Урок русскогоязыка 2 класс


Тема урока: Имя прилагательное.
Цель: формировать представления учащихся об имени прилагательном как  части речи и умение отличать от других частей речи
 Развитие умения распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета; осознано употреблять их и ставить к ним вопросы. Обогатить словарный запас учащихся. Воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, развитие чувства прекрасного.
Задачи:
Обучающая:
закрепить понятие об имени прилагательном
совершенствовать умения использовать имена прилагательные в своей речи;
Развивающая:
развивать познавательный интерес к изучению материала, используя активные формы обучения;
развивать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы;
развивать внимание, логическое мышление, способствовать развитию речевых навыков учащихся.
Воспитывающая:
воспитывать чувства взаимопомощи, развивать чувство прекрасного, аккуратность.
Результаты урока:
Личностные:
- ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес
Метапредметные:
-регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
- коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре;
Предметные:
- Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, роль в предложении и тексте.
Ход урока
1.Орг. момент Какие времена года вы знаете?
-Какое сейчас?
Пришла весна всем хорошо ,весело ,радостно. Улыбнитесь друг другу. Пусть и у нас сегодня будет хорошее настроение. Удачи всем. Чистописание Какие весенние месяцы вы знаете?
Март, апрель, май.
-Какой сейчас?- Апрель
-Найдите в этом слове звук согласный, твердый, глухой, парный
п ппПппр па по пи
Словарная работа Апрель, ветер, тёплый, дорога.
Обедать, работать, дежурить, морозная.
-Что можно сказать про эти слова? Какие они (словарные)
-Почему?
-Запишем слова, объясняя. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте слова первой строчки, назовите лишнее слово. Докажите, почему оно лишнее.
Учитель убирает лишнее слово.
- А какими частями речи являются оставшиеся слова? (имена существительные)
-Что вы знаете об этой части речи?
На доске под словами вывешивается табличка «Имя существительное»
- Какие это слова? (словарные). Спишите эти слова, укажите часть речи, подчеркните одной чертой.
- Прочитайте слова второй строчки, назовите лишнее слово. Докажите, почему оно лишнее.
Учитель убирает лишнее слово ( морозная) в сторону
 - А какими частями речи являются оставшиеся слова?(глаголы)
- Что вы можете рассказать о глаголах?
На доске под словами вывешивается табличка «Глагол»
-Запишите эти слова во вторую строку.
- Итак, ребята, прочитайте лишние слова.
-А кто знает, к какой части речи они относятся?
Целеполагание.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
На какие вопросы будем отвечать
Давайте, поставим учебные задачи:
1. Уточним что такое имя прилагательное
2.На какие вопросы отвечают?
3.Что обозначают ?4.С какой частью речи связано в предложении?
5. Где используются имена прилагательные ?Изучение нов. материала 1.Возьмите карточку
Задание:
Прочитайте данные в карточке словосочетания (сущ.+прилагательное)
Поставьте вопросы к именам прилагательным
Ставить вопрос к прилагательному вы будете от имени существительного
Капель(…………..?) весенняя
Ветер(……………?) тёплый
Небо(…………….?) голубоеДни(…………….?)длинные
-Поменяйтесь и проверьте
Вывод: -На какие вопросы отвечают прилагательные ? ( какая, какой, и т. д)
2. Игра « Третий лишний»
Я называю три прилагательных, а вы находите лишнее.
Зелёный, красный, круглый
Сладкий, горький, оранжевый
Треугольный, кислый, квадратный
Маленький, смешной, длинный
Чёрный, белый, высокий
3.Работа по учебнику
Упр.158
Доп материал.(Медведь (какой?) бурый, мохнатый, косолапый.
Лисица (какая?) рыжая, хитрая, ловкая.
Заяц (какой?) серый, хищный, жадный.
Машина (какая?) красная, легковая, удобная.
Молоко (какое?) вкусное, свежее, холодное.) Вывод: Как вы думаете, какие признаки могут обозначать имена прилагательные.
(Могут описывать цвет, форму, размер, запах, рассказать о чувствах. характере, настроении…) Физ. минутка
Запомнить прилагательные
Нужно обязательно! (шагаем)
Море-глубокое, (присесть)
Звезда – далекая, (потянуться)
Небо – широкое, (раскинуть руки)
Гора – высокая, (потянуться)
Ветер – холодный, (потереть руки)
А волк – голодный. (погладить животик)
Продолжение У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета у них без нас, ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
- О чём в нём говорится?
(речь идёт об именах прилагательных)
- Так с какой частью речи дружат имена прилагательные? ( с существительными)
« Прилагательные» так назвали, потому что они прилагают к существительным
Работа с предложением
красивые, летают, бабочки
- Составим предложение.
-Запишем предложение. Найдём прилагательное. Что поможет нам? Нашли, подчеркнули. Зрительная гимнастика.
Бабочки 1 Прослушивание Чайковский «Подснежник»
-Что представили?
-Как композитору удалось выразить музыкой приход весны, подснежник? (звуки музыки, ноты)
-Подснежник занесён в Красную книгу.
2
-Что это (тексты).Докажите.
Задание: -Выберите тот текст, который вам понравился
Наступил апрель. Сугробы снега стали меньше. Выдался день. Светит солнце.  С крыш падает капель. Весело бежит ручей.   Наступил тёплый апрель. Высокие сугробы снега стали меньше. Выдался ясный день день. Светит яркое солнце.  С крыш падает весёлая капель. Весело бежит быстрый ручей.  
 
3.Работа в парах
Мы с вами говорили, что имена прилагательные делают нашу речь богаче и красивее. Предлагаю вам, украсить текст.
Дети получают лист с заданием.
Пригрело _________ солнышко. Весело побежали ___________ ручейки. Появились
___________ проталины. Скворец запел свою __________ песенку.
( быстрые ,первые, весеннее,весёлую) закрепление Очень замечательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета.
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,
Отцу и брату и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.
 Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности:
-О чём говорили сегодня
(ученица читает стихотворение)
Очень замечательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета.
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,
Отцу и брату и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.
- Чему научились на уроке?
- Выполнили поставленные задачи?
- Какая часть речи делает нашу речь красивее и более точной?
Дерево успеха
Самооценка результатов деятельности.
Оцените свою работу на уроке.
Зелёные-всё получилось
Жёлтые- немного надо доработать
Красный- если осталось много вопросов
Домашнее задание.
Упражнение 139,140