РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Природа Южного Урала» для 3 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Природа Южного Урала»
для 3 класса
Пояснительная записка
Программа факультативного курса “ Природа Южного Урала ” предназначена для обучающихся в начальных классах. Позволяет обучающимся на основе комплексного подхода получить целостное представление о природе, населении родного края, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к родной природе. Программа предлагает ребятам заглянуть за страницы школьного учебника, чтобы получить много интересных и полезных сведений о родном округе, городе. Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Цель: Раскрыть общее представление об окружающем мире через знание детьми особенностей уральской природы, формировать интерес к уголку Земли, который принято называть «малой родиной».
Задачи: Познакомить с географическим положением, формами поверхности, полезными ископаемыми, водоемами, почвой, природными сообществами, сельским хозяйством Южного Урала;
– развивать умение работать с картой и дополнительной литературой;
– учить наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
– воспитывать любовь к родному краю и развивать чувство ответственности.
Рабочая программа построена с учётом с межпредметных связей с предметами: история, география, литература, ИЗО, окружающий мир.
Методы:
1. Викторины, конкурсы.
2. Беседы.
3. Работа с картой.
4. Творческие задания.
5.Обсуждение ситуаций.
6. Описательный рассказ.
Распределение учебного времени
№
Раздел
Количество часов по рабочей программе
Наш край на карте
4
Поверхность нашего края
2
Полезные ископаемые нашего края.
6
Водоёмы нашего края
3
Почвы нашего края.
2
Лес – природное сообщество
9
Водоём – природное сообщество
3
Растениеводство нашего края
2
Животноводство нашего края
3
Итого:
34 часа
Содержание.
Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании географического образования, использованию краеведческого материала. Содержание программы является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.
Учащиеся учатся ориентироваться на местности, знакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот курс предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.
Наш край на карте: Наш край на карте. Разнообразие природы Челябинской области. Карта Челябинской области. Города Челябинской области.
Поверхность нашего края: Формы поверхности Челябинской области. Географические названия. Зачем охранять поверхность?
Полезные ископаемые нашего края: Полезные ископаемые. Геологическое прошлое Земли. Группы полезных ископаемых. Как узнать язык камня? Строительное сырьё. Топливные и рудные полезные ископаемые. Что даёт наш край стране?
Водоёмы нашего края: Водоёмы нашего края. Реки Челябинской области. Озёра Челябинской области. Охрана водоёмов.
Почвы нашего края: Почвы нашего края. Охрана почв края.
Лес – природное сообщество: Растения леса. Растения области, нуждающиеся в охране. Животные лесов Челябинской области. Растительноядные. Насекомоядные и хищные животные. Насекомые наших лесов. Ярусы леса. Луг – природное сообщество. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Кормовые растения.
Водоём – природное сообщество: Водоём – природное сообщество. Растения водоёма. Животные водоёма. Млекопитающие обитатели. Земноводные и околоводные птицы.
Растениеводство нашего края: Растениеводство в нашем крае. Пчеловодство и овощеводство. Садоводство и цветоводство.
Животноводство нашего края: Животноводство в нашем крае. Свиноводство и птицеводство. Крупный и мелкий рогатый скот. «Экологический проект».
Применяются разнообразные типы учебных занятий и форм организации обучения. Для формирования учебной деятельности обучающихся используются элементы развивающих технологий обучения, игровые технологии, технологии проектной деятельности. Из форм организации обучения применяются: занятия изучения нового материала, учебно-практические занятия, практикумы, экскурсии, деловые и ролевые игры, защита проектов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой край, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно – следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
обработка информации (определение основной и второстепенной информации;
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
анализ;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
установление причинно-следственных связей;
построение рассуждения;
обобщение.
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания;
задавать вопросы;
контролировать действия партнеров;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
слушать собеседника;
определять общую цель и пути ее достижения;
осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Календарно – тематическое планирование
№
Дата
Тема урока
Результат
Наш край на карте
Наш край на карте.
Сформировать представления о родном крае; познакомить с административной картой России, развивать умение работать с картой
Разнообразие природы Челябинской области.
Рассказать о разнообразии природы родного края, используя карту природных зон области.
Карта Челябинской области.
Учить сравнивать карту области с картой страны, находить сходство и различие. Выяснить с какими областями и республиками граничит Челябинская область.
Города Челябинской области.
Познакомить с краткой информацией некоторых городов Челябинской области.
Поверхность нашего края
Формы поверхности Челябинской области.
Дать представление о поверхности родного края; развивать познавательную активность, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Географические названия. Зачем охранять поверхность?
Дать первоначальные представления о борьбе с карьерами, отвалами, оврагами и терриконами.
Полезные ископаемые нашего края.
Полезные ископаемые. Геологическое прошлое Земли.
Сформировать представление о подземных богатствах; ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
Группы полезных ископаемых.
Учить классифицировать полезные ископаемые, определять рудные и нерудные группы.
Как узнать язык камня?
Дать знания о минералогии – как науке о камнях.
Строительное сырьё.
Познакомить с группой нерудных ископаемых, называть области их использования.
Топливные и рудные полезные ископаемые.
Называть свойства минералов и горных пород, определяя в полезных ископаемых содержание металлов.
Что даёт наш край стране?
Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования, учиться
находить на карте Челябинской области местоположения этих ископаемых.
Водоёмы нашего края
Водоёмы нашего края. Реки Челябинской области.
Сформировать представления о водоёмах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоёмами
Озёра Челябинской области.
Дать представление о жизни пресного водоёма, ознакомить с растительным и животным миром.
Охрана водоёмов.
Раскрыть значение водоёмов для человека, их охрану.
Почвы нашего края.
Почвы нашего края.
Познакомить детей с различными видами почв и их составом.
Охрана почв края.
Познакомить с природоохранной деятельностью человека.
Лес – природное сообщество
Лес – природное сообщество. Растения леса.
Сформировать представления о лесе, как природном сообществе;
Растения области, нуждающиеся в охране.
Познакомить с растениями области, нуждающимися в охране.
Животные лесов Челябинской области. Растительноядные.
Ознакомить с разнообразием лесных обитателей живущих в нашей области. Как с помощью внешнего вида и образа жизни они приспособились к обитанию в лесу.
Насекомоядные и хищные животные.
Закрепить знания о том, что животные систематизируются по способу питания.
Насекомые наших лесов.
Рассказать о расселении животных по природным зонам области. Преобладание в лесостепной зоне насекомоядных.
Ярусы леса.
Ознакомить ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов
Луг – природное сообщество. Лекарственные растения.
Сформировать представления о луге, как о природном сообществе; ознакомить с разнообразием живых организмов луга. Развивать интерес, наблюдательность.
Ядовитые растения.
Знакомство с ягодами и грибами, которые могут нанести вред здоровью человека.
Кормовые растения.
Познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о кормовых культурах.
Водоём – природное сообщество
Водоём – природное сообщество. Растения водоёма.
Сформировать представления о жизни пресного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов, с ролью человека
Животные водоёма. Млекопитающие обитатели.
Дать краткую характеристику животным пресных водоёмов, обитающих на разных уровнях.
Земноводные и околоводные птицы.
Закрепить знания детей о земноводных и околоводных птицах .Учить работать с дополнительной литературой.
Растениеводство нашего края
Растениеводство в нашем крае. Пчеловодство и овощеводство.
Сформировать представления о растениеводстве в нашем крае; о незаменимых защитниках урожая, о защите урожая без ядохимикатов.
Садоводство и цветоводство.
Ознакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях. Воспитывать бережное отношение к природе.
Животноводство нашего края
Животноводство в нашем крае. Свиноводство и птицеводство.
Сформировать представления об отрасли сельского хозяйства - животноводстве; выяснить, какие отрасли животноводства развиты в нашем крае.
Крупный и мелкий рогатый скот.
Познакомить с особенностями разведения крупного и мелкого рогатого скота, дать характеристику получаемой продукции.
Обобщающий урок «Экологический проект».
Обобщить знания детей об особенностях природы родного края – Южного Урала.
Ожидаемые результаты
По окончании изучения курса обучающиеся должны:
знать
пространственное расположение Челябинской области и своего города;
основные географические объекты округа;
символику своего родного края, города.
определять
месторасположение своего города, округа на карте России;
источники географической информации для решения проблем и задач.
уметь
вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей местности;
вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного края.
Литература
- Григорьева Е.В. Природа Южного Урала (методические рекомендации к региональному учебному комплексу для начальной школы «Природа Южного Урала») Книга для учителя. – Челябинск: 2000
- Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учебное пособие для учащихся 3-4 классов. - Челябинск: Южный Урал. кн. издательство, 2006.
- Григорьева Е.В. Тесты. Природа Южного Урала: Краеведческие задания для младших школьников. – Челябинск, 2001.
- Григорьева Е.В., Мохнатова Е.Р. Природоведение с основами краеведения: Рабочая тетрадь для 3-4 класса. – Челябинск, 2001
15