Урок по окружающему миру по теме Как живут растения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
«Средняя общеобразовательная школа № 3
имени Героя Советского Союза И.В.Панфилова
г. Петровска Саратовской области»

Мастер-класс
по окружающему миру
в 1 классе









Учитель: Хрусталёва Елена Владимировна

Описание работы
Хрусталёва Елена Владимировна
Город Петровск Саратовской области
МБОУ СОШ № 3
начальные классы
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Авторская разработка урока
с использованием следующей литературы:

Плешаков А. А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса начальной школы, - в 2 частях. – Ч.1, М.: Просвещение, 2015.
Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» - М.: Просвещение, 2015.
Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. А. «Мир вокруг нас»: методическое пособие для 1 класса начальной школы, - М.: Просвещение, 2013.

Аннотация конкурсной работы
Образовательная программа – «Школа России»
Класс: 1
Учебник А. А. Плешаков
Предмет: окружающий мир
Тема: Как живут растения?
Цель: Формировать интерес и создать условия для исследовательской деятельности учащихся
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: урок-исследование с применением проектной методики.
Урок является заключительным этапом проекта «Жизнь растений» в рамках учебного предмета «Окружающий мир».
В содержание урока включено много заданий с использованием раздаточного материала, объектов исследования, мультимедийного оборудования. В данном случае оправдано использование интерактивной презентации, т. к. она позволяет визуализировать процесс развития растения из семени, показывает, что необходимо растениям для жизни, позволяет провести самопроверку и контроль знаний, повышает интерес учащихся.
Тема: Как живут растения?

Цель:
Формировать интерес и создать условия для исследовательской деятельности учащихся

Задачи:
обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о растениях; знакомство с развитием растений, с условиями их жизни.
развитие устной и объяснительной речи учащихся, их самостоятельности и эмоциональной сферы, формирование умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
воспитывать сотрудничество, ответственность, эстетические и нравственные чувства учащихся, прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование:
Мультимедийное оборудование, интерактивная доска
Раздаточный материал: картинки с растениями для работы в парах, карточки «Что общего у растений?», тест «Развитие растения»
Объекты исследовательской деятельности: жёлуди, проросшие и непроросшие семена.
Цветныекружочки, отражающие деятельность учащихся на уроке.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: урок-исследование с применением проектной методики.


Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемно- исследовательский, перцептивный (сочетание словесного, практического, наглядного, аудиовизуального методов); логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии).


План урока
Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Постановка учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения.
а) Развитие растения из семени.
б) Физ. минутка.
в) Условия необходимые для жизни растений.
г) Подведение итогов.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой
6. Включение в систему знаний и повторение
7. Рефлексия
8. Самооценка













Ход урока.

Содержание урока (Действия учителя)
Действия учащихся


I. Самоопределение к деятельности . ( на фоне 1 слайда)
- Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Начнём урок с удивительной загадки природы.
Загадка:
В этот гладенький клубок бронзового цвета
Спрятан маленький дубок будущего лета.
- Правильный ответ у вас на партах. Откройте волшебный сундучок. Что там?
- Как же в маленьком жёлуде может спрятаться целое дерево?
III. Постановка учебной задачи.
- Ответ на этот вопрос мы найдём, совершив путешествие в увлекательный мир растений. А также выясним, как развиваются растения и что нужно для их жизни.
Какова тема нашего урока? «Как живут растения?»
( 1 слайд: + Тема)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Включение в систему знаний и повторение
1.Работа в парах.
- А какие растения вы знаете?
- У вас на партах картинки. Разложите растения на 3 группы. (У детей на партах картинки с деревьями, кустарниками, травами)
- Работаем в парах.





- На какие группы вы разложили растения?
(Ответы: деревья +2 слайд; кустарники + 2слайд; травы + 2 слайд)





- Посмотрите на экран. Что вы заметили?


- Дайте название первой группе растений?
( 2 слайд + название)
- Как назовём вторую группу растений?
(2 слайд + название)
- Как называется третья группа растений?
(2 слайд + название)
- Назовите деревья (2 слайд + названия деревьев), кустарники (2 слайд + названия кустарников), травы (2слайд + названия трав).

- Соедините линиями названия растений с их изображением.

- Проверьте выполнение задания. (На доске 2 слайд + стрелки)

- Чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы?
- Давайте вспомним, а что общего у всех растений?
(+ 3 слайд)
(Ответы: корень + 3 слайд, стебель + 3 слайд, листья + 3 слайд, цветы + 3 слайд, плоды с семенами + 3 слайд)
(У детей на партах иллюстрация )
- Соедините линиями части растения с их названием.



Вывод: Что же общего у всех растений?
(3 слайд: + стрелки поочерёдно к каждой части)

2. Развитие растения из семени.
- Как вы думаете, растения живые?
- Это мы выясним, проследив за развитием растений.
- Посмотрите на жёлудь.

- Какой частью растения он является?
- А что с ним произойдёт, когда он упадёт на землю?
(+ 4 слайд)
- Рассмотрите рисунок и расскажите, как с жёлудя начинается жизнь дуба?
(4 слайд: + на экране постепенное развитие растения из семени)





- Проследив за развитием растения, можно сказать, что оно живое?
- Почему?


- А что ещё происходит с растениями?
Откройте учебник на стр. 48 и внимательно рассмотрите картинку.
- Почему одно дерево засохло?

- Но не только от этого погибают растения. У каждого растения свой срок жизни, и когда-нибудь оно умирает. Например, берёза живёт до 120 лет, а дуб – до 2000 лет.
- Давайте с мудрой черепахой сделаем вывод.
- Прочитайте стр. 48.3
3. Физ. минутка.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

4. Условия необходимые для жизни растений.
Мы выяснили, что растения живые. Они растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают.
- А какие условия необходимы для жизни растений?
В классе и дома вы выполняли практическую работу, проращивали семена. Они у вас на партах. Вы исследовали, что происходит с семенами, завёрнутыми во влажную тряпочку и поставленными в тепло, и, что происходит с семенами, завёрнутыми в сухую тряпочку и оставленными на столе. (У детей на партах пророщенные семена и сухие)
- Что вы выяснили в ходе исследования?
- Что повлияло на то, что семена начали прорастать?
На опыте мы убедились, что для того, чтобы семя проснулось, и из него появился росток, нужны тепло
( + 4 слайд) и вода (+ 4 слайд). Так же происходит и в природе.
- А откуда в природе растения получают тепло и воду? (4 слайд: + появляются солнышко и тучка с дождём)


Но для дальнейшего развития этого недостаточно. Растениям необходимо питание. В земле много питательных веществ. Они растворяются в воде и через корень впитываются растением.
Эти условия необходимы растению в течение всей его жизни для того, чтобы оно росло и развивалось.
На стр. 49 рассмотрите иллюстрацию № 1.

Зачем поливают комнатные растения?
Это доказывает, что растениям нужна вода.
Посмотрите на иллюстрацию № 2.

- Что ещё необходимо для жизни растений? (Ответы)
(4 слайд + свет)
Сравните растения. Какое из них стояло вдали от света? (Сравнение комнатных растений, стоящих на столе)

- Почему?
-Рассмотрите иллюстрацию № 3. Что делает девочка и для чего? (Чтобы растение дышало)
Значит растениям нужен воздух.(4 слайд + воздух)
- Что произошло с растением на картинке № 4.? Почему?
Мы выяснили, что растениям необходимы для жизни
V.Самостоятельная работа с самопроверкой
- А сейчас я предлагаю вам тест (+ 5 слайд), в котором вы покажете порядок развития растения. Расставьте цифры в нужном порядке.

Проверьте себя (5 слайд + надпись и + цифры)
Поднимите руку, кто справился с заданием. Молодцы!
VI. Включение в систему знаний и повторение
Сегодня мы узнали, как развиваются растения и что для этого им нужно. Мы провели большую исследовательскую работу на тему «Как живут растения?»
Вернёмся к загадке природы.
- Так как же в этом маленьком клубочке спрятался дубочек? (+6 слайд)

Вывод: Жёлудь – плод дуба.
- Что в нём спрятано?
С жёлудя начинается жизнь дуба.
- Почему растения относятся к живой природе?
(6 слайд + Растут, приносят потомство, когда-нибудь умирают)
- Что необходимо им для жизни? (Ответы по + 6 слайду)
VII. Рефлексия деятельности
- Какую роль играют растения в жизни человека? (Очищают воздух, дают пищу, украшают жизнь, поднимают настроение и т. д.)
(+ 7 слайд: пейзаж с растениями)



- Что мы можем сделать, чтобы сохранить этот удивительный мир? (Ответы: не рвать, не ломать, ухаживать)
( 7 слайд)
Растения как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие тёплые костры.
(Чтение стихотворения сопровождается спокойной музыкой)
VIII. Самооценка.
У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке.
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)



Приветствуют учителя




Ответы учащихся
Открывают сундучок (спичечный коробок, оформленный аппликацией учащимися на уроке технологи)
(Приложение )







Ответы



Работают в парах. Раскладывают растения по группам (Приложение)


Ответы (Во время ответа появляется картинка на экране с неверными названиями групп растений)
Группа растений не соответствует
её названию
Деревья

Кустарники

Травы

Учащиеся дают названия растениям,





Учащиеся выходят к доске и соединяют линиями названия растений с их изображением


Ответы

Ответы сопровождаются картинкой на экране





Работают с карточками. Соединяют
линиями части растения с их названием Один учащийся работает у доски
(Приложение )

Проверка сопровождается показом на экране










Ответы
Рассматривают жёлудь

Плод с семенами
Ответы

Рассматривают рисунок на экране и дают ответы
Комментарий:
1.Семя дало росток
2. Появился маленький дубок
3. Вырос большой могучий дуб с потомством (с плодами)
Ответы

(Растёт, приносит потомство)




Работают с учебником
(Ствол повреждён)



Читают вывод на стр.48

Ведущий показывает движения, а учащиеся повторяют




Дети рассматривают семена и сравнивают

(Приложение )

(Ответы)
(Ответы: вода, тепло)



Ответы) В ходе ответов на экране появляются солнышко и тучка с дождём)









Рассматривают иллюстрацию
(Ответы)

Рассматривают иллюстрацию
Ответы

Сравнивают растения и дают ответы
Ответы
Рассматривают иллюстрацию

(Ответы)
Ответы (вода, воздух, тепло и свет)
Работа с тестами. Один учащийся работает у доски
(Приложение 3)
Самопроверка










Ответы сопровождаются показом слайда

(Семя)

Делают вывод





Ответы (Очищают воздух, дают пищу, украшают жизнь, поднимают настроение и т. д.)
(Ответы: не рвать, не ломать, ухаживать)









Дети выбирают
соответствующие кружочки и поднимают их под музыку



































Приложение
На уроке по окружающему миру в 1 классе
Тема: Как живут растения?


урок 002Рисунок 27урок 010.jpgРисунок 37урок 014.jpg15