КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ НА ТЕМУ ПЛОДОВЫЕ КУЛЬТУРЫ (5 КЛАСС)
ГОУ Республики Марий Эл «Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Открытый урок в 5 «А» классе на тему:
Плодовые культуры.
Разработала и провела
учитель с/х труда
Шишкина Т.А.
с. Косолапово
2010 г.
ТЕМА: ПЛОДОВЫЕ КУЛЬТУРЫ.
ТИП УРОКА: КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК.
ВИД УРОКА: РАЗВИВАЮЩИЙ УРОК.
ЦЕЛИ: Ознакомить с понятием «Плодовые культуры», с многообразием и
значением. Закрепить представления об органах растений.
Коррекция мышления через сравнивание плодовых деревьев и их плодов, через
классификацию плодовых культур.
Воспитывать любовь к природе, чувство доброты через обязанность каждого человека вырастить плодовое дерево.
ОБОРУДОВАНИЕ: натуральные фрукты, их муляжи. Картины и рисунки
плодовых деревьев. Компьютер с мультимедийным проектором, презентация по теме: « Плодовые культуры.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: беседа, рассказ, работа с учебным пособием,
раздаточным материалом, тетрадью, выполнение коррекционно-развивающих
упражнений.
СЛОВАРНАЯ РАБОРА: шейка, крона, штамб, ствол, сорт.
ПЛАН УРОКА
Организационный момент.
Мотивационное начало урока
Проверка домашнего задания.
Введение в тему.
Знакомство с темой урока.
Физкультминутка.
Работа по теме урока.
Работа с учебником.
Закрепление.
Подведение итогов занятия.
Задание на дом.
Ход урока
I. Организационный момент
Ну – ка тихо все садитесь, Отвечайте, не ленитесь! Мы хороший, дружный класс Все, получится у нас! 1.Отчет дежурного. 2.(1 слайд) Упражнение на внимание. На берёзе висели 5 яблок, 3 из них упали. Сколько яблок осталось?
II. Проверка домашнего задания
1.Назовите условия необходимые для прорастания семян? 2.Работа с карточками «Узнай растения по семенам» (определить названия зернобобовых культур по семенам) 3.Где семена лучше прорастают: в теплом или холодном месте? 4.Как можно доказать, что для прорастания семян нужны влага, тепло, воздух?
III. Введение в тему: (слайд 3)Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению нового раздела, а как называется тема урока, мы узнаем прочитав буквы в соотношении со цифрами по стрелочкам. Например, первая буква это «П» и т.д. Цель нашего урока: ознакомить вас с многообразием и значением плодовых культур. Ребята, посмотрите внимательно на рисунок Незнайки. Помогите ему разобраться, что он сделал неправильно. Перед нами плодовые культуры, а что же на них выросло? Где растут корнеплоды? Правильно, на грядках.
IV. Изучение новой темы.
(Слайд 6) Какие плоды изображены на слайде? Правильно.
1.К плодовым деревьям относятся яблоня, груша, вишня, абрикос и другие. Все они отличаются между собой размерами, формой листьев, характером и вкусом плодов и другими признаками. Но отличаясь между собой по многим признакам, они имеют общее сходство в строении дерева.
(слайд 7)Какое имеет строение плодовое дерево? Давайте рассмотрим.
2.Строение плодового дерева. Плодовое дерево имеет корень, стебель (ствол и ветви) и листья. На стебле образуются цветки и плоды. Часть корней плодового дерева растет вниз, в глубину почвы, и называются вертикальными корнями. Другая часть корней растёт в стороны и располагается в верхнем слое почвы. Это горизонтальные корни. Место перехода корней в ствол называют корневой шейкой. Часть ствола от корневой шейки до первых ветвей – штамб дерева. Все ветви плодового дерева составляют его крону.
Работа с тетрадью. Нарисовать схему строения плодового дерева и подписать его части.(стр.146).
Ученики рассматривают и называют фрукты. Вместе с учителем находят общие признаки, объединяющие их в одно понятие: все фрукты - сочные плоды растения. Для этого вспоминают, какие органы есть у растений (корень, стебель, листья, плод), какой из них идет в пищу яблони, груши, вишни (плоды). Сочные плоды которые мы едим (фрукты).
V. Физкультминутка.VI. Работа по теме
(слайд 8) Яблоня – невысокое дерево с коротким стволом и широкой, раскидистой кроной. Листья яблони простые, с короткими черешками, опушённые с нижней стороны. Яблоня цветет в мае. Цветки у неё крупные, бело-розовые. Плоды разнообразной формы: округлой, яйцевидной, конической и другой. Поверхность их гладкая, окраска кожицы одноцветная или с румянцем, окраска мякоти бывает белой, зеленоватой, жёлтой, розовой, красной. Внутри плода находится сердечко и семенные камеры с коричневыми семенами расположенными звёздочкой.
Яблоки обладают высокими вкусовыми качествами, содержат немало очень ценных для организма человека веществ, среди которых особое место занимают разнообразные витамины. Поэтому употребление яблок в свежем виде укрепляет организм, повышает его сопротивляемость разным болезням. Яблоки широко используют и в переработанном виде. Из них заготавливают впрок компоты, варенье, джемы, повидло, соки, мармелад; их сушат, маринуют, мочат. Существует много сортов яблонь, которые выращивают в разных зонах нашей страны.
Учитель. Они отличаются по высоте деревьев, форме кроны и листьев, внешнему виду и вкусу плодов и сроками их созревания. Одни сорта яблонь не переносят морозов и растут на юге. Другие сорта распространены в средней полосе, устойчивы к морозам. Есть такие сорта яблонь, которые растут даже в Сибири, где зимой бывают сильные морозы. (слайд 9) В нашей местности выращивают такие сорта, как Антоновка обыкновенная, Пармен зимний золотой, Грушовка московская, Анис алый и т.д.
Существуют летние, осенние и зимние сорта. Яблоки летних сортов созревают летом, и их сразу используют в пищу, потому что они не могут долго храниться. Яблоки осенних и зимних сортов созревают осенью и ценятся тем, что могут долго сохраниться в свежем виде. Из сортов яблонь, у которых плоды созревают летом, широко распространён Белый налив, а среди сортов с осенним созреванием плодов самый популярный – Антоновка.
Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву (груша)
Груша. Кроме яблонь, в садах выращивают деревья груши. В саду груши от яблони легко отличить по кронам. Груша вырастает выше яблони, её ветки резко поднимаются кверху. Листья у груши простые, блестящие, с длинными черешками. Цветки у груши белые. Из цветков образуются плоды. В плодах созревают семена. Плоды характерной формы, жёлто-зелёной окраски. Созревают плоды груши в разные сроки в зависимости от сорта (летом, ранней или поздней осенью).
Плоды груши очень вкусные. Их едят свежими, варят из них варенье, компоты, отжимают соки и сушат. Груша плохо переносит морозы, потому её чаще выращивают в южных районах нашей страны. Груша – многолетнее древесное культурное растение.
Плодовые культуры: яблоня, груша, айва, рябина, боярышник – также имеют общие черты – внутри их плода несколько семечек.
Яблоня, груша, айва, рябина, боярышник - плодовые культуры. Словарь: шейка, крона, штамб, ствол, сорт.
VII. Работа с учебником стр. 86.
IX. Закрепление
1.Работа по карточкам – подпишите части плодового дерева.
2.Подарки осени. Осень в гости к на пришла
И подарки принесла.
Лишь корзины подавай
Да скорее собирай:
Груши, яблоки…
Ты корзинку наполняй,
Сам ответы называй.
Нужно сорвать плод и прочитать вопрос, напечатанный на обратной стороне и ответить на него, плод положить в корзинку.
1.Чем отличается яблоня от груши?
2.Когда цветёт груша?
3. Чем отличаются цветки груши от цветков яблони?
4.Как используют плоды груши?
5.Когда цветёт яблоня?
6. Как используют плоды яблони?
X. Подведение итогов занятия
1.Чем мы сегодня занимались? 2.Для чего мы изучали эту тему? 3.Выставление оценок и их комментирование.
XI. Задание на дом. Стр. 85-86. Записи в тетради.
Сейчас прозвенит нам
Весёлый звонок
Класс дружно работал.
Компьютер помог!
Спасибо!
1.Чем отличается яблоня от груши?
2.Когда цветёт груша?
3. Чем отличаются цветки груши от цветков яблони?
4.Как используют плоды груши?
5.Когда цветёт яблоня?
6. Как используют плоды яблони?
7 класс
Тема урока: Строение плодового дерева
Цель: Сформировать у учащихся знания о строении плодового дерева
Задачи:
1. Развить понятие о строении надземной и подземной части плодового дерева.
2. Дать определения основным ветвям и корням плодового дерева.
3. Научить отличать плодовый побег от ростового побега.
4. Сформировать навыки определения приствольного круга плодового дерева.
5. Воспитать познавательный интерес.
Оборудование: Мультимидейный проектор, экран для демонстрации, образцы веток плодового дерева.
Ход урока
I. Организационный этап
Приветствие, проверка отсутствующих, запись числа.
II. Сообщение темы урока, целей и задач
Мы с вами на прошлых уроках узнали об основных плодовых деревьях, как различаются плодовые деревья по строению плода, как используются плоды и их значение для человека. Сегодня мы с вами узнаем строение плодового дерева, строение надземной части дерева, название основных ветвей дерева, строение подземной части плодового дерева, название основных корней дерева. Узнаем, как по внешним признакам отличить плодовый побег от ростового. Научимся определять приствольный круг плодового дерева.
III. Повторение пройденного материала
1. Отгадайте загадки (слайд 4)
Висит на ветке колобок,Блестит его румяный бок. (яблоко)
Желтая лампочка висит. Скушать нам ее велит. (груша)
Синий мундир,теплая подкладка,а в середине сладко (Слива)
Длинноножка хвалится —Я ли не красавица,А сама-то — косточкаДа красненькая кофточка (Вишня)
2. К рисункам плодовых и ягодных растений подберите соответствующие им названия: (слайд 5)
3.Расскажите о строение плодов (слайд 6)
3. Распределите по группам (слайд 7)
4. Вычеркните лишнее (слайд 8).
5. Разгадайте кроссворд (слайд 9)
6. Назначение плодов (слайд 10)
IV. Изучение нового материала
Плодовые деревья различаются размерами, формой листьев, формой и вкусом плодов. Но они имеют общее сходство в строение дерева. Плодовое дерево имеет, как и все растения, корень, стебель и листья.
Различают наземную и подземную части дерева (слайд 11)
Рассмотрим строение наземной части дерева (слайд12)
В рабочую тетрадь наклеивается рисунок плодового дерева.
В ходе урока даются определения: корневая шейка, ствол, штамб, центральный проводник, крона, скелетные ветви, полусклетные ветви, обрастающие ветви.На рисунке определения обозначаются цифрами и записываются в тетрадь
Каждый год плодовое дерево подрастает и дает стеблевые с молодыми
листьями, которые называются побеги. (слайд 13)
Удлиненные побеги- это ростовые. Они увеличивают длину центрального проводника
и ветвей.
Короткие побеги – это плодовые. На них образуются цветы и после цветения плоды
На побегах в пазухах листьев закладываются почки. Из ростовых почек образуются ростовые побеги, из цветковых почек- цветки и плоды. (слайд 14)
В ходе урока демонстрируются ветки плодовых деревьев (яблоня, груша, слива, вишня)
Ребята по очереди определяют плодовые и ростовые почки
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встать,Руки медленно поднять,Пальцы сжать, потом разжать,Руки вниз и так стоять.Наклонитесь вправо, влевоИ беритесь вновь за дело.
Рассмотрим строение подземной части (слайд 16)
В ходе урока даются определения: корневая система, скелетные, полускелетные, обрастающие корни, вертикальные корни, горизонтальные корни.
На рисунке определения обозначаются цифрами и записываются в тетрадь
Назначение корневой системы – обеспечение дерево водой и растворенными в ней минеральными веществами. Движение воды из почвы (слайд 17)
Определение приствольного круга плодового дерева ( слайд 18)
V. Закрепление полученных знаний
Цель: Закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу, научить применять знания на практических работах по сельскохозяйственному труду.
1. Повторение новых слов. Запись словаря. (слайд 19)
2. Определение частей плодового дерева по рисунку (слайд 20)
3. Вопросы по теме. (слайд 21)
VI. Подведение итогов.
Что нового узнали на уроке?
Выставление оценок.