Исследовательская работа Правовая грамотность учащихся и ее значение в жизни общества
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАНОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МР ИЛИШЕВСКИЙ РАЙОН
МБОУ ООШ с.ЮННЫ
Исследовательская работа на тему:
«Правовая грамотность учащихся и ее значение в жизни общества» (На примере социологического опроса учащихся 8-9 классов МБОУ ООШ с.Юнны)
Автор –Гафарова Ляйсан Азаматовна,
ученица 8 класса МБОУ ООШ с.Юнны
Руководитель – Рахматуллина Гульнара Хадитовна,
учитель истории МБОУ ООШ с.Юнны
Юнны- 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................................................................3
Основная часть................................................................................................3
Социологические опросы и их необходимость......................................3
Основные понятия и терминология.........................................................4
Итоги анкетирования................................................................................5
Заключение....................................................................................................10
Список использованной литературы...........................................................11
ВВЕДЕНИЕ
О правах подростков сказано и написано немало. Из одних только официальных документов можно составить огромную библиотеку. Важность вопроса правового воспитания молодых людей признается всеми. Государственные деятели неоднократно обращали свое внимание на эту проблему, прекрасно отдавая себе отчет в том, что именно молодежи предстоит в дальнейшем строить и развивать правовое государство. Однако эту проблему до сих пор нельзя считать решенной. Многие негативные явления в молодежной среде, и в первую очередь подростковая преступность, уходят корнями именно в правовую безграмотность, в непонимание подростками своих прав и обязанностей. Незнание, а порой нежелание знать и соблюдать законы своей страны наносят значительный ущерб всему обществу.
Однако, данная проблема имеет и другую сторону. Человек, который с юного возраста не умеет защищать свои права, которого не научили азбуке правовых отношений серьезного взрослого мира, обречен своим незнанием и неумением на множество мелких и крупных проблем в жизни. Нарушение прав подростков – не редкость, однако немногие из них способны, оказавшись в трудной ситуации, сделать единственно верные шаги для ее разрешения.
Цель исследования: выявить правовую грамотность учащихся на примере социологического опроса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи, отражающие этапы моего исследования:
Изучить литературу, на её основе разработать вопросы анкеты.
Провести опрос учащихся 8-9 классов МБОУ ООШ с.Юнны
Подвести итоги анкетирования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, анкетирование, сопоставление.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ И ИХ НЕОБХОДИМОСТЬ
Многочисленные социологические опросы, проводящиеся в молодежной среде, дают порой весьма противоречивые ответы на вопрос о причинах такого положения. При этом можно четко разграничить результаты подобных исследований, проведенных, скажем, в крупных городах и в сельской местности. Различные условия жизни, иная культурная среда и жизненные перспективы – все это вносит свой вклад в картину правового сознания современного подростка. Наверное, нельзя подходить с одной меркой к учащемуся столичного лицея, чьи родители готовы оплатить учебу в самом престижном университете, и жителем небольшого села, чья цель – побыстрее закончить школу и заняться поисками любой, часто не очень престижной работы. Зачастую, правовые интересы различных категорий молодежи лежат в разных плоскостях, не говоря уже о самой возможности пополнения правовых знаний.
Данная работа, посвященная анализу правового самосознания подростков, основана на анкетировании учащихся 8- 9 классов МБОУ ООШ с.Юнны. В ней я попытаюсь показать, в какой степени молодые юнновцы готовы к защите прав, гарантированных им как конституцией Российской Федерации, так и многочисленными международными документами, подписанными Россией.
ГЛАВА ВТОРАЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ
Однако, прежде, чем перейти к рассмотрению итогов анкетирования, я считаю необходимым уточнить определения тех понятий, о которых пойдет речь. Итак, мы говорим о правах. А как определяют современные ученые само понятие права?
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] указано:
«Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе»
Вот как делает это известный российский юрист, автор учебника «Государство и право» Сергей Алексеев:
«Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения». В этом кратком определении суммированы признаки права, прежде всего, его общеобязательная нормативность. Причем здесь сделано ударение на практическом значении понятия права. Ведь в жизни при решении конкретных дел самое существенное с точки зрения права – получить ответ, правомерны ли действия того или иного лица, несет ли оно юридическую ответственность. В данном отношении право и является, прежде всего, обязательным для всех государственным критерием правомерно-дозволенного или недозволенного поведения. И этот критерий в виде общеобязательных норм должен содержаться в законах, иных признаваемых государством источниках (например, нормативных договорах, судебных решениях, имеющих значение прецедента).
Правовое регулирование – это осуществление при помощи права и всей системы правовых средств, воздействия на общественные отношения, на поведение людей. В каждом конкретном случае образуется довольно сложный механизм, который называется механизмом правового регулирования.
Подчеркну еще раз – речь идет о сложном механизме, принципы работы которого могут вызвать споры на самом высоком уровне. Это не означает, что данного механизма нужно бояться, но уметь разбираться в том, на чем основана его работа, и относиться к этой работе со всей серьезностью – вот что необходимо всем нам, готовящимся к вступлению во взрослую жизнь.
Правоспособность - это способность иметь права и нести обязанности
Права ребенка– это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ.
Первый вопрос анкеты, предложенной учащимся 8-9 классов был сформулирован мною так: «Какие свои права вы знаете?». Результат для наглядности приведен в виде гистограммы 1.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Самым известными из прав оказались право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право на бесплатное медицинское обслуживание (2,6,7). Что ж, именно эти права постоянно находятся в центре обсуждения средств массовой информации, о них говорят и спорят, и не услышать о них мог разве что ленивый. Но отчего же заметно реже (в сумме) встречаются в ответах столь, казалось бы, важные, и непосредственно касающиеся каждого право на свободу слова, мыслей и религии(1)? Не хватает информации и знании о праве на образование (3), об избирательном праве (4), о праве потребителя (5).
Попробуем подойти к этому вопросу с иной стороны. Сформулируем его так: «Нарушаются ли ваши права?» (диаграмма 2) и «Нарушаете ли вы чьи-то права?» (диаграмма 3). Ответы весьма показательны:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Оказывается, права всех моих опрошенных нарушаются. Ни один ученик на этот вопрос не ответил отрицательно.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
И самое удивительное, они все, хотя и редко нарушают чьи-то права. Любопытно, от кого чаще всего исходит угроза правам подростка? Ответ – на диаграмме 4 «Кем нарушаются ваши права»:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Чрезвычайно интересные результаты дал этот опрос. Если девятиклассники терпят обиды от своих же товарищей, полиции и других людей, то 8 класс – от других людей в большей степени.
Тема «коллективной безопасности» как мне кажется, еще больше проясняется в ответах на следующий вопрос. Он был сформулирован так: «К кому нужно обращаться, если твои права нарушены?»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Как видим, в полицию за помощью обратилась бы большая часть опрошенных, а остальные обратились бы к друзьям или родителям. Печален (и немного курьезен) тот факт, что в суд и к юристам никто не хочет обратиться за помощью.
На самом деле то, о чем мы говорим, это очень серьезная проблема для всей страны. Дело не только и не столько в правовой безграмотности подростков (грамоте, в конце концов, можно научить, и нас учат), а в доверии подростков к обществу и к органам власти в частности. Вот еще один вопрос моей анкеты: «Какие качества необходимы органам власти, для того, чтобы пользоваться доверием народа?». (на диаграмма 6)
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Результаты подобного опроса дают возможность понять, какие приоритеты важны для определенного круга лиц – в данном случае юнновских старшеклассников. Какими словами они готовы выразить главные черты власти правового государства. Так вот, они хотят видеть его честным. А для этого необходима совесть и «невзяточность».
Прежде чем перейти к заключению своей работы я хотела бы привести авторитетное мнение ученого, о том, что такое правовое государство, о котором мы так часто сегодня упоминали. Вот что пишет в свой работе «Верховенство закона в правовом государстве» юрист А. Б. Венгеров:
«Правовое государство – это политическая организация общества, создающая с помощью права условия для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их творческих, трудовых потенций. Правовое государство должно обеспечивать своим гражданам возможность самим осуществлять выбор общества, которое хочет иметь большинство народа, сохранять и обеспечивать плюрализм мнений, политических институтов и действий. Единственное ограничение – эти действия не могут быть направлены на насильственное разрушение правового государства, свержение государственного строя».
Руководство нашей страны, включая и Президента, не раз говорило о том, что наша задача – строить и развивать правовое государство. Задача – не на один год. Решать ее – нашему поколению. А для построения правового государства нужна правовая грамотность. В работе показано – она у нашей молодежи еще явно недостаточна. И я подхожу к главному вопросу, к цели своего анкетирования: «Хотим ли мы эту грамотность получать и как именно?»
Для наглядности начну его с диаграмм, дающих ответ на последние вопросы анкеты. Диаграмма 7. «Нужно ли преподавать в школе предмет «правоведение»?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Большая часть опрошенных считает, что нужно преподавать предмет «Правоведение». Остальные, наверное, представляют окружающий мир, как основанный не на праве, а на совсем иных «понятиях», которым в школе не учат.
Второй вопрос кажется сначала менее существенным: «Как этот предмет преподавать - как урок или как факультатив?» Вот ответы на него - диаграмма 8
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Большая часть опрошенных старшеклассников МБОУ ООШ с.Юнны готова к серьезному изучению своих и чужих прав. Конечно, несколько лет назад, во времена полного идеологического безвременья и открытого нарушения прав человека на что угодно, включая жизнь (вспомним трагедии в Беслане и Норд-Осте), эта цифра могла быть значительно меньше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав данные анкет, можно сделать следующие выводы.
Правовая грамотность зависит не только от учителей, но и сами учащиеся должны быть активны в овладении правовыми знаниями. Правовое сознание подростков частично сформировано, и они готовы к защите своих прав. Некоторая часть учащихся не осознаёт важность прав, или не хочет их осознавать.
Россия крепнет и развивается. И преподавание в школе предмета «правоведение» я считаю необходимым, а для того, чтобы заинтересовать часть инертных школьников необходимо разнообразить формы его преподавания, проводить уроки с использованием электронных средств обучения, приглашать в школы адвокатов, представителей полиции и прокуратуры, и т.д.
Впрочем, учителя лучше меня знают, какие возможности у них есть. Я же в своей работе постаралась показать важность и необходимость их работы в этом направлении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Жильцова Е. И. Политико-правовые знания российских школьников в зеркале международного исследования CIVIC.//История и обществознание в школе, 2002, № 8.
Панкова Т. О. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников.//Социологические исследования, 2002, № 4.
Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции (Обзор материалов «круглого стола»)//Государство и право, 2004, № 11.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://ru.wikipedia.org
Районный конкурс исследовательских работ в рамках
Малой академии наук школьников
Автор работы
Гафарова Ляйсан Азаматовна
Класс
8
Образовательное учреждение
МБОУ ООШ с.Юнны МР Илишевский район Республики Башкортостан
Название работы
Исследовательская работа на тему
«Правовая грамотность учащихся и ее значение в жизни общества»
Направление
Историко-правовые дисциплины
Домашний адрес
Башкортостан, Илишевский район, с.Юнны, ул.Карла Маркса, 69
Электронный адрес
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Руководитель
Рахматуллина Гульнара Хадитовна, учитель истории МБОУ ООШ с.Юнны
ТЕЗИСЫ
к исследовательской работе на тему
«Правовая грамотность учащихся и ее значение в жизни общества»
Автор: Гафарова Ляйсан Азаматовна, ученица 8 класса МБОУ ООШ с.Юнны МР Илишевский район Республики Башкортостан
Руководитель: Рахматуллина Гульнара Хадитовна, учитель истории МБОУ ООШ с.Юнны
О правах подростков сказано и написано немало. Из одних только официальных документов можно составить огромную библиотеку. Важность вопроса правового воспитания молодых людей признается всеми. Однако эту проблему до сих пор нельзя считать решенной. Многие негативные явления в молодежной среде, и в первую очередь подростковая преступность, уходят корнями именно в правовую безграмотность, в непонимание подростками своих прав и обязанностей. Незнание, а порой нежелание знать и соблюдать законы своей страны наносят значительный ущерб всему обществу. Человек, который с юного возраста не умеет защищать свои права, которого не научили азбуке правовых отношений серьезного взрослого мира, обречен своим незнанием и неумением на множество мелких и крупных проблем в жизни.
Цель исследования: выявить правовую грамотность учащихся на примере социологического опроса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи, отражающие этапы моего исследования:
1. Изучить литературу, на её основе разработать вопросы анкеты.
2. Провести опрос учащихся 8-9 классов МБОУ ООШ с.Юнны
3. Подвести итоги анкетирования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, анкетирование, сопоставление.
Проанализировав результаты анкет, я сделала следующие выводы: правовая грамотность зависит не только от учителей, но и сами учащиеся должны быть активны в овладении правовыми знаниями. Правовое сознание подростков частично сформировано, и они готовы к защите своих прав. Некоторая часть учащихся не осознаёт важность прав, или не хочет их осознавать.
Россия крепнет и развивается. И преподавание в школе предмета «правоведение» я считаю необходимым, а для того, чтобы заинтересовать часть инертных школьников необходимо разнообразить формы его преподавания, проводить уроки с использованием электронных средств обучения, приглашать в школы адвокатов, представителей полиции и прокуратуры, и т.д.
Впрочем, учителя лучше меня знают, какие возможности у них есть. Я же в своей работе постаралась показать важность и необходимость их работы в этом направлении.
13PAGE 15
13PAGE 141215
Root Entry8 класс9 класс_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1
·
·8 класс