Конспект занятия Выпиливание кухонной утвари
№12
Тема: «Изготовление предметов кухонной утвари» . Цель: Обучить приёмам и последовательности обработки внутреннего криволинейного контура детали. Использовать, полученные учащимися ранее знания и умения, при выполнении более сложных изделий. Оборудование: столики для пиления; шлифовальная шкурка; шаблоны, карандаши. Ход:К таким изделиям относятся и предметы деревянной кухонной утвари. Слово “утварь” произошло от старого русского слова “утваряти” (наряжать, убирать, украшать). А ныне, “утварь – украшения, наряды, драгоценности, всё движимое в доме: мебель, украшения, посуда ”. (Толковый словарь русского языка В. И. Даля). В словаре русского языка С. И. Ожегова, “утварь– предметы, принадлежности какого- нибудь обихода, например, домашняя утварь”. В нашем случае – это предметы деревянной кухонной утвари: разделочные доски, подставки под горячее, деревянные лопатки. В течение столетий, по словам историков, “везде выделывалось множество разных деревянных изделий, которые были незаменимы в быту народа”. Сегодня мы приступаем к изготовлению предметов деревянной кухонной утвари. Казалось бы, зачем нам это нужно сейчас, когда есть удобные и дешёвые изделия из пластмассы и металла? Дело всё в том, что так выражается потребность людей в красоте. А. М. Горький говорил, что “человек по натуре своей художник, он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”. “К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать”, - писал А. Б. Салтыков. Ещё одно интересное наблюдение. Слова “утварь” и “творчество” имеют общий корень с чередующимися гласными: Это корень “твар” - “твор”, гласные “а” и“о”. А по определению С. И. Ожегова: ТВОРЧЕСТВО – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей. ТВОРИТЬ – творчески создавать. Таким образом, приступая к изготовлению предметов, имеющих отношение к кухне, т.е. месту, где человек готовит и принимает пищу, мы будем не просто выпиливать лобзиком, мы будем “творчески создавать новые материальные ценности”. К тому же, особую ценность в доме представляют предметы, сделанные своими руками. Отметить, что при работе мы будем опираться на уже полученные на предыдущих занятиях знания и умения: в разметке, сверлении, выпиливании лобзиком. Обратить внимание на то, что до сих пор, работая лобзиком, учащиеся пилили фанеру толщиной 4 мм., а на этом занятии для работы будут использовать тарную доску 6-ти мм., березовые и буковые рейки, а выпиливать предстоит как наружный, так и внутренний контур детали. Пропильная резьба.
Овладев в достаточной степени приемами и навыками выпиливания лобзиком, можно приступать к выполнению пропильной резьбы.
Пропильная резьба – работа, требующая определенного мастерства, аккуратности и терпения. Порой одна допущенная ошибка, превращает долгий, кропотливый труд в неисправимый брак. Для выполнения пропильной резьбы необходимо выбирать качественную, хорошо проклеенную фанеру. Перед нанесением рисунка, заготовку необходимо тщательно обработать наждачной бумагой. Также необходимо учитывать расположение рисунка на заготовке – рисунок должен располагаться строго вдоль волокон верхнего слоя фанеры. Проколы шилом, для выпиливания внутреннего контура резьбы, нужно делать очень аккуратно, особенно при выпиливании мелкого орнамента. Выпиливание начинают после прокола всех отверстий в детали.
Основы пропильной резьбы – плоскостной, сквозной орнамент. Отрабатывать навыки резьбы лучше всего на деталях имеющих повторяющийся рисунок, который наносится на заготовку при помощи шаблонов.
После выпиливания детали, необходимо выполнить её чистовую обработку при помощи наждачной бумаги.
Накладная резьба.
Накладная резьба это разновидность пропильной резьбы. При изготовлении изделий украшенных накладной резьбой – пропильная резьба накладывается на сплошную основу, в итоге получается деталь, состоящая из двух слоев фанеры. Накладная резьба увеличивает прочность изделия и его эстетического восприятия. Для более отчетливого выделения контура выпиленного рисунка, основу рекомендуется покрыть красителем.
Объемные изделия с применением пропильной резьбы.
Изготовление объёмных изделий с применением пропильной резьбы требует высокого уровня мастерства, и доступно только наиболее способным обучающимся. Сложность такой работы заключается в том, что изделие, как правило, состоит из большого количества деталей, которые должны быть безукоризненно подогнаны между собой. Кроме того, объемные изделия имеют по несколько одинаково повторяющихся деталей, изготовление которых требует особой точности.
Закрепление полученных знаний. Задать вопросы на повторение: • что означает слово “утварь”? Привести примеры домашней утвари; • в какой последовательности и почему выпиливают деталь, имеющую наружный и внутренний контур? • в каком направлении и почему выпиливают деталь по наружному и внутреннему контуру? Практическая работа. Объяснить последовательность практической работы.
Разметить заготовку по шаблону. Просверлить отверстие внутри контура. Вставить пилку, закрепить в рамке. Выпилить внутренний контур детали. Вынуть пилку из детали, закрепить в рамке. Выпилить наружный контур. Зачистить, шлифовать. Напомнить о соблюдении правил безопасности во время практической работы: • при сверлении; • при выпиливании лобзиком; • при зачистке и шлифовании. Поставить задачу на урок. Предложить каждому ученику индивидуальное задание. Контролировать работу каждого ученика, оказывать при необходимости помощь, разъяснять моменты, вызывающие наибольшие затруднения. Итог: • Привести в порядок рабочее место. • Сдать инструмент и готовые изделия. • Предложить учащимся самим оценить свои изделия в сравнении с образцами. • Проверить собранные изделия. • Подвести итоги повторения пройденного (по кроссвордам) и практической работы.