Коучинг для учителей «Как новые подходы в обучении влияют на формирование лидерских качеств учителя»
Тема коучинг- занятия«Как новые подходы в обучении влияют на формирование лидерских качеств учителя»
Цель коучинг- занятия-обеспечение успешности на основе создания совместных профессиональных знаний , профессионального роста
-учителя знакомятся с новыми подходами в обучении
Задачи коучинг- занятияФормирование современной профессиональной культуры педагога
Ожидаемые результаты-изменения/улучшение практики (инновации в способах преподавания и обучения)
-профессиональный рост (новое профессиональное знание)
-коллективное взаимодействие в лидерских группах и сетевых сообществах:
-вовлеченность
-оптимизм как обязательная черта лидерства
-выражают готовность к переменам в собственной практике.
Ключевые идеиУчитель как лидер в совершенствовании работы
Материалы и оборудованиеИнтерактивная доска, презентация, маркеры, плакат
Ход занятия
Этапы проведения коучинг занятия Время
80 мин Действия преподавателя и действия участников коучинга
Приветствие и установление благоприятного климата 5 мин Коуч приветствует участников и читает следующее:
В жизни можно по – разному жить.
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
Для поднятия настроения и позитива просмотрим ролик.
(показ ролика)
Треннинг «Кто вы?» 5 мин Учителя выбирают геометрические фигуры (условия в Приложение 1)
Определение темы, цели 5 мин Презентация
Деление на группы 2 мин Деление на группы с помощью СМАЙЛИКОВ.
Принятие правил работы в группе во время коучинг занятия
2 минКоуч предлагает участникам выработать по 2 правила работы в группе на коучинг занятии, предложив им первый пункт: «Отключить сотовые телефоны!» записывая его на флипчарте, вывешенного на доске заранее, после совместного обсуждения каждого пункта правила принимаются путем голосования
Венн-диаграмма 10 мин Традиционный учитель Учитель-лидер
Распределение ролей 3 мин Коуч предлагает участникам коучинг занятия распределить роли между участниками группы, например как, таймер, лидер, спикер, секретарь, наблюдатель затем задает вопрос: « Как вы думаете, зачем я распределила между вами роли?», «Как вы считаете, полезно ли будет распределение ролей между учащимися при групповой работе на уроке?», «Как вы думаете какие обязанности будут возложены на каждого из вас»
Разминочное упражнение под видео клип “Винни-Пух” 2 мин Коуч предлагает участникам проделать небольшое разминочное упражнение и повторять движения героя видеоклипа
Работа с текстом 10 мин 3 группы, ознакомится с текстом (приложение 2) по приему INSERT
Создание и защита постера20 мин Каждая группа работает над постером, готовит защиту. Коуч наблюдает, направляет, дает рекомендации.
Оценивание постеров5 мин «Тур по галерее»
Каждая группа пишет на стикерах пожелания, комментарии
Показ ролика
«4 качества лидера» 4 мин После просмотра коуч задает вопрос «Назовите качества лидера»Вывод
3 мин Подведение итога коучинга
Рефлексия
«Где я?» 5 мин Коуч предлагает участникам подвести итоги путем прикрепления стикера на цветок лепестка, где написаны следующие слова:
ожиданиенаслаждениепросветлениенеопределенностьнедоумение радостьПриложение 1
Тренинг «Кто Вы?»
(выявление личностных качеств)
Учителю предлагается выбрать ту фигуру, которая ему больше понравится (рис.).
Квадрат — трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата — распланированная предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.
Прямоугольник — символизирует людей, не удовлетворенных тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятых поисками более подходящего положения. Поэтому лучшие качества Прямоугольника — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
Треугольник — символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
Круг — самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией (способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека). Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем- то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.
Зигзаг — фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг — самый восторженный из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и Интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.
Приложение 1
Группа 1
"Что такое лидер и лидерство" Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгин классифицировал лидеров.
Классификация лидерства
По характеру деятельности Универсальный лидерСитативный лидер
По содержанию Лидер – вдохновительЛидер – исполнительДеловой лидерЭмоциональный лидер
По стилю руководства АвторитарныйДемократичекий
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).Качества присущие лидеру.Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели сами по себе не превращают человека в лидера.Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные требования к лидеру.В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный выбор (людей, проблем, первоочередных задач). Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).Иным оказывается лидерство на уровне большой политики, управления страной, политических движений. От лидера такого масштаба требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь имеют значение не столько личные качества лидера, сколько его умение формулировать общие политические требования, обнаруживать высокие критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо более широким кругом людей и убеждать их.Лидер в этой ситуации удален от тех, кого он ведет за собой. Его личные качества обнаруживаются для них слабее либо совсем утрачивают значение, но его лидерство получает моральную оценку. Он должен считаться с ней. Его успех или неудачи воспринимаются весьма эмоционально. Поэтому большое значение имеет способность лидера улавливать настроения, знать подлинные нужды людей и выражать их интересы. Тогда он становится символом движения, партии, общества.Таким образом, на всех уровнях лидерство реально при определенных условиях. Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства - получение максимальной информации в минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают этому требованию.Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную победу. Поскольку жизнь - цепь неожиданностей, ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед. Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров - со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как во всех сферах общественности. Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами.
Группа 2
Значение лидерства для учителя
Лидерство в преподавании и обучении проецирует ряд ключевых значений для учителя:
•придание значимости конкретизации собственного осмысления учителем процессов
обучения и преподавания
•обеспечение возможностями для обсуждения процессов преподавания и обучения с
коллегами
•установление высокой культуры обучения посредством создания благоприятных условий для обучения, как взрослых, так и учеников
•расширение видения обучения, которое не может быть ограничено лишь усовершен-
ствованием стандартов
•необходимость вовлечения учащихся в процесс обучения
•убежденность в значимости распределения потенциала всех учителей для профессио-
нального развития коллег
•привлечение социума, родителей и других заинтересованных сторон и лиц к процессам преподавания и обучения.
Работа по развитию лидерства учителя (РРЛУ)
Работа по развитию лидерства учителя может включать все вышеперечисленные действия и задания, предназначенные для вовлечения других в процесс отрудничества, рефлексию и самооценку. Подобного рода мероприятия проводятся достаточно часто, например:
проведение дискуссий с коллегами, презентация отчета, размещенного в сети, сбор мнений учащихся по приобретенному ими опыту, посещение других классов с целью наблюдения или совместного планирования уроков. В настоящей ситуации исследование является стратегией принципиальных изменений скорее для диалога, чем для завершения процесса. Данные процессы могут быть незначительными по масштабу и объему, но они все вносят вклад в улучшение и создание культуры, в рамках которой педагогическая дискуссия считается естественной.
Учителя могут получить поддержку при осуществлении работы по развитию с помощью пошагового подхода к рефлексии, планированию и консультированию. Первым шагом является выявление ценностей и проблем, требующих решений, что важно для каждого отдельного учителя. Следующий шаг предполагает консультирование с коллегами по вопросам программы реализации нововведений
. После проведенной работы по осмыслению и согласованию приоритетов, инициатива учителя может быть поддержана на совещании в отдельной школе.
Достигнув соглашения по той или другой проблеме, учитель может начать разработку реального плана действий, который является практически направленным
и подлежит обсуждению со всеми его потенциальными участниками. Если процессы согласования и консультирования были эффективными, работа по развитию должна проходить планово, но, крайне важно, что-бы она получала поддержку и содействие в ее организации со стороны руководства школы.
Необходимо, чтобы руководство пересмотрело структуру школы и приоритеты ее развития, поскольку его советы и помощь являются значимыми.
Данный процесс структурирован в общих чертах совокупностью следующих
этапов:
Этап 1. Определение ценностей.
Этап 2. Разработка профессионально значимых задач.
Этап 3. Согласование и консультирование с целью утверждения Программы развития.
Этап 4. Планирование действий.
Этап 5. Согласование и консультирование с целью уточнения плана действий.
Этап 6. Работа по развитию лидерства, основанная на исследовании.
Этап 7. Работа в сетевом сообществе для содействия развитию профессиональных знаний.
Работа по развитию лидерства формирует новые знания в школе, но общая результативность проектов в области развития может способствовать передаче знаний, полученных за пределами школы
Группа 3.
Стратегии развития лидерства для обучения
Либерман и др. (2007) определили четыре эффективные стратегии по поддержке школьного лидерства и профессионального развития учителя. Учителя могут их комбинировать, интегрировать в подход РРЛУ, в практику преподавания как самостоятельно, так и в сотрудничестве с коллегами.
Lesson-study предназначен как для усовершенствования процессов преподавания отдельных учителей, так и для развития педагогического потенциала группы учителей, и, в конечном результате, повышения успеваемости учащихся. Более подробную информацию о Lesson-stadyможно найти в последующем разделе настоящего Руководства для учителя. Наиболее широко применимая форма Lesson-study состоит из следующих четырех этапов:
•Этап 1.Постановка цели урока и его подготовка (индивидуально или совместно в группе) в условиях консультирования с коллегами или опытными учителями.
•Этап 2. ПроведениеLesson-study и осуществление наблюдения за ним всеми участниками.
•Этап 3. Обсуждение успешных моментов, а также моментов, подлежащих совершенствованию всеми участниками Lesson-study: и теми, кто преподавал, и теми, кто наблюдал процесс преподавания.
•Этап 4.Проведение неформальной встречи для продолжения обсуждения и определения перспектив развития по улучшению
Реализация нововведений в классе.
Новое образование пропагандирует новый образ мышления, предлагает для его формирования соответствующие методы и подходы, предоставляет инструментарий
, который будет содействовать их реализации в условиях класса (Рисунок 4)
.• Критическоемышление• Обучение тому как учиться
• Знание процесса обучения: работа с одаренными и талантливыми учениками, учет возрастных особенностей учеников и т.д.
• Использование ИКТ в преподавании и обучении
• Само-и взаимооценивание с коллегами
• Долгосрочное,средне-срочное и краткосрочное планирование
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ.
Цель: Изучение уровня владения учителем основными методами мотивации и стимулирования деятельности.
Коллеги! Вам предстоит самим оценить уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке. По каждому из предложенных методов проставьте балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 — применяю регулярно; 1 — применяю иногда; 0 — не применяю.
Эмоциональные методы мотивации (I): 1 — поощрение, 2 — порицание, 3 — учебно-познавательная игра, 4 — создание ярких наглядно-образных представлений, 5 — создание ситуации успеха, 6 — стимулирующее оценивание, 7 — свободный выбор задания, 8 — удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации (II): 1 — опора на жизненный опыт, 2 — познавательный интерес, 3 — создание проблемной ситуации, 4 — побуждение к поиску альтернативных решений, 5 — выполнение творческих заданий, 6 — «мозговая атака», 7 — развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации (III): 1 — предъявление учебных требований, 2 — информирование об обязательных результатах обучения, 3 — формирование ответственного отношения к учению, 4 — познавательные затруднения, 5 — самооценка деятельности и коррекция, 6 — рефлексия поведения, 7 — прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации (IV): 1 — развитие желания быть полезным отечеству, 2 — побуждение подражать сильной личности, 3 — создание ситуации взаимопомощи, 4 — поиск контактов и сотрудничества, 5 — заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 — взаимопроверка, 7 — рецензирование.
Цель: выявить состояние и характер взаимодействия учителя и ученика в процессе учебно-познавательной деятельности.
Анкета № 1 (для учителя).
Меня ученики встречают доброжелательно.
Ученики настроены на мой урок.
Я стремлюсь довести до учащихся цели учебной деятельности.
Я привлекаю учащихся к формулировке цели занятия.
Я создаю условия для реализации элементов «само».
6. Я формирую у учащихся навыки по:
а)выявлению главного;
б)проведению анализа, обобщению материала;
в)составлению плана;
г)подготовке докладов, рефератов.
7. Я отношусь к ученику с уважением.
8. Я учитываю реальные учебные и возможности учащегося.
9. Я учитываю образовательные потребности учащихся.
10. Я включаю в занятия задания творческого характера.
11. Я достигаю цели урока.