Методичекая разработка 8 класс Коньковый ход
Методика обучения коньковому ходу
Приступать к изучению коньковых способов передвижения на лыжах следует после овладения основных классических ходов особенно одновременных (одновременно – одношажного и одновременно – бесшажного).
Осваивать коньковый ход следует с подбора инвентаря. В коньковом способе передвижения используют более короткие лыжи, в отличие от классических, и более длинные лыжные палки. Основное отличие коньковых ходов – это отталкивание скользящим упором, делать это проще на коротких лыжах. Так как в спортивных коньковых ходах отсутствует переменная работа рук, палки используются более высокие.
При освоении отталкивания скользящим упором используют следующие подводящие упражнения:
Поочередное отталкивание ногами с внутреннего ребра скользящей лыжи и перенос массы тела на другую лыжу ( упражнение стоит выполнять без использования лыжных палок и предпочтительно на пологом спуске.
Преодоление пологого подъема улочкой с отталкиванием ребром лыжи.
Выполнение поворота переступание при движении по кругу на ровной площадке в разных направлениях.
Методические указания. Упражнения выполнять на хорошо укатанной , заранее подготовленной трассе с равнинными участками и участках с пологими спусками. Чтобы отталкивание скользящим упором было эффективным необходимо опорную ногу перед толчком согнуть в колене и начать усиливать давление на внутренний свод стопы, включая пяточную часть. Пятку ботинка стараться не отрывать от лыжи. Отталкивание производить разгибанием ноги в коленном и тазобедренном суставах с отведением носка в голеностопном. Массу тела переносить с лыжи на лыжу постепенно.
Обучение одновременно – двухшажному коньковому ходу
Первостепенной задачей при обучении является согласованность работы рук с работой ног. Основным средством являются имитационные упражнения. Упражнение выполняется на два счета:
И.П. Обозначаем скольжение на левой (правой) ноге, полусогнутые руки вынесены вперед.
Обозначаем отталкивание левой (правой) ногой с переносом массы тела на правую (левую) ногу с одновременным переносом рук назад (кисти рук проходят на уровне таза).
Обозначаем отталкивание правой (левой) ногой с переносом массы тела на левую (правую) ногу с одновременным переносом рук перед собой.
После освоения имитационных упражнений приступаем к обучению с использованием лыж и палок. Выполняем уже изученные имитационные движения с небольшим продвижением вперед , за счет незначительного нажима на лыжные палки и небольшого отталкивания ногами. Упражнение лучше начинать выполнять на пологом спуске. По мере освоения добавляем силу отталкивания палками и ногами, тем самым увеличиваем скорость передвижения.
Стоит добавить, что одновременно – двухшажный коньковый ход , в большей степени используется при подъёме в гору, и работа рук не является симметричной. Во время скольжения на левой ( правой ) лыже руки вынесены вперёд на разных уровнях. Левая (правая) рука вынесена вперед дальше, а корпус тела «тянется» за ней, в свою очередь правая (левая) рука находится на уровне плеча.
Одновременно – одношажный ход коньковый ход
Данный способ передвижения используется на равнинных участках , а также подъемах и спусках с небольшим уклоном. Одновременно – одношажный коньковый ход очень сложный с технической точки зрения способ передвижения. Требует от обучаемого большой физической силы и хорошей координации, т.к. при данном ходе необходимо длительное скольжение на одной лыже после сильного одновременного толчка руками. К обучению одновременно – одношажному ходу стоит приступать после освоения одновременно – двухшажного конькового хода. Обучение начинаем с имитационных упражнений. Упражнение разделяем на два счёта:
И.п. обозначаем, скольжение на правой ноге руки согнутые в локтевых суставах вынесены вперед. На счет «раз» переносим массу тела на левую ногу с одновременным переносом рук назад, обозначаем свободное скольжение на левой ноге и переносим согнутые в локтях руки перед собой. На счет «два» переносим массу тела на правую ногу с одновременным переносом рук назад, обозначаем свободное скольжение на правой ноге и переносим согнутые в локтях руки перед собой (И.п.).
После освоения имитационных упражнений переходим к обучению на лыжах с палками. Выполняем разученные имитационные упражнения с использованием лыж.
Методические указания. Во время свободного скольжения, лыжа ставится сначала на всю скользящую поверхность, по мере приближения переноса массы тела на другую лыжу, скользящая лыжа переводится в положение отталкивания скользящим упором, т.е. скользящая лыжа по мере движения увеличивает угол отведения в сторону. Во время скольжения другая нога подводится к опорной, а у опорной ноги увеличивается угол в коленном и тазобедренном суставах (увеличивается подсед). Данное указание значительно увеличивает силу отталкивания. Руки работают симметрично, в отличии от одновременно – двухшажного хода , кисти рук во время отталкивания, проходят немного ни таза за счет увеличения нажима наклоном корпуса тела.