Конспект занятия по развитию речи на тему Транспортв подготовительной логопедической группе.
Конспект занятия по развитию речи на тему « Транспорт» в подготовительной логопедической группе.
Цель: совершенствовать и обобщить знания о разных видах транспорта.Коррекционно-образовательные:- закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях, которые они совершают, названия дорожных знаков, их значение;Коррекционно-развивающие задачи:- расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»;- совершенствовать навык словообразования ;- учить использовать в речи сложноподчиненные предложения;- совершенствовать навыки связной речи;- учить согласовывать речь с движениями;- развивать общую и мелкую моторики;- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;- развивать выразительность речи и выразительность движений;- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.Воспитательные задачи:- воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта;- воспитывать чувство ответственности на дороге;- воспитывать дисциплинированность и усидчивость;- воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование: игрушка « Незнайка», сундучок с картинками, картин ки с разными видами транспорта, игрушка «Автобус», карточки с изображением моря, неба, дороги, метро, рельсов, тетради.Ход занятия :1. Организационный момент.
- Дети ,станьте вкруг, возьмитесь за руки. Почувствуйте теплоту ваших рук. Посмотрите в глаза друг другу и подарите самую теплую и нежную улыбку.
2. Постановка цели занятия.
- Посмотрите, кто пришел к нам в гости. (Логопед достает игрушку «Незнайка»).
- Незнайка принес нам сундучок с загадками, давайте отгадаем их!
(Дети отгадывают загадки, а логопед выставляет картинки со словами-отгадками).
Пьет бензин, как молоко,Может бегать далеко. Возит грузы и людей,Ты знаком, конечно, с ней! (Машина.)
Он в безбрежном океанеТуч касается крылом,Развернется над лугами,Отливает серебром. (Самолет.)
Я в любое время годаИ в любую непогодуОчень часто, в час любойПровезу вас под землей.( Метро)
Какие красавцыВсегда и вездеНа суше родятся –Живут на воде? ( Корабль) и т.д.
3. Основная часть занятияДифференциация видов транспорта
- Ребята, давайте посмотрим на картинки. Что это? (Дорога, железная дорога, небо, море).- Почему этот транспорт мы называем наземным? Подземным? Воздушным? Водным?- Чем отличается железнодорожный транспорт от наземного? - Подумайте, на чем можно летать?
- А на чем можно плавать?
- А можно ли ездить под землей?
- Какой это вид транспорта?
Дидактическая игра «Что? Где?
На доске карточки с изображением рельсов, дороги, моря, неба, метро.
Дети расставляют карточки в зависимости от того, где этот транспорт движется:
Лодка – водный транспорт, самолет – воздушный транспорт, поезд – железнодорожный транспорт, автобус – наземный транспорт, метро – подземный транспорт.
Вывод: Итак мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения : наземный, железнодорожный, воздушный, водный, подземный.
Пальчиковая игра.
Автобус, троллейбус. Машина,
· трамвай,
О них ты на улице не забывай. Соединение пальцев по очереди с большим
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда. То же с пальцами другой руки.
4. Дифференциация видов транспорта в зависимости от выполняемой работы.
- Ребята, каждая машина выполняет свою работу. Одни спешат своевременно доставить людей на работу, другие везут грузы на заводы и фабрики, развозят различные продукты и товары.
- Какой вы знаете транспорт, в зависимости от работа, которую он выполняет?
(Пассажирский, грузовой, специальный.)
- Кому подчиняются водители и пешеходы? ( Светофору,)
- Где стоит светофор? ( На перекрестке.)
- Почему он так стоит? (Чтобы водители и пешеходы видели, какой приказ отдает светофор.)
-Что означает красный свет? (Стой.)
- Желтый? (Приготовься.)
- Зеленый? (Иди или можно ехать.)
5. Физминутка.
«Самолет».
Пролетает самолет Показывают пальчиком над головой.
Мы собрались с ним в полет. Отводят в сторону правую руку, левую руку.
Правое крыло, левое крыло, Вращают руками перед собой.
Я мотор завожу и внимательно гляжу
Поднимаюсь вверх, лечу, Поднимаются на носочках.
Возвращаться не хочу.
6.Дидактическая игра « Составь предложение»
Составьте предложения с помощью слов: составление предложений по опорным словам.
Автомобиль, по, ехать, дорога.Лодка, река, по, деревянная, плыть.Магазин, около, велосипед, остановиться.Пассажиры, электричка, из, выходить.В, самолет, небо, лететь, высоко.Подъехать, остановка, к, трамвай.Мост, выехать, автобус, из-под.
7. Составление описательных рассказов с опорой на предмет.
- Давайте поиграем. Посмотрите, какой у меня автобус. Я – шофер. Я передвигаюсь на автобусе. А теперь помогите мне рассказать о моем автобусе самое интересное. Коллективное составление рассказа с использованием слов ( салон, окна, двери,
- Посмотрите, что лежит у вас на столах? (по одной картинке – транспорт).
- Рассмотрите свои картинки. Расскажите о своем транспорте все, что помните. ( ответы нескольких детей).
- Поднимите картинки с наземным транспортом, железнодорожным, водным, воздушным и т. Д.
8 Чтение стихов о разных машинах.
( Опрашиваются несколько детей, которым заранее раздали стихотворения).
9. Работа в тетради.
Дети аккуратно выполняют штриховку корабля.
10.Итог занятия
Повторение правил поведения на улице.
- Чтобы машины не причинили нам зла, надо всегда помнить правило поведения пешеходов на улице.
- Давайте еще раз вспомним, где можно переходить дорогу? ( только по пешеходным дорожкам, на зеленый свет).
- Никогда нельзя перебегать дорогу в неположенном месте!