Классный час — Игра Правовая атака


ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
Геологический колледж
Методическая разработка
классного часа
Игра "Правовая атака"
«Изучая свои права,
мы получаем возможность жить
и поступать по справедливости»
(Г. Лихтенберг)
Цель:  формирование правовой грамотности и компетентности подростков; повышение правого сознания подростков и их гражданской активности; совершенствование навыков коллективной работы при выполнении заданий.
Задачи игры:
формировать правовую культуру;
оказать помощь в осмыслении практического применения действующих законов;
формировать навыки безопасного поведения в обществе;
закреплять правовые знания у студентов;
оказывать помощь студентам в совершенствовании организаторских навыков, умении общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
Преподаватель: Добрый день! Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и  ответственность за их выполнение, неисполнение  которых может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности.
Мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а может кто-то и приобретет знания о своих правах и обязанностях. А поможет нам в этом игра, в которой принимают участие самые грамотные и законопослушные студенты. Давайте поприветствует наши команды.
Разминка
Шуточные вопросы:
1. Как называется покушение на убийство, разрешённое мушкетёрам в 16 веке? (Дуэль).
2. Информация, распространяемая старушками? (Слухи)
3. Чьей тюрьмой 2000 лет была лампа? (Джина).
4. Кого эксплуатировал Карабас-Барабас? (Кукол).
6. Героя какой сказки посадили в самом начале? (Репка).
7. Где нашла  политическое убежище Белоснежка? (У гномов).
8. Поп-группа российской эстрады с криминальным названием? («Отпетые мошенники»).
9. Кто пользуется правом свободного перемещения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)
10. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в плену? (Снежная Королева)
Конкурс 1. В лабиринте понятий
Командам раздаются карточки, на которых написаны определения.
Ведущий: Ваша задача быстрее соперников подобрать к каждому определению правильное слово и вписать в карточку. Список слов прилагается
Список слов:  Конвенция. Приговор. Преступление. Юридическая ответственность. Гражданская свобода. Презумпция невиновности. Кодекс. Конституция. Право. Вандализм. Демократия.
Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.
Приговор - процессуальный акт правосудия.
Преступление- правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
Юридическая ответственность - применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния.
Гражданская свобода- естественная свобода, из которой исключена ее часть, заключающаяся в полной независимости отдельных лиц и общности имущества, для того, чтобы жить, подчиняясь законам, обеспечивающим им безопасность и собственность.
Презумпция невиновности- один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства, заключающийся в том, что обвиняемый считается невиновным, пока его вина в совершенном преступлении не будет доказана в порядке, предусмотренном Федеральным Законом и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Кодекс - законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей. 
Конституция- основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.
Право - основное понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.
Вандализм- одна из форм деструктивного (разрушительного)  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5" \o "Девиантное поведение" девиантного поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры.
Демократия -  политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.
Конкурс 2. В Конвенции 54 статьи. Нужно назвать 12 самых важных, которые вы должны знать.
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Конкурс 3.Составьте стихотворение.
________________________права.
________________________слова.
________________________угон.
________________________закон.
Конкурс 4. «Главный герой»
Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и студенты должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст правильных ответов, та и победила).
1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
2. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
3. Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
4. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
5. Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
6. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
7. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
8. Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)
9. Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)
10. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
11. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).
12.Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
Конкурс 5. «Герой и право»
1. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
2. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
3. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
4. Какое право нарушил Буратино,  схватив Шушеру за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
5. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
6. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
7. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ:  правом на образование.
Конкурс 6 «Угадайка»
1. Кто изображен на рисунке, который расположен на сцене зала? (Фемида)
2. У неё завязаны глаза (судит беспристрастно)
3. Зачем ей весы? (уравновешивает добро и зло)
4. Ей меч? (за преступление наступает наказание)
Конкурс 7 «Пойми меня»
Команды выстраиваются в ряд. Все игроки закрывают уши (наушниками). Ведущий называет капитанам один из типичных правовых терминов. Капитаны просят игрока, стоящего следом, снять наушники. Объясняют термин, не используя ни жестов, ни рисунков. Второй игрок должен правильно назвать термин, а затем объяснить его следующему игроку.
Термины: право, ребенок, свобода, закон, обязательства.
На «передачу» термина от первого игрока до последнего дается 1 минута. Если вся команда назвала термин правильно, каждому игроку присуждается по 1 баллу. Командные баллы суммируются.
Если команды не уложились в срок, присваивается столько баллов, сколько участников сыграли. Если термин назван неправильно, команде не присуждается ни одного балла. Если термин назван неправильно на третьем, четвертом или пятом шаге, команде засчитывается число баллов, соответствующее количеству правильных ответов.
Сначала играет одна команда, затем вторая.
Конкурс 7 «Рисунки»
Каждая команда рисует рисунок и по очереди должны угадать о каком праве хотела поведать команда.
Преподаватель: Права важны для каждого человека и для страны в целом. Но права и свободы нуждаются в бережном отношении. Необходимо с детства научиться пользоваться своими правами, помня, что твои права не должны нарушать прав другого человека и приносить ему вред.
Выступление членов жюри. Награждение команд.
Литература:
1. Мушинский В.О. Основы права. -М.: Форум, 2010.
2. Основы права/ Под ред. В.В. Румыниной.- М.: Форум, 2011.
3. Гражданское самосознание основа мировоззрения личности методическое пособие P.M. Рогова. М., 2000.
4. Методические приемы в гражданском образовании / А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов. Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. - С.38.
5. http://pedsovet.org/publikatsii