Конспект урока литературного чтения на тему И.С.Тургенев Перепелка
Литературное чтение 6 класс
Тема «И.С.Тургенев «Перепелка».
Цель урока: развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное.
Задачи урока:
познакомить с биографией И.С.Тургенева; его произведением «Перепелка».
развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;
воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к природе.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Опрос домашнего задания.
3. Подготовка к восприятию
– Что такое любовь? Как вы понимаете? (Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту.)
– А кого или что любите вы? (Маму, кошку, игрушку, школу, учителя и т. д.)
При каждом ответе детей на доске появляется стрела к сердцу.
– А когда любишь, как относишься к объекту любви? (Бережно, аккуратно, заботливо, уважительно и т.д.)3. Пресс-конференция.
Дорогие друзья! Мы встретились с вами в нашей студии пресс-конференции. На пресс-конференцию мы пригласили к вам автора рассказа “Перепелка”. Позвольте вам представить гостя - Иван Сергеевич Тургенев.
На нашу пресс-конференцию нам отвели 7 минут, поэтому будьте собранными, четкими, вопросы задавайте ясно и понятно.
Цель нашей конференции - получить информацию об авторе. Пожалуйста, ваши вопросы.
Вопрос:
Корреспондент газеты “Эврика ”. Расскажите немного о себе.
Ответ: Я родился в городе Орел. Мои родители дворяне. Первое образование в жизни получил в имении Спасском-Лутовинове. Вы его видите сейчас на экране. Затем обучался в частных пансионах Москвы, после чего – в московском университете, но окончить его не пришлось. Перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.
Вопрос:
Корреспондент газеты “Караван ”. Кто были ваши родители?
Ответ:
Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых.
4.Работа по новой теме.
– Сегодня мы будем читать произведение И.С. Тургенева. У него тоже было очень любвеобильное сердце. У писателя было много друзей, он очень любил родную природу. И всю жизнь любил одну женщину.
Какую проблему раскрывает автор в данном произведении?
(проблему жестокого, неосторожного отношения к природе, проблему внутреннего мира человека)
- Что заставило автора говорить об этой проблеме?
(существование жестокости)
- Что вы можете ещё сказать об этой птице?
(Перепела - самые маленькие представители куриного племени. Весят от пятидесяти до ста тридцати граммов. Оперение буроватое с тёмными и светлыми пестринами, брюшко светлое. У самцов горло бурое, у самки - беловатое, на груди пестрины. Перепёлка гнездо строит на земле. В кладке 7-15 грушевидных с крупными бурыми пятнами яиц. Окраска хорошо маскирует птицу, а вспугнутая перепёлка старается скрыться в каких-нибудь зарослях. При этом перепёлка бежит так быстро, что её трудно разглядеть. Взлетает она лишь, в крайнем случае, причём делает это очень шумно, летит довольно быстро, держась всегда низко над землёй. Летят они на зимовки за тысячи километров. Живут на лугах и в степях (но обязательно с густой растительностью), вблизи лесов, на опушках. Часто селятся на хлебных полях, сенокосных лугах-местах для перепелов опасных.
Огромное количество перепелов гибнет под ножами сенокосилок.
Основная пища перепелов - семена сорных трав. А во время выкармливания птенцов они уничтожают во множестве насекомых и их личинок. Этим перепёлки приносят большую пользу. А ведь кроме машин, губят их и браконьеры, и яды, которые применяют против вредных насекомых. И сейчас перепелов становится всё меньше и меньше).- Так какие стороны жизни волнуют автора? (учитель записывает на доске)
Бездушие и Сострадание
Ненависть и Любовь
- По мнению автора, какими душевными качествами должен обладать человек?
(любить, сострадать, переживать и жалеть)
- Правильно, красота обогащает внутренний мир человека, он становится добрее и разумнее.
- Расскажите о мальчике.
- Меняется ли он?(Происходит нравственное пробуждение персонажа.)
- Что послужило толчком для нравственного пробуждения?(Случай с перепёлкой)
- Что почувствовали вы?- Расскажите об отце.
- Что вы почувствовали?
- Что можете сказать о перепёлке? (ещё раз обращается внимание детей на глаголы)
- Какое чувство двигало перепёлкой? (любовь к детям)
- “Любовь сильнее смерти и страха смерти” - так писал И.С. Тургенев в рассказе “Воробей”.
- Так кто же виноват в смерти перепёлки?
(Трезор-охотничья собака, она делала своё дело. Отец был невнимателен, поэтому случилась беда)- Этот рассказ автобиографичный. Иван Сергеевич Тургенев пишет о своём детстве. Действительно с того самого дня он ходил в лес не ради охоты, он наблюдал, любовался природой, запоминал забавные случаи, а затем писал свои рассказы.
4. РАФТ «Хочу сказать...»
5. Дом.зад. подробный пересказ.