Пояснительная записка к проограмме элективного курса Правовая грамотность
Программа элективного курса "Правовая грамотность" для 5–6-х классов на 2015-2016, 2016-2017 учебный год.
Разработана учителем истории и обществознания
Смолкиной Яной Владимировной
В современном обществе выдвигаются новые требования не только к обучению и воспитанию подрастающего поколения, но и к уровню образования. Внедряются более цивилизованные методы решения различных споров и проблем через систему законодательных актов. В средствах массовой информации прослеживается попытка популяризации основных прав гражданина РФ: различные телепрограммы (“Час суда”, “Федеральный судья”, “Знак качества”) и статьи в газетах, журналах рассматривают уголовные и гражданские дела на конкретных примерах. Однако практика показывает, что даже взрослые не знают не только свои права, но и не знакомы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими гражданско-правовые и семейные отношения. Учащиеся старших классов на уроках обществознания знакомятся с основными правоведческими понятиями. Но в жизни дети гораздо раньше сталкиваются с жестокой реальностью: нарушаются права в области образования и даже семейного воспитания (жестокое обращение с детьми, вовлечение в преступную деятельность и т.д.).
Как этому противостоять, что делать, к кому обращаться – чаще всего школьники этого не знают.
Анкетирование учащихся 5-6 классов показало, что лишь 56% испытуемых имеют некое представление о своих правах (назывались право на свободу слова, на жизнь, на выбор религии) и обязанностях (учиться, соблюдать правила поведения), 44% школьников не смогли ответить на данные вопросы. На вопрос “Что такое закон и какие законы вы знаете?” 32% опрошенных ответили, что “закон – это общее правило для жителей страны”, 48% учащихся назвали уголовные и семейные законы. Большинство испытуемых (78%) не знают что делать, если нарушаются их права, 22% – предложили обратиться в полицию.
Таким образом, представления о нормативной базе по правам детей и механизм защиты своих прав у опрошенных не сформированы. В связи с этим возникает необходимость внедрения правового образования с младшего возраста. Кроме того, актуальность определяется и основными документами: если разработана нормативная база по правам ребенка, то ребенок должен быть ознакомлен с основными положениями этих документов.
Цель курса: Формирование правовой культуры у младших школьников, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный элективный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции у учащихся.
Особенностью данного курса является обращение педагога к жизненному опыту ребенка, изучение учебного материала в процессе беседы, диалога, игры, при использовании источников художественной литературы, через приобщение их к делам семьи, школы, общества. Это позволяет не только обеспечить базу развития нравственной, правовой культуры школьника и устойчивого интереса к правовым аспектам общественной жизни, но также вызвать интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу.
В основу курса положены материалы:
Всеобщая Декларация прав человека
Декларация прав ребенка
Конвенция о правах ребенка
Конституция РФ
Семейный Кодекс РФ
По итогам изучения курса “Мои права” учащиеся должны знать:
назначение и содержание Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка (знать свои права);
что все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других;
что государство и родители ответственны за создание условий для свободного и полноценного развития каждого ребенка;
что соблюдение прав невозможно без соблюдения каждым своих обязанностей.
Иметь представление о понятиях:
Декларация и Конвенция;
ООН;
ребенок;
государство, гражданство;
закон;
социальная защита, инвалид, милосердие;
социально не защищенные слои общества;
право, свобода, обязанность, ответственность.
Уметь:
оперировать терминами и формулировками;
отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.
Формой контроля знаний и умений учащихся является использование творческих заданий (составление кроссвордов, ребусов, книжек – малышек о правах ребенка, моделей, проектов, написание эссе).
Учет возрастных особенностей школьников отражается в содержании занятий: знакомство с основными понятиями строится на адаптированных текстах документов о правах ребенка.
Многие понятия, изложенные в официальных документах о правах ребенка имеют сложный и много аспектный характер. В связи с этим ребенок не в силах освоить такую информацию в полном объеме. Разработанный курс предлагает детям познакомиться с основными правовыми понятиями в близкой и доступной им форме.
В период изучения курса “Мои права” учащиеся знакомятся с основными документами, в которых отражены их права, приобретают навыки общения друг с другом, заботы друг о друге и о родителях с точки зрения уважения прав окружающих людей.
Каждое занятие способствует формированию у детей миролюбия, чувства свободы, которое является не вседозволенностью, а обязанностью по отношению к себе, к людям.
Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга.
Изложение материала для детей 10-12 лет осуществляется так, что позволяет идти от частных понятий к общим: сначала дети знакомятся с отдельными правами (на жизнь, на свое мнение и т.п.) и только потом формируется общее понятие “право человека”.
При изучении данного курса используются следующие формы организации занятий:
Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).
Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.
Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.
Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме).
Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).
Защита проектов – группа или один участник представляют разработанный проект. Защите проекта предшествует придумывание, разработка и оформление проекта.
Методы обучения:
Беседа – метод, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.
Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала.
Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по проблеме для получения информационного продукта в виде решения.
Работа с книгой – самостоятельная работа учащегося с печатными источниками: конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного), составление формально-логической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного).
Разработка проекта – целенаправленное практическое действие, отражающее не только теоретическую подготовку участника проекта, но и его индивидуальность (личное мнение, способ выражения мыслей, качество оформления). В связи с тем, что работа над проектом организуется в несколько этапов, участникам предлагаются карты движения “Мой проект” (Приложение №1) для организации эффективной работы.
Формы контроля:
Тестирование;
Составление моделей;
Разработка проекта;
Эссе.