Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему: Деревья и кустарники
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему:
"Деревья и кустарники"
(для воспитателей детского сада и родителей)
Цель:
Воспитывать бережное отношение к природе. Уточнять и закреплять знания о деревьях и кустраниках. Развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли. Способствовать развитию познавательного интереса. Добиваться выразительного чтения детьми стихотворений. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Да это же Старичок - лесовичок!
Старичок-лесовичок (игрушка):
- По лесу хожу,
За порядком слежу,
Деревьям помогаю.
Ягодами угощаю.
- Ребята, я приглашаю вас всех в гости, а куда - отгадайте.
- Есть у ребят
Зелуный друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
Дети:
- Это лес!
Старичок - лесовичок:
- Отправляемся в путь! (звучит музыка)
Воспитатель (стих. А.С. Пушкина отрывок их стих. "Осень"):
- Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец ив золото одетые леса.
- Тихо в лесу. Птицы улетели на юг. Деревья стоят в праздничном осеннем уборе.
- Отгадайте их названия.
Дети-деревья (загадки, стих-я и рассказы о себе).
1 Ребенок:
- Что же это за девица?
не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (ставлю елку) (Елка)
- Я. береза. Про меня и песни поют, и хороводы водят, и называют березонька белая, береза кудрявая. У меня кора белая с черными пятнами. И сережки у меня есть, очень красиво они на тоненьких веточках висят. Почки мои любят птицы.
Воспитатель:
- Ребята, а чем каждой весной береза нас угощает? (березовым соком)
Есть народная примета: если из березы течет много сока. то лето будет дождливое.- А что применяют в медицине? (березовые почки)
"Береза" (Лиза Яковенко):По всемстранам славитсяСтройная красавица:Белые одежки,Золото-сережки,
С расплетенною косойУмывается росой.Ветер пряди шевелит,Заплетать их не велит. (Ставлю осину)Воспитатель:- А это что за дерево? (Липа)
3 Ребенок:- Выросла я, липкаТоненькой и гибкой.Медоносным цветомЗацвету я летомЯ-липка. Из моих цветов вырастут плоды-орешки. Пчелы меня очень любят, мед собирают. Листья у меня как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.
Воспитатель:- А сейчас Лиза вам загадает загадку:
4 Ребенок:Все детки на веткахС рожденья в беретках.С деревьев упадутБерет не найдут (желуди) (показ. иллюстр. дуба)
- Я дуб. Меня называют могучим богатырем. Посмотрите, какой у меня могучий ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые. Видите, из-под листьев выглядывают любопытные желуди мои (Ставлю на доску иллюстр. с изобр. "рябины").
5 Ребенок:Осень в садК нам пришла,Красный факел зажгла.Здесь дрозды,Скворцы снуютИ, галдя, его клюют. (Рябина)
Я-рябина. Плоды у меня красные и листья красновато-бурые сейчас. Меня называют деревом-кормушкой, т.к. ягоды мои любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.
Воспитатель:- Ребята, кто запомнил, чем же полезна рябина? (ее ягоды - корм для птиц, из них варят варенье, джем, компот).
- Вы знаете ребята, есть еще народная примета: если много рябины, то зима будет холодной.
Старик-лесовичок:- Молодцы ребята, вы так много рассказывает о деревьях, а давайте заведем хоровод.
Физкультминутка."Малинка"
Воспитатель:- Посмотрим, отгадаете ли вы названия кустарников? (ставлю изобр.кустарников: маоина, шиповник).
6 Ребенок:Бусы красные висятИз кустов на нас глядят.Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи (малина)
7 Ребенок:- Я ни разу так похож,Как он красив, пригож!А красивые плодыВсем пригодны для еды (шиповник)
Воспитатель:- А что вы знаете о шиповнике? (ответы детей)
Шиповник - родственник обычной розы. Плоды шиповника настоящая сокровищница витаминов. Так, что розы дарят людям не только красоту, но и силу.- Ребята, шиповник, малина очень полезные ягоды, они полезны от простуды.- Наварит мама и бабушка вам варенье из малины и вы его едите. Какое оно? (Малиновое)- А из смородины? (Смородиновое)- А сварят вам компот из малины, значит, он какой компот? (Малиновый)- А из смородины? (Смородиновый)- Что можно делать с ягодами? (варить, мыть, сушить. тереть, есть, срывать, перекручивать).
Рассказ ыоспитателя о кустраниках и деревьях.
- Ребята, мы с вами летом ив начале очени ходили в лес на прогулку. Какие там росли деревья? (береза, сосна, елка, липа).- А как называется лес, в котором растут и береза, и елка и дуб...? (смешанный)- А если пришли в лес, а там растут только деревья с листьями, то это какой лес? (лиственный)- А если в лесу на деревьях хвоя, то это какой лес? (хвойный)- Какие хвойные деревья вы видели в лесу? (ель, сосна)- Ребята, а что общего и у деревьев и у кустарников? (корень, ветки, листья)- А чем различаются деревья и кустарники (у дерева 1 ствол, а у кустарника их несколько; кустарник ниже деревьев)Старичок-лесовичок:- А знаете ли вы ребята, как называется лес, где растут одни сосна? (сосновый бор)- А если одни березы? (березовая роща)- А если одни дубы? (дубрава)- В парках люди сажают с 2-ух сторон аллеи олинаковые деревья.- Если тополя, то это какя аллея? (тополиная)
воспитатель:- В березовой роще, много, каких деревьев? (берез)- В сосновом бору много? (сосен)- В дубраве много? (дубов- На тополиной аллее растет много (тополей)- На липовой аллее растет много (лип)- Ребята, и деревья и кустарники щедро дарят нам свои плоды, ягоды, семена. А в народе говорят: "Осень один день целый год кормит". Хозяйки заготавливают на зиму соленья, варенье. Сегодня мы с вами будем варить варенье. И у каждого из вас варенье будет из разных ягод.
Дети выполняют вппликациюЦель: продолжать учить детей из бумаги сложенный гармошкой, учить создавать композицию на тему: "Ягоды", "Фрукты".
Старичок-лесовичок: (Оценивает результаты детей, спрашивает, что они сварили и как это называется)