают, сжавшись, лепестки...
Это вы срывали без разбора
Беззащитные тугие лепестки.
Для чего вы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет -
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет.
Очень просто погубить живое.
Ведь подснежники не могут нам сказать:
"Наслаждайтесь нашей красотою -
Только очень просим вас не рвать!"
* Веселый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл,
От шума подснежник проснулся
И на проталинке встал.
Запахло, повеяло прелью,
Чуть слышно подснежник твердил:
Спасибо апрелю, спасибо
За то, что меня пробудил.
Сообщения учащихся о первоцветах.
Мать – и – мачеха появляется самой первой, как только сойдёт снег. На голой земле появляются маленькие жёлтые цветки. Секрет в том, что мать – и – мачеха расцветает под снегом. Своё название получило за листья: нижняя сторона листа мягкая и тёплая – «мать», а верхняя жёсткая и холодная – «мачеха». Это лекарственное растение.
Медуницу называют цветок-колдунья. У него на одном стебельке есть цветки разной окраски: розовые, красные, фиолетовые, синие. Своё название растение получило за цветки, в которых много нектара. Медуницу любят шмели и пчелы.
У прострела короткие, покрытые волосками, стебли и крупный, похожий на колокольчик, цветок. Имеет другое название – сон-трава. На Алтае растение стало редким. Сбор прострелов запрещён. Не забудьте – растение ядовито!
Ветреница – это небольшое растение с белым, как звёздочка, цветком. Хрупкое нежное растение дрожит от любого дуновения ветерка. За это и получило своё название. Внимание: растение ядовито!
Первоцвет также является редким растением. В народе его называют примулой. О первоцвете сложено много легенд. Издавна используют как лекарственное растение.
Хохлатка - это знаменитый первоцвет. Растёт в хвойных лесах. Его цветки напоминают хохолки. Цветет хохлатка несколько дней, а потом исчезает. Растение это лекарственное.
Стихи, используемые в уроке
Маша и Миша зовут нас в полёт,
Сядем, друзья, поскорей в вертолёт!
Мы над полями и над лесами
Быстро летим под облаками.
Будем внимательны, будем дружны,
Чтобы увидеть приметы весны
Льдины звонкие разбились
И поплыли по реке,
И сережки распустились
На осине и ольхе.
Золотятся нежно ивы,
Просветлели их стволы.
На орешнике сережки
Были видны издали.
Набухают соком почки,
Скоро весь растает снег.
И зеленые листочки
Молодой украсят лес.
ДП
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет!
***
Говорила Катя Пете:
«Принеси ты мне букетик!
Я люблю цветы лесные,
Желтые и голубые!»
Это правильный совет?
Нет, нет, нет!
***
Если ты в лесу гуляешь,
Кусты и ветки не ломаешь.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
***
Как-то Марина просила у Светы:
«Ты назови мне все первоцветы».
«Ромашки, тюльпаны и васильки,
Лютики, кашки – вот эти цветы».
Правильный Света дала ей ответ?
Нет, нет, нет!
***
Если ты не рвешь цветы,
Садишь первоцветы,
Наблюдай за ними ты
Береги при этом.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
15