Урок литературного чтения в 4 классе на тему И.С. Тургенев Перепёлка
Дата___________Урок_________________________________4 класс
Тема: Внеклассное чтение И. С. Тургенев «Перепёлка» .Цель урока: Научить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста; сформировать навык сравнения и анализа, развивать восприятие, память, внимание.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения.
Личностные: воспитывать любовь к животным, к окружающему миру, воспитывать умение видеть, чувствовать, сопереживать; проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения.
Оборудование: Портрет И.С. Тургенева, иллюстрации животных и птиц.
Ход урока:
1.Фаза вызова интереса.
1).Постановка учебной задачи.
Здравствуйте, дети! Я очень рада всех вас видеть! Мы продолжаем изучать произведения о природе. Девизом нашего урока станут слова «Мы в ответе за всё живое на планете!»
-Как вы их понимаете?
2).Психологический настрой.
Я знаю дети , что у вас сегодня всё получится!
У вас достаточно опыта и знаний!
Вы сделаете правильные выводы!
3 ).Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения А.Н. Майкова «Ласточка».
Конкурс на лучшего чтеца стихотворений.
-Чем оно вам понравилось? Какие чувства вы испытываете, читая стихотворение?
-О ком пойдет речь на уроке? (иллюстрации птиц) -Что их объединяет?
-Да, это птицы. -Объясните значение слова ПЕРЕПЕЛ.
Перепел-это маленькая полевая птица, родственная куропатке.
-Как называют самку перепела? Правильно, перепёлка.
4).Сообщение темы и цели урока:
Мы с вами познакомимся с произведением И.С.Тургенева «Перепёлка» , будем учиться говорить, правильно мыслить, развивая речь и кругозор, умение работать в группе, высказывать свою точку зрения, а главное, проявлять любовь ко всему живому на планете.
-Глядя на портрет писателя, каким человеком он вам представляется? (характер)
Вступительное слово о писателе. (подготовленный ученик)
Иван Сергеевич Тургенев родился в Спасском- Лутовинове, недалеко от города Орла. Детство он провёл в окружении великолепной природы. Мать писателя, Варвара Петровна, была умна, образованна, много читала, знала несколько иностранных языков. В 1827 году Тургенев переехал в Москву, где продолжил своё образование под руководством московских педагогов. В студенческие годы Тургенев начал писать небольшие лирические стихотворения.
На всю жизнь сохранил Тургенев в своём сердце любовь к родному краю.
2.Фаза осмысления:
1). Словарная работа: Хутор, ягдташ, зеленя, драхва (дрофа), Петров день, горничная, не разочла.
-Объясните значение данных слов.
Хутор- небольшой посёлок.
Ягдташ –охотничья сумка для дичи.
Петров день- церковный праздник.-Что вы знаете о дрофе? Почему она занесена в «Красную книгу»?
-Какие близкие по значению слова можно подобрать к словам- горничная, не разочла.
2). Первичное чтение с последующим прогнозированием (работа с текстом по учебнику)
Чтение с остановками.
3).Проверка восприятия:
- Какому событию из жизни мальчика посвящен рассказ?
- Чему радуется мальчик во время охоты? -О чем мечтает?
-Кем был отец мальчика? Как можно сказать по –другому «страстный охотник»?
-Что случилось на охоте?
4).Чтение с заданием: Учитель читает текст: Вдруг Трезор сделал стойку…до слов :Несправедливо это!
а)1 группа выписывает глаголы действия характеризующие перепёлку.
б)2 группа записывает –какие чувства возникают у вас по отношению к перепёлке.
Работа в группах.
Физминутка: Мы читали и устали.
Ручками похлопали ,раз- два- три.
Ножками потопали, раз-два-три.
И ещё потопали и дружней похлопали.
Мы немножко отдохнём и опять читать начнём.
5) Работа в парах.
Чтение по ролям (диалог отца и сына)
6). Выборочное чтение:
-Что изменилось в настроении героя после гибели перепелки? Найдите эпизод гибели.
-Что поразило мальчика в поведении птички?
-Какие слова помогают понять чувства мальчика?
-Как ведет себя мальчик, увидев гнездо? -Как он хоронит птичку?
- Как отнесся отец к слезам сына?
9) Чтение концовки учителем.
-Что же произошло в действительности ?
- Почему мальчик подумал: «Нет! Папа добрый»?
-Почему у мальчика пропала страсть к охоте после случившегося?
-Чему научил мальчика случай с перепелкой?
Вывод: Перепёлка– мать, она хотела спасти и защитить своих птенцов, у животных такие- же чувства как у людей, они также любят, воспитывают, растят своих детёнышей.
Слово учителя:
Вывод: Мы все знаем, что природу надо охранять И мы должны помнить, что «мы в ответе за всё живое на планете». Ты и только ты должен стать милосердным, любящим, заботливым, участливым к природе, которую мы называем матерью.
3). Домашнее задание
«Письмо – обращение к людям»
(отразить гуманное отношение к животным, к друг другу, проследить проблему взаимоотношения с природой).
Выставление оценок.
4).Подведение итога .Урок подошел к концу, я думаю сегодня вы сделали для себя правильные выводы пронесли через себя боль, чувство утраты, ценность представления о жизни стала намного выше. Всего вам доброго!