Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом. 
План урока по теме:
Генетика пола. Наследование признаков,сцепленных с полом.
-Форма урока:  комбинированный
-Вид деятельности : проблемно-поисковый и репродуктивный 
-Методы - словесные , наглядные,практические .
Цель: показать каким образом происходит наследование сцепленное с полом и научить применять полученные знания на практике.
Задачи:
Обучающая
•Познакомить учащихся с хромосомным определением пола,сцепленным с поломнаследования;
•Научить записывать схемы генетических скрещиваний ,решать генетические задачи на эту тему;
•Продолжить формирование навыков работы с дополнительной информацией ,подготовки сообщений на заданную тему;
•Закрепление понятийного аппарата;
Воспитательная
•Воспитание коммуникативной культуры учащихся;
•Воспитание осознанного отношения к вопросам определения пола,формирование научного мировозрения ;
Развивающая
•Формирование умений выделять существенные признаки ,выделять главное;
•Развивать умение делать выводы ,обобщать;
•Развивать умения применять знания на практике ;
•Развитие умения частично-поиского характера при решении проблемной ситуации ;
•Формировать умение оценивать свою работу 
•Развивать умения работать самостоятельно с учебником и дополнительным материалом ;
Оборудование:информационные листы для каждого учащегося, компьютер, презентация ,мультимедиа,таблицы.
Актуализация знаний по теме «Дигибридное скрещивание.Третий закон Г.Менделя»
2.1 Решение задач по вариантам с проверкой у доски.
Задача 1
Полидактилия(многопалость) и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантный признак . Гены этих признаков находятся в разных парах хромосом.
Какова вероятность рождения детей без аномалии в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготные по этим парам генов.
Задача 2
Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как рецессивные не сцепленные признаки.
Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье ,где один из родителей страдает катарактой и глухонемотой , а другой гетерозиготен по этим признакам .
2.2 Повторение опорных терминов .
Фенотип
Генотип
 Ген
Доминантный
Гомозигота
Локус
Рецессивный
Генотип
Гетерозиготный
3.Основная часть
3.1Хромосомное определение пола. 
Пол –это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет.
У многих видов животных и растений соотношение между особями мужского и женского пола примерно равно( см. таблицу)
Соотношение  родившихся  особей  мужского и женского пола  у некоторых животных 
Особь  %
Человек  51
Лошадь  52
Осёл 49
Крупный рогатый скот  50
Овца  49
Свинья  52
Собака  56
Мышь 50
Курица  49
Утка  50
Голубь 50
3.2 Типы определения пола.
Прогамное - до слияния гамет(коловратки ,тля)
Сингамное – в момент слияния гамет(млекопитающие, птицы,рыбы)
 Эпигамное  –в онтогенезе (морской червь бонелли ) 
3.3 Отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки
Пол организма определяется обычно в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора зиготы. Хромосомы одинаковые у мужского и у женского полов – называются  аутосомы. Хромосомы, по которым мужской  и женский пол отличаются друг от друга ,называют половые хромосомы.(см. сайд)Те из них, которые одинаковы у особей мужского и женского пола и являются парными у одного из полов, получили название  Х- хромосом. Непарная половая хромосома, имеющаяся у организмов одного пола и отсутствующая у другого, была названа У- хромосомой.
У человека У-хромосома маленькая, но в ней кроме гена, отвечающего за развитие мужских половых желез, присутствует значительное число других генов А вот в Х- хромосома  содержит не менее 200 генов.
Пол, образующий одинаковые гаметы по половой хромосоме называют –гомогаметным. Пол ,образующий разные гаметы по половой хромосоме – гетерогаметным. Примером могут являться половые хромосомы в геноме человека.(см. схема формирования пола у человека.)
Схема формирования пола  у человека.
Р  44А+ХХ    х   44А+ХУ
↓↓
22А+Х   22А+Х    22А+Х   22А+У
↓↓
       44А+ХХ                  44А+ХУ
Если яйцеклетка несущая Х-хромосому,будет оплодотворена сперматозоидом несущим Х+хромосому, то из зиготы родится женская особь.Если яйцеклетка несущая Х-хромосому, будет оплодотворена У- хромосомой , то родится мужская особь.
В животном мире у большинства организмов женский пол гомогаметный(ХХ),а мужской гетерогаметный. (см табл)
3.3 Наследование признаков сцепленных с полом.
Признаки ,гены которых располагаются в половых хромосомах, получили название сцепленных с полом.Характер их наследования зависит от принципа генетического определения пола У женщин по 2Х- хромосомы, поэтому за каждый признак отвечает по два гена , а в клетках организма мужчины всего одна Х-хромосома и все гены расположенные в ней,-и доминантные и рецессивные,- обязательно проявляются в фенотипе.
Особая роль в изучении наследования сцепленного с полом принадлежит американскому эмбриологу. Генетику Томасу Моргану(см. спайд-)
 3.4  Наследование некоторых признаков сцепленных с полом
Локализация на хромосомах Проявление признака  Примеры заболеваний
Полностью сцепленные с полом Локализована в той части хромосомы, которая не  имеет гомологичного участка с Y. Доминантные признаки одинаково проявляются у обоих полов, у женщин только в гомозиготном и у мужчин. Гемофилия,
дальтонизм,
атрофия зрительного нерва и др.
Сцепленные с Y хромосомой Расположены в непарном участке Y. Могут встречаться только у лиц мужского пола.  Волосатость ушей, ихтиоз, перепончатые пальцы на ногах.
Неполно или частично сцепленные с полом Расположены в парном сегменте половых хромосом, гомологичном  для X и Y.могут  передаваться как X, так и с Y, и переходит из одной в другую в результате кроссинговера. Общая цветовая слепота, пигментная ксеродерма, геморрагический диатез. 
Мы рассмотрим первую группу полностью сцепленных с полом, характерные для этого сцепления заболевания. ( СМ слайд№
3.5 Наследование некоторых сцепленных с Х-хромосомой признаков у человека.
Наследование, сцепленное с полом ,изучим на примере заболевания гемофилией. Гемофилия -тяжелое наследственное генетическое заболевание крови ,.которое вызвано врожденным отсутствием некоторых белков-факторов свертывания крови.Самый известный случай заболевания гемофилией в России , это болезнь сына царя Николая II,, царевича Алексея.(Демонстрация фильма Романовы, венценосная семья )(слайд №  )
Давайте , посмотрим откуда появился ген гемофилии в русском царском дворе. История ее распространения прослежена от королевы Англии Виктории. Виктория и ее муж были здоровы . У Виктории родилось 9 детей, из них две девочки переносчицы болезни и больной мальчик.  Одна из дочерей- переносчиц- Алиса ,обе  дочери Алисы – Ирен и Алекс ( жена Николая II) –тоже оказались носительницами болезни. Рассмотрим схему скрещивания при наследовании гемофилии.(работа у доски)
Н-норма
h-ген  гемофилии
Р   ХнХh   х    ХнУ
Алекс                  Николай II
G ХнХh   XнХн  ХhУ   Хн У             Алексей                                 
Изучив родословную и характер наследования гемофилии в семье  Романовых,  была ли вами выявлена некая закономерность? Почему не разрешены близкородственные браки?
Следующее заболевание ,которое мы рассмотрим дальтонизм.
(сообщение учащегося )
Составление схемы самостоятельно и  у доски .
D- ген норма .
d- ген нарушения цветового зрения .
P XD   Xd   x  XDY
G XD, Xd ,  XD, Y
F, XD  Xd   XD  XD  XdY  XDY
Может ли женщина страдать нарушением цветового зрения ? /может. В каком случае ? / если папа больной , а мама носитель гена дальтонизма .
Какой должен быть генотип у родителей ?
P  XD  Xd  x  XdY
4. Зактрепление изученного материала .
4.1 Решение задач ( с коментариями учителя ) 
Черная кошка принесла котят , трёх чёрного цвета и одного черепахового . Определите окраску шерсти отца котят и пол котят ( ген В-рыжий цвет шерсти ,в-черный , Вв- черепаховый ) слайд № ____
P XBXB   х  XвY.
G Xв, Xв, Y
F XBXв .  XBXв ,  XвY .  XBY.
4.2 Самостоятельная  работа по решению задач . Слайд №____
4.3 Обобщение 
-Почему не бывает трех цветных котов ?
-Почему несут болезнь женщины , а болеют мужчины ?
Почему запрещены близкородственные браки ?
5. Итоги  урока:
-анализ работы учащихся учителем ;
-выставление и комментирование оценок .
5.1 Домашнее задание 
Изучить параграф     
Решить задачу 
Девушка отец которой гемофилии ,выжодит замуж за здорового мужчину,.каких детей можно ожидать ?