Конспект урока по окружающему миру на тему Особенности природы гор
Тема: Особенности природы гор
Цель: познакомить с особенностями природы гор
Задачи: расширить представление о разнообразии природы горной местности; показать особенности природы гор, смены ярусов.
Оборудование: физическая карта, учебник, компьютер, проектор.
Ход урока
Проверка усвоения предыдущих тем.
« Поражает вид ели, обвитой виногра-
дом, или пробковое дерево и грецкий
орех, растущие рядом с кедром и пих –
той.»Чьи это слова? (Н.М.Пржевальского)
Какое животное «заблудилось»?
Кенгуру, коала, тюлень, ехидна, динго.
–Какие ярусы различаются в Уссурийской тайге?
- Какие растения составляют каждый
ярус?
- В чём необычность этого сообщества?
– Почему стали возможны такие сочетания?
Б л и ц о п р о с.
Кто был послан Петром I для выяснения, соединяется ли Азия и Америка? (Витус Беринг.)
Какое море было названо в честь двоюродных братьев-путешественников? (Море Лаптевых.)
Кому принадлежит честь открытия Австралии? (Джеймс Кук.)
Какое дерево в Австралии не даёт тени? (Эвкалипт.)
Какая главная особенность животных Австралии? (Сумчатые млекопитающие.)
Какое животное Австралии похоже на плюшевого мишку? (Коала.)
Как называются дикие куры Австралии? (Сорные куры.)
Как называются дикая собака Австралии? (Динго.)
Как называется самый южный материк? (Антарктида.)
Кто открыл Антарктиду? (Беллинсгаузен и Лазарев.)
В каком веке открыта Антарктида? (XIX век.)
Нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин.)
Какой путешественник впервые описал Уссурийский край? (Пржевальский.)
Какая большая кошка Дальнего Востока занесена в Красную книгу? (Уссурийский тигр.)
Корень какого растения похож на фигуру человека? (Женьшень.)
Изучение нового материала.
1) Постановка проблемы.
- Объясните, как произошли данные явления, описанные в легендах.
( Группы получают карточки с заданием.)
Лежит у реки огромный камень. Никто и не помнит, как он сюда попал. Говорят, что когда – то жил на свете богатырь. Любил он силою своей похваляться и говорить, что он всех сильнее на свете. Забрался он как-то на вершину высокой горы, оторвал самую большую скалу и бросил вниз. Опечалилась гора, что её любимую дочь прямо в самую пропасть кинули и решила она до неё дотянуться. Из того самого места, где скала раньше была, потекла вниз быстрая река и добралась она вскоре до заветного камня.
В стародавние времена, сказывают, жил страшный дракон. Славился он своим обжорством: ел дракон всё, что на пути встретится. И вскоре стал он таким тяжёлым, что провалился сквозь землю, но не умер. До сих пор пытается чудище наружу выбраться. Все ищет щёлочку и пускает снизу огонь из своей огромной пасти. А если повезёт, начинает он толкаться и землю вверх поднимать. Вот откуда горы – то появились!
Давным-давно жили по соседству два народа. Славились они своим умением и богатством, часто приходили соседи друг к другу в гости, приносили щедрые дары и делились секретами мастерства. Увидел это злой волшебник и заколдовал людей. Стали они жадными и подозрительными. Бросили они своё ремесло и решили отделиться от назойливых соседей. Решили они построить высокую стену. С этой поры по велению властителей каждый житель должен был принести к стене ведро земли, чтобы стена становилась все больше и больше. Через несколько лет стена поднялась выше облаков. Но волшебник не терял зря время, перессорил он всех людей на земле. Возвели они высокие стены, которые не перейти, не переехать. Спрятали они в страхе все свои богатства в эти стены, укрепили их прочными камнями.Так и появились горы.
( Ребята обсуждают и выносят свои мнения.)
Примерные варианты:
1 ситуация.
- Мы считаем, что это не великан сбросил камень, а сама река унесла его за собой. Реки размывают грунт и уносят с собой его по течению. У горной реки очень сильное течение.
2 ситуация.
- Мы можем объяснить, почему провалился дракон. Это произошло из-за Закона всемирного тяготения. Не уверены, что изнутри что-то толкает, и получаются горы.
3 ситуация
- Люди не могли создать все горы, хотя может быть какая – то другая сила это сделала?
- Как вы думаете, какая тема урока?
- Мы думаем, тема нашего урока – Горы.
- Сформулируйте вопросы по этой теме.
- Как же образуются горы? Из чего состоят горы? …
2) Совместное “открытие” знаний.
- Можете ли сразу ответить на поставленные вопросы?
- Нет. Нам необходимо разыскать информацию, которая бы нам помогла разобраться в этих вопросах.
( Далее детям предлагается ряд репродукций или фото, видеофрагмент с видами гор)
- Опишите, ребята, то, что вы увидели.
- Это очень красивые места. Крутые снежные вершины и бездонные пропасти. Одни каменные глыбы. Узкие быстрые реки.
- Хотели бы вы оказаться в таких местах?
- Конечно, там очень красиво, но и очень опасно.
- Почему вы так считаете?
- Мы думаем, что не каждый сможет забраться так высоко, можно сорваться и упасть вниз.
- Как же образуются горы? ( Дети высказывают свои догадки.)
– Посмотрите на физическую карту. Какие цвета используются в ней?
– Что означает каждый цвет?
– Посмотрите на шкалу глубин и высот. Как оттенки цвета отражают высоты и глубины?
– Сегодня нас будут интересовать горы. Мы узнаем, какие бывают горы, какая там растительность, от чего она зависит.
2. П р а к т и к а п о д р у к о в о д с т в о м у ч и т е л я.
1) Работа с картой.
– Какие горы вы увидели на территории России? (Уральские, Саяны, Кавказ.)
2) Рассказ учителя.
История образования гор.
-Когда и как образовались эти горы?
Давным давно, около 800-600 млн. лет назад дно мирового океана подверглось сильнейшему сжатию, складкообразованию, разрывам. В тех местах, где произошел разрыв земной коры, раскаленная магма поднималась на поверхность и образовалась кристаллическая глыба. Прошло 300 млн. лет и ядро испытало поднятие, которое сопровождалось продольными и поперечными разломами. По образовавшимся трещинам снова поднималась магма и образуется ряд месторождений полезных ископаемых. (свинцово-цинковые, ртутные). В настоящее время горы продолжают расти со скоростью 10-13 мм/год.
Горы возникли миллионы лет назад. И сейчас ещё продолжаются горообразовательные процессы. Многие силы участвуют в них. Одни возникают на больших глубинах и приподнимают отдельные участки земной коры. Другие «работают» на поверхности – это вода, ветер, мороз, солнце. Они расчленяют приподнятые участки на хребты, горные цепи.
- Мы выяснили, что в недрах Земли при высокой температуре появляются разные горные породы. В результате деятельности вулканов, они оказываются близко к поверхности. Люди находят их и используют по назначению.
- Удобно ли передвигаться в горах?
- Нет, здесь узкие тропинки, нельзя проехать на машине. На вершинах гор располагаются ледники.
- Скажите, ребята, можем ли мы теперь вернуться к легендам и объяснить их значение.
( Ребята совещаются. )- Мы решили, что первая легенда говорит о выветривании, которое старается разрушить горы: из остроконечных вершин сделать более пологие склоны.
- А вторая иносказательно объясняет нам о подземной силе, которая стремится на поверхность. Языки пламени – это вулканы, а образовавшиеся поднятия от толчков - это горы.Третья легенда, по-своему, объясняет причину прочности горных пород и восхищается неприступностью вершин. А ещё она говорит о богатствах, спрятанных в горах, т.е. о полезных ископаемых.
3) Самостоятельная работа.
Чтение текста, с. 18–19.
4) Проверка работы.
– Какие бывают горы? (Есть очень высокие горы, верхушки которых покрыты снежными шапками и вершины их взмывают высоко за облака. Есть не очень высокие горы, например Уральские, это невысокие хребты с пологими склонами.)– Известны в мире и очень высокие горы Памир. Найдите их на карте. Какие вершины вы видите на карте? (Пик Коммунизма, или Узтерги, как зовут местные жители, что означает «кружит голову» – 7 495 м, на Тянь-Шане – пик Победы – 7 439м.)
5) Работа с таблицей «Горы».
– Как располагаются природные зоны в горах? (Если горы высокие, они в себе собирают чуть ли не все природные зоны, а низкие горы не имеют такого разнообразия.)
6) Работа с иллюстрациями, с. 18.
– Назовите особенности расположения природных зон.
– Определите по карте, в какой природной зоне находятся эти горы. (Черноморское побережье – Кавказ, и зона тайги – Верхоянский хребет.)
– Какие части можно выделить у гор? (Долина, подошва, склон горы, вершина, ущелье.)
– Чем отличаются горы на иллюстрации,с. 18?
– Послушайте описание Кавказских гор.
Ваша задача: определить, какие природные зоны Кавказских гор описываются в этом отрывке. (Можно по ходу чтения делать пометки.)
«Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, ещё за 200 км видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса, который, как шатёр кочевника, белеет в ясное утро над равниной. Растительность Кавказских гор – это сложный мир. Подъём на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1–2°. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, можно наблюдать за весьма быстрой сменой растительности. У подножия южных склонов Кавказских гор лиановые леса сохранили свою первобытную мощь. Невысокие, но необычайно плотные леса из разных пород – дуба, каштана, граба, клёна, липы – оплетены густой сетью лиан, которые своими гибкими стеблями перебрасываются с ветки на ветку. Здесь много кавказских кабанов, достигающих 300 кг. На высоте около 600 метров леса меняются. Здесь горы поросли рощами из буков. Однако кругом обычно царит безмолвие, так как листва буковых лесов образует сплошную завесу. Поднявшись на высоту 1 200 метров, путешественник вступает в хвойный лес, состоящий из пихт и елей. Здесь деревья растут далеко друг от друга, но зато они достигают огромных размеров. Нередко встречаются стволы, имеющие в поперечнике 2 м и высотой 60 метров. Чувствуешь себя карликом в стране великанов. Здесь первое место принадлежит бурому медведю. Переступив на высоте 1800 метров верхнюю границу лесов, путешественник попадает в сравнительно узкую полосу кустарников, которая по внешнему виду напоминает лесотундру нашего Заполярья, здесь растут хилые берёзки и кустарник рододендрона, невысокого красиво цветущего кустарника. Ещё выше по горным склонам начинается область альпийских лугов. Здесь по большей части голые скалы, но местами ярко-зелёные лужайки покрывают каменную осыпь, и трава ярко-зелёного цвета. Здесь обитает тур, или горный козёл. Горные луга занимают довольно широкую полосу – от 2100 до 3300 метров. И вот, наконец, и вечный снег, лежащий громадными сплошными лужайками. Края его тают, пропитывая влагой соседние лужайки».
– Итак, какие природные зоны вы отметили? (Лиановые леса, буковые леса, хвойные леса, полоса кустарников, горные луга, снега и льды.)
– Каких животных запомнили?
– Каковы характерные особенности растений каждой полосы?
– Найдите на карте Верхоянский хребет. Высокие это или низкие горы? (Верхоянский хребет – горная система на северо-востоке Сибири, в Якутии. Длина около 1200 км (от дельты Лены до р. Томпо – приток Алдана); ширина от 100 до 250 км. Состоит из ряда хребтов с альпийским и сглаженным рельефом (высота до 2389 м) и разделяющих их впадин. Лиственничное редколесье, кедровый стланик и горная тундра.)7) Работа в парах.
Работа в рабочей тетради.
8) Рефлексия.
– Какие части горы выделили?
– Что можете сказать о природных зонах? (Смешанные леса, хвойные леса, альпийские луга, ледяная зона. Может быть другой вариант: смешанные леса, хвойные леса, альпийские луга.)– Кто прав? От чего зависит наличие ледяной зоны в горах? (От высоты гор.)
– Вы не раз слышали такие названия гор: Альпы, Апеннины, Карпаты, Пиренеи и многие другие. Как вы думаете, что в переводе с разных языков мира обозначают эти названия? Даю подсказку, одно и то же. Что? (В переводе все эти названия означают одно – «горы» .)
III. Итог урока.
Р е ф л е к с и я д е я т е л ь н о с т и.
– Что на уроке было новым для вас?
– Кто из вас был в горах? В каких? Где они находятся?
Домашнее задание.
С. 19 (2-й и 3-й вопросы).