Урок русскогоязыка в 7 классе Правописание частиц НЕ и НИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "НАЙДЁНОВСКАЯ ШКОЛА"
Урок по русскому языку в 7 классе
Тема:
Правописание частиц НЕ и НИ
Составила:
учитель русского языка
и литературы МБОУ
"Найдёновская школа"
Великая И.В.
с.Найдёновка,2016г
Конспект урока в 7 классе
Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Цели урока: расширить знания учеников о правописании частиц не и ни; отработать навык различия частиц не и ни; показать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различными частями речи; учить отличать частицы не и ни от составных союзов.
Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы
Ход урока
·. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу,доброжелательное отношение друг к другу.Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.
·
·. Мотивация к изучению нового материала.
Слово учителя:
Начнём наш урок вот с такой необычной истории:
(Ученики разыгрывают сценку)
В далекой стране есть поселок «Частица» . В этом поселке живет множество частиц.
Каждое утро все частицы выходят из своих домов и идут на рынок «Перекресток» . Частица НЕ – не исключение и тоже пошла на рынок. Там она встретила подругу частицу НИ, и они пошли вместе за апельсинами.
В ларьке к ним подошел продавец НЕЙЗНАЙКА и сказал:
- НЕ и НИ! Здравствуйте! К нам сегодня завезли апельсины. Они очень вкусные. Несколько не горькие
Не успев закончить фразу, как частица НИ закричала на весь рынок:
- Как ты смеешь меня оскорблять? Как ты смог меня, частицу НИ, спутать с частицей НЕ. Если бы не я, частица НИ, ты бы не смог правильно разговаривать со своими покупателями! Тебя бы уволили давно! Я нужнее, чем частица НЕ для родного языка!
Тут, не вытерпев, вскричала частица НЕ:
- Это ты нужнее? Да если бы не я, все бы говорили как иностранцы: «Ни смог, ни прийти» . Так что я нужнее для нашего родного языка!
На крики сбежались все покупатели с рынка и тоже начали спорить, кто важнее: частица НИ или НЕ?
Слово учителя:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к двум сестрам. Как вы уже поняли это частицы НЕ и НИ. Необходимо помирить их. Но сначала, давайте вспомним, что нам известно о правописании частицы не с различными частями речи?
·
·
·. Работа над темой урока.
1.(Класс делится на две группы, два ученика работают у доски с целью последующей проверки). Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы НЕ.
1 вариант 2 вариант
не участвовал негодовать
не слышится шороха неряшливый
не широкая, а узкая река неширокая, но рыбная река
не правда, а ложь говорить неправду
не в чем сомневаться нечем удивить
не за что хвалить нечего хвалиться
ничуть не злой очень недобрый
вовсе не грустный совершенно негрустный
(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)
2.Слово учителя:
-Объясните значения устойчивых выражений:
ни больше ни меньше, ни жив ни мертв, ни свет ни заря, ни пуха ни пера.
- Какая частица пишется в данных выражениях?
- Ставится запятая в выражениях?
- Приведите свои примеры употребления частицы НИ в устойчивых выражениях.(Дети приводят примеры)
- А сейчас выполните следующие задание:
на отдельных листах напечатаны предложения. Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
1.Пахота была хорошая и (н) где по полю (н) вднелось (н) одного кустика, (н)одной травки. 2.Все прежние мысли о женихе о кн.жне Марье о д.ревенской жизни (н) разу (н) пришли Наташе в голову. 3.(Н.) раз друг ув.зил Долохова от п.гони (н.)раз он по городу катал их с ц.ганами. 4.Для него (н.) было (н.)каких – (н.) физических (н.) моральных оков: он все мог.делать и (н.)что его (н.)связывало. 5.Он (н)во что (н.) верил и (н.) чего (н.) признавал.
3.Слово учителя:
Мы только что вспомнили правописание частицы не и ни, тем самым часть дела по примирению сестер частиц не и ни уже сделана.
Рассмотрим подробнее функции этих частиц. Частица не придает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может приобретать и положительный смысл:
Не могу не вспомнить, как весело нам было на спортивных состязаниях.
Я не мог не поздравить своего давнего друга с днём рождения.
На этом повороте машина не могла не свернуть направо.
-Какую особенность вы заметили в этих предложениях? ( первая частица не находится перед формами глагола мочь, вторая - перед неопределенной формой глагола).
4.Фикульминутка.
5.Слово учителя:
- Вот мы и добрались до города, где живут сестры. Но, что мы видим? На помощь сестрам приехал и мэр города. Давайте посмотрим, удастся ли мэру помирить частицы.
(продолжение сценки)
Приехал мэр города НЕВЗНАЧАЙ.
Он решил сам рассудить двух спорящих частиц.
- Что за шум? Что за крики? Кто не смог поладить друг с другом?
- Это частицы НЕ и НИ, послышался голос НЕВЕЖДЫ.
- НЕЗНАЙКА, расскажи, как все началось, - сказал НЕВЗНАЧЙ.
- Она сказала, что она важнее, - сказала частица, НЕ, показывая пальцем на частицу НИ. – На самом деле, важнее я, частица НЕ.
- Начинай, сказал НЕВЗНАЧАЙ, указывая на НЕЗНАЙКУ.
- Они пришли ко мне купить апельсины. И вдруг у меня вырвалась неграмотная фраза: «Несколько не горькие» . И из-за этого они поссорились. Я извиняюсь перед частицей НИ и говорю еще раз эту фразу, но только правильно: «Покупайте апельсины. Они очень вкусные; Они очень вкусные; нисколько не горькие» .
- Все выяснилось, частицы. Все вы нужны для нашего языка. Мы все здесь равны, все частицы нашего родного языка. Я рад, что обошлось нормально. А теперь расходитесь по своим делам, а частицы НЕ и НИ, идите по домам с миром!
Все в хорошем настроении пошли с рынка. НЕ и НИ остались довольны.
6.Слово учителя:
-Вот и разрешился спор, а мы, чтобы частицы больше между собой не ругались закрепим знания об их правописании. Да и НЕЗНАЙКУ научим.
Работа с карточками
А.Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ
1. (Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.
2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.
3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?
4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.
5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.
6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.
7. Миша н_ пошел на каток.
Б. Исправьте речевые и грамматические ошибки.
1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты.
2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.
(Ключ: Нельзя не восхититься торжеством красоты.
Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неизведанному.)
В. Цифровой диктант
Запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.
1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.
2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.
3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.
4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.
5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.
6. В поле нет ни души.
7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.
Проверим!
НЕ: 2,4,7
НИ: 1,3,5,6
IV.Стадия рефлексии.
- Расскажите о чем мы сегодня говорили на уроке?
- Расскажите, в каких случаях НЕ и НИ пишется со словами слитно?
- А когда НЕ и НИ пишется со словами раздельно?
- Понравился вам урок? С каким настроением пойдёте на перемену?
V. Домашнее задание. Составить словарную диктовку «Правописание не и ни с различными частями речи»
15