Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе. Тема: Звуки к, кь и буква К.


Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе.
Тема: Звуки к, кь и буква К.
Цель: выделение заданного согласного звука  
           в конце и в начале слов, из потока слов, из текста;
           воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков;
          анализ звукового ряда из двух звуков.
Оборудование:  домики для  согласных и гласных звуков, буква К большая и маленькая; мяч; картинки: комар, ком, куст, кофта, гамак, садик, камень, клоун, носок, кит, киса; крольчиха и крольчата,  корова и теленок,  лошадь и жеребенок,  коза и козлята,  утка и утята; полоски с буквами (К) на каждого ребенка и для педагога; сюжетная картинка к стихотворению; карточки со слогами: ак, ук, ик, ок, ка, ку, ко, ки .
                                         Ход занятия.
1.На места садятся дети, назвавшие слова со звуком К.
   Педагог сообщает, что на занятии дети узнают новую букву. Он показывает ее изображение и отмечает, что буква похожа на клоуна, который выставил руку и ногу. Соединяя новую букву со знакомыми, педагог добивается чтения детьми обратных слогов: АК, УК, ИК, ОК. К каждому из слогов добавляется в начале или в конце полоска, символизирующая остальную часть слова, придумать которое педагог предлагает детям, например: мак, рак, сук, сундук, домик, садик, икра, укроп и т.д.)     
2. Давайте вместе произнесем звук к. Получится у нас его спеть? (Нет). Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх). Значит он какой? (Согласный). В каком домике будет жить этот звук? (В синем).
3. У детей на столах картинки с изображениями предметов, в названиях которых звук К слышится в начале или в конце (комар, ком, куст, кофта, гамак, садик, камень, клоун, носок). Педагог выставляет справа и слева на доску полоски для определения позиции звука; на одной буква К в начале, на другой – в конце. Дети должны выйти, назвать картинку и поставить ее к одной из полосок, в соответствии с позицией звука в слове.
   Ребята, какой звук к был в этих словах – мягкий или твердый? (твердый).
   Послушайте слова: кит, киса – какой вы слышите звук в начале этих слов? (Звук кь). Какой он – твердый или мягкий? (Мягкий). А мягкие звуки в каком домике у нас живут? (В зеленом). Кь – братец звука к.
4. Игра с мячом «Измени слово».
Педагог предлагает детям изменить слово и произнести его так, чтобы в нем появился звук к (буква перед детьми на доске). Например: лапа – лапка, липа - …, лопата, нота, монета, солома, пена и т.п. Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку.
   А потом изменить слово так, чтобы звук к стал мягким (кь). Я произнесу слово и назову один предмет, а вы – когда их много: лапка – лапки, липка – липки и т.д. Обратить внимание на то, что в словах появился мягкий звук кь.
5. Д/п.
Педагог предлагает детям изобразить: как Коля косил клевер, как Катя красила комнату, как Костя крепил картину к ковру и пр. При выполнении упражнений обращается внимание, что каждое слово в предложении начинается со звука К.
6. Игра «Найди маму». Дети распределяются на две группы. Одной дают карточки с изображениями детенышей животных, на другой – их мам.
   Помогите детенышам отыскать своих мам.
   Дети встают парами. Затем выставляются картинки на наборном полотне, и дети называют ответы.
   (У крольчихи – крольчата, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у козы – козлята, у утки – утята). Скажите ласково о каждом детеныше (теленочек, козленочек, утеночек).
7. Выбор слов со звуком К из стихотворения:
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил,
А козе капустки –
Кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка,
Кошке даст молока.
8. Чтение слогов: КА, КУ, КО, КИ.
Пишем букву к и слоги.
9.Итог. Оценка деятельности детей.