Открытый урок по математике на тему: «На сколько больше? На сколько меньше?»
МБОУ СОШ № 11 г. Владикавказа
Учитель начальных классов Доцоева Залина Солтановна
Использование интерактивных возможностей информационного пространства.
Конспект урока математики на тему: «На сколько больше? На сколько меньше?» ( 1 класс)
УМК « Начальная инновационная школа»
Тип урока: ОНЗ (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) (технология деятельностного метода)
Методы: репродуктивный, эвристический, проблемный
Технологическая карта изучения темы «На сколько больше? На сколько меньше?» (фрагмент урока)
Тема
На сколько больше? На сколько меньше?
Цель:
Познакомить с правилом разностного сравнения чисел.
Задачи:
Образовательные: Усвоить правила разностного сравнения чисел, ввести схему из отрезков для моделирования задач на разностное сравнение. Совершенствовать умение сравнивать числа, сравнивать и измерять отрезки с помощью линейки, считывать информацию со схемы, решать простые задачи, закрепить вычислительные навыки в пределах10.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.
Формировать УУД:
- Личностные:
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело.
- Регулятивные УУД:
Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Способствовать выполнению пробного учебного действия.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- Коммуникативные УУД:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им).
Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других)
- Познавательные УУД:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Развивать умение работать с разными видами информации.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
Работать над использованием знаково-символичных средств.
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Умеет правильно отвечать на вопрос «На сколько больше? На сколько меньше?» Знает правило разностного сравнения чисел.
Правильно оформляет решение задачи.
Личностные:Проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; работает по коллективно составленному плану; оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планирует своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывает своё предположение (Регулятивные УУД).
Умеет оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Ресурсы:
- основные
дополнительные
- Математика. Учебник для 1-го класса общеобразовательных учреждений. Второе полугодие/. Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева.- М.: ООО «Русское слово-учебник»: Изд-во МЦНМО, 2011.-112с.: ил.
Стр. 66-67
- презентация к уроку
Математика. Рабочая тетрадь для 1-го класса начальной школы/- Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А.Зверева.- 4-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник»: Изд-во МЦНМО, 2011.-48с.: ил.
Стр. 34
- отрезки из цветной бумаги
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)
Цели:
- актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- созданёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточняет тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Решение выражений на сложение и вычитание.
«Конструирование» гусеницы и бабочки на доске с измерительной линейкой.
Называют компоненты действий, читают по-разному выражения.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
-С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и считать!
1. Индивидуальная работа у доски.
2.Решение задач на смекалку.
-Из-за куста торчат 6 ушек. Там спрятались зайчики. Сколько их?
-У животного две правые ноги, две левые ноги, две спереди, две сзади. Сколько ног у этого животного?
-Что скажем про эти числа?
3<4 4>3
3.Проверка индивидуальной работы.
-Кто у нас получился?
-По какому принципу распределились выражения? (Гусеница - примеры на нахождение суммы, а бабочка - на нахождение разности)
-Назовите компоненты действий на математическом языке.
-Сколько деталей понадобилось для гусеницы?
-Сколько для бабочки?
-Каких деталей больше?
-Каких меньше?
-Почему именно гусеница и бабочка? Как они связаны?
Оформляет свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Слушает и понимает речь других (Коммуникативные УУД).
Преобразовывает информацию из одной формы в другую: (Познавательные УУД).
II. Открытие нового знания.(10 мин)
Цели:
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - выявить место (шаг, операция) затруднения;
- фиксирует во внешней речи причину затруднения.
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю)
Предлагает задание для пробного действия.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
Показываю образец на листе.
Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности
Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
-Что скажите о длине гусеницы?(6 см)
-А о длине бабочки?(4 см)
-Сравните их по длине. Будем исследователями.
1.Практическая работа. (Техника безопасности при работе с ножницами и клеем).
-Сравним с помощью полосок.
(На столе 2 полоски одинаковой длины, клей, ножницы, лист бумаги).
-Отмерьте длину гусеницы «зелёная полоска» и наклейте.
-Отмерьте длину бабочки «красная полоска» и наклейте ниже на лист.
-Что скажите?
(Длина гусеницы больше длины бабочки, а длина бабочки меньше длины гусеницы.)
(На образце учителя отмечена разница-2 см)
- А это что?
- На сколько больше?
Слайд (таблица)
Умею Научусь
Сравнивать На ? больше
На ? меньше
-Что умеем?
-Какая задача на уроке?
(Найти ответ на вопрос на сколько больше и на сколько меньше.)
-Чему посвящён наш урок? (Открытию нового знания).
-Так как узнать на сколько больше гусеница? (Из 6-4)
-А как узнать на сколько меньше? (Из 6-4)
-Какой вывод?
(Чтобы узнать на сколько больше или меньше, надо из большего числа вычесть меньшее)
Музыкальная физминутка.
Преобразовывает информацию из одной формы в другую: (Познавательные УУД).
Оформляет свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Проговаривает последовательность действий на уроке; высказывает своё предположение (Регулятивные УУД).
Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
III.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(14 мин)
Цели:
- организует постановку цели урока;
- организует составление совместного плана действий;
- определяет средства.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Взаимопроверка по шкале успеха.
Выполняют самопроверку по эталону.
Показ карточки с минусом. Объяснить свой выбор.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств.
Обратить внимание на выбор арифметического знака.
1.Проверим наши рассуждения по заданиям учебника стр.66№3.
-Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Дети проговаривают правило).
2. Самостоятельная работа в тетради на печатной основе стр.34 №3.
-Взаимопроверка. Оцените работу соседа по шкале успеха (листок со шкалой у каждого на парте).
-Каким правилом пользовались при выполнении задания?
3. Работа с задачей стр.67 №5.
-Прочитайте задачу сами.
-О чём говорится в условии задачи?
(Если затрудняются даю вопросы:
-Что означает число10?
-Что означает 6?)
-Назовите вопрос задачи.
-Какое действие выберем для решения? Докажите.
-Задачу решаем сами.
-Самопроверка - слайд:
10-6=4(яг.)
Ответ: на 4 ягоды больше съели на завтрак.
Физминутка (для глаз).
Уметь применять правило в действии
Иметь представление о структуре задачи.
Уметь различать условие и вопрос задачи.
Уметь оформлять решение задачи.
Проговаривает последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).
Оформляет свои мысли в устной форме; слушает и понимает речь других (Коммуникативные УУД).
Определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Проговаривает последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
IV. Практическая работа (12 мин)
Цели:
- фиксирует новое знание в речи и знаках;
- организует устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточняет тему урока.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Фиксируют новое знание в речи и знаках.
Называет этап.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Организует подводящий диалог.
Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
-Предлагаю поработать в группах: мальчики и девочки.
Переходим к столам с заданиями.
-Вспомним правила работы в группах:
-слушать друг друга;
-уметь договариваться.
-Перед вами картинки. Составьте задачу, чтобы в ней прозвучал вопрос «на сколько больше» или «на сколько меньше». Разместите её на доске. (Мальчики составляют условие и вопрос задачи , проговаривают, а девочки решают и проговаривают ответ полностью и наоборот. Решение записать фломастером на листе формата А4.)
Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других (Коммуникативные УУД).
Работают по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
Взаимодействует друг с другом (Коммуникативные УУД).
Использует знаково-символичные средства. (Познавательные УУД).
Проявляет инициативу в оказании помощи соученикам (Личностные УУД).
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(4 мин)
Цели:
- фиксирует новое содержание урока;
- организовывает рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку с помощью смайлика.
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Организует самооценку.
Работа по составленной детьми иллюстрации
-Сколько.
-Сколько
-Что можем спросить?
-Каким действием отвечаем на вопросы?
-Сделайте вывод.
Слайд.
Умею Научился
Сравнивать На ? больше
На ? меньше
-Какую задачу ставили в начале урока? (Найти ответ на вопрос «на сколько больше и на сколько меньше?»)
-Оцените свою работу с помощью смайлика.
-Молодцы! Урок окончен.
Проговаривает последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Заголовок 315