Сценарий мероприятия «Я родом не из детства – из войны…»

Я родом не из детства – из войны.
(Вечер памяти, посвященный детям блокадного Ленинграда).

Цель:
1. Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
2. Раскрыть перед учащимися событий блокадного Ленинграда, развитие эмоционального восприятия тех событий через образы детей, раскрытые в стихах;
3.Формирование умения работать с документальными материалами
4. Воспитание чувства уважения, любви и преданности Отчизне, сострадания к людям, неприятия жестокости и насилия, готовности её защитить; формирование сознания активного гражданина.
Ход мероприятия:

Звучит 7 симфония Шостаковича.

1 ведущий: История знает немало примеров героической обороны крепостей, но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда.

2 ведущий: Ленинград! Один из красивейших городов мира. Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, прекрасные сады, парки и музеи – все это гордость нашей Родины. Покорению и захвату этого города гитлеровское командование придавало исключительное значение.

1 ведущий: Гитлер рассчитывал захватить Ленинград к исходу третьей недели от начало войны. Немецкое командование даже назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади. Офицерам и солдатам были розданы путиводители по Ленинграду и даже отпечатаны пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория».

2 ведущий: 21 сентября в ставке Гитлера был разработан план блокады Ленинграда: «Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем его артиллерией и авиацией. Затем мы проникаем в город, вывезем все, что осталось живое в глубь России или возьмем в плен, а Ленинград сравняем с землей»

Ученик:
Нет, не сдадим мы город русской славы
И от земли до неба оградим,
Своих садов и парков величавых,
Своих святынь врагам не отдадим!

Не отдадим бездушной злобной силе
Обычаи народа, свет его.
И преградим пути ей в глубь России,
К бессмертию народа моего.

Не отдадим грядущий День Победы,
Сияние солнца, отблески зари,
Не отдадим могил отцов и дедов,
Курганов, где лежат богатыри.

1 ведущий: В сентябре 1941 года фашистские войска подошли к Ленинграду. Ни взяв город штурмом, гитлеровцы решили одолеть его осадой. Не бывало никогда более жестокой осады, чем эта. То, что не смогли сделать пушки и танки, теперь должны были, по расчетам фашистской верхушки, сделать голод и холод. И еще бомбежки.

Инсценировка: «Дунечка и Лялечка. День вершин»
Декорация, лопата, узелок с пищей, белый платок.
Свистят снаряды. Выходит девушка. В одной руки у нее лопата, в другой узелок с пищей, голова повязана белоснежным платком. Выходит другая девушка. Они встречаются.

- Лялечка!

- Дуня, Дунечка!- Ой, как я рада, что тебя увидела. Ну, как ты? Где работаешь то?

- Я на окопах, известное дело. Вот и сейчас иду. Белый платок повязала. Видишь?

- Вижу. Ну и что же, что белый?

- А то, что немец вчера листовки кидал: «Выходите в белых платках- тогда бомбить не буду!». Мы у себя на фабрике и порешили- а ну, выйдем в белых платках.

- Дуня, да вы что?! Ведь это же означает, что вы ему сдаетесь, понимаешь?

- Ну да Скажешь еще! Сдаемся! Мы его обвести хотим. Раз увидит, вышли женщины в белых платках, ну и перестанет бомбить, а мы себе копаем да копаем. Мало ли что платки белые. Думаешь, под бомбами – то много натворишь?...А нам там надо во какие ямины вырыть, чтоб он – немец в них себе обе ноги поломал.
Дуня с достоинством поправляет платок, и вздохнув добавляет:

-А как немца – то разобьем, я в Гужево поеду, тот платок надену, помнишь – голубенький- то? Он у меня не надеванный ни разу- новенький. В Гужеве- то и обновлю его.

- Дуня, ведь Гужево – то немец взял и Псков тоже.

Дуня презрительно:

- Не, это Лялечка, дураки тебе наврали. Немцам нашего Гужево ни в кои веке не взять. Народ –то разве допустит? Гужево не взять.
Дуня уходит
- Конечно! Разве можно взять Дунино Гужево? То есть НАВСЕГДА взять? С его свирепствами лесами, кусачими лошадьми, злыми гусями и в особенности с людьми- с веселыми, добрыми и бесстрашными людьми. Нет, Гужево нельзя взять! И Ленинград не взять! Мы выстоим!

2 ведущий: К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и дома занесло снегом, t упало до – 40 градусов. В Ленинграде начался голод. Днем жизнь на улицах почти замирала, лишь редкие прохожие шли за водой к Неве или везли на санках умерших родственников.

1 ведущий: Город казался черным. В ноябре 1941 года голод унес 11 тысяч человек, в декабре - почти 53 тысячи, а с января по март 1942 года умерло около 300 тысяч ленинградцев. Люди падали и замерзали.
Вымирали целые семьи. Зима и весна 1942 года оказались самыми тяжелыми: была установлена самая маленькая норма выдачи хлеба- 250 граммов для работающих и 125 граммов - для всех остальных. «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам», - так писала ленинградская поэтесса Ольга Бергольц.

2 ведущий: Снабжение города и войск удалось наладить по «дороге жизни»- через Ладожское озеро – несмотря на обстрелы.
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

Ученик:
Блокада!
Скудный ломтик хлеба-
Обычный суточный паёк.
Блокада!
Воющее небо,
Коптилки смутный огонек.
Блокада-
Выстоять,
Не сдаться,
Собою всю Родину прикрыв
Кто знает лучше ленинградца
Святого мужества порыв?

1 ведущий: Вся страна помогала ленинградцам. Появилась надежда, что скоро все наладится. Для сотни тысяч ленинградцев хлебная добавка была спасением, но не для всех. Но и на грани смерти люди оставались людьми. В домах, рядом с погибшими от голода матерями, находили тепленьких, тщательно укутанных, точно посылки в будущее, ребятишек.

2 ведущий: Дети войны. Это наша вечная боль. Кто спасал, согревал, утешал их тогда? Имен не перечесть, но память сохранит все.
Дети войны - страшное сочетание двух противоестественных слов семя, брошенное в жесткую почву, взойдешь ли, станешь ли шумящим колосом?

Ученица:
О, детство- ласковое поле
И звон ручья родных холмов,
Порабощенное неволей,
Войной охваченных годов.

У нас в огне горело детство,
Мы не играли в чехарду,
Оно досталось нам в наследство-
Не выбирали мы войну.

О, детство – ковш воды холодный,
Испитый в страшную жару,
Как много тех, кто, если смог бы,
Хотел опять тебя вернуть.

Как много их тобой гордится
И верит святости твоей,
Пусть пролетело очень быстро,
Но ты бессмертное теперь.

И вспоминается такое:
Как будто отголоски снов,
О, детство - ласковое поле
Порабощенное неволей,
Войной охваченных годов.

1 ведущий: Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне с взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней.

2 ведущий: Ребенок прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? А их были тысячи в 41-ом, 45-ых годах. Что помнят они? Что могут рассказать?
Должны рассказать! Потому что сейчас где – то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются на пыль дома и горят детские кроватки. Можно подумать чего героического в том, что в 5, 10 или 12 лет пройти через войну. Но что помнят о матери? Об отце? Давайте послушаем их!

Дети со свечкой на руках выходят и рассказывают. Звучит медленная музыка.

1 ученик:
Вот если бы спросить: что такое детство? Каждый бы сказал что – то своё. А для меня детство – это мама с папой и конфеты. За войну ни одну конфету не то, что не попробовала на вкус – какая она, даже не видела. Первую конфету я съела через несколько лет после войны.
А маму с папой я не нашла. Даже фамилии своей настоящей не знаю. Подобрали меня в Москве в Ленинградском вокзале.

- Как зовут?- спросили в детдоме.
- Мариночка.
- А фамилия?
- Фамилию не знаю
Записали: Марина Северная.

Как хотелось, чтобы кто – то обнял, приласкал. А ласки было мало, кругом война, у всех – горе. Иду по улице. Впереди мать детей своих ведет. Одного возьмет на руки, пронесет, этого поставить, другого берет. Сели они на скамеечку: она посадила меньшего к себе на колени. Я стояла, стояла. Смотрела, смотрела. Подхожу к ним: «Тетенька, возьмите меня на колени»

2 ученик:
За год до войны умер отец. У мамы нашей осталось 7 детей на руках. Было трудно . Сказали взрослые, что- война, но мы не испугались. Мы часто играли «в войну», и это слово было нам очень хорошо знакомо, и мы удивлялись, почему громко плачет мать. Только позже поняли, какая беда пришла к нам. Помню, как вскакивали среди ночи, бежали по лестнице, прятались от бомб. От голода брат съел угол печки. Мать брала последние вещи, ездила и меняла на картошку, на хлеб. Сварит картошку, разделит, а мы на кастрюлю поглядываем, просим: можно облизать? А после нас еще кошка лижет, она тоже ходила голодная. Не знаю, что ей осталось после нас в кастрюле.
3 ученик:
Горожане быстро съели все свои запасы в домах. Варили похлебку из плиток столярного клея... Родные уходили на работу, а я оставалась одна в пустой квартире и лежала на кровати. Уходя, взрослые оставляли мне кружку с водой и маленький кусочек хлеба. Иногда за ним приходили крысы, я называла их "кисками". Голодная, я ползала под столом, сил не было, не могла ходить, и пыталась найти хоть крошечку хлеба. Моя мама в войну работала водителем грузовика; собирала и привозила с полей траву-лебеду, крапиву, и мы варили похлебку. Это были так необходимые всем витамины. С тех пор я берегу каждую крошку, я не знаю, что такое выбросить хлеб. В блокадном Ленинграде издавались разные полезные книги, одну я берегу до сих пор. У нее коричневый шрифт на желтой бумаге и рисунки - как растить овощи в голодное время. Из картошки вырезали глазки, проращивали их, и затем уже из них растили картофель.
4 ученик: 31 декабря 1941 года наша мать откуда-то принесла домой маленькую елку. Мы установили ее в нашей комнате и нарядили самодельными елочными игрушками, сохранившимися у нас с довоенных лет. На ветвях елки укрепили маленькие свечи в специальных елочных подсвечниках, похожих на бельевые прищепки - об электрических елочных гирляндах тогда еще не имели представления. На елку мы так же повесили несколько маленьких кусочков хлеба и сахара. Ровно в полночь мать зажгла на елке свечи, и мы встретили Новый год, выпив горячего кипятка и съев свои порции хлеба и сахара, висевшие на елке. Свет горячих свечей разогнал сумрак от слабо горящей «коптилки» - привычного осветительного прибора блокадного времени. Коптилка представляла собой зажженный маленький фитилек, опущенный в баночку с керосином. В комнате стало светло, а на душе радостно. Но хотя окно комнаты было зашторено маскировочным затемнением, чтобы свет из комнаты не проникал на улицу, мы вскоре погасили свечи, чтобы сохранить их на будущее, и комната опять погрузилась в сумрак. Вскоре я и мать заснули. Эта была первая блокадная ночь, которая прошла спокойно, без бомбежек и обстрелов.
5 ученик: Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох
Эх, как хочется спать, спать, есть. А что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров – ему захочется чего-нибудь еще. Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе.

6 ученик:
Щели в саду вырыты,
Не горят огни,
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.

2 ведущий: Как ни странно в осажденном Ленинграде многие вели дневники, и сочиняли стихи. И маленькие ленинградцы сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания.
Ученица: « Женя умерла 28 декабря, 3 часа дня, 1942 года Если просто хочется есть, это не голод. Голод – это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце – все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает» Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем легкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом Страничка на букву «С»
На страницу
Каменно
Легла:
Мама
13 мая
В 7.30 час
Утра
1942 г.
Машинально Таня полистала
Свой
Немногословный дневничок.
Все семейство Савичевых встало
Перед нею
Вновь наперечет.
И она,
Буквально
По два слова,
Пишет, как она на крайней полосе:
Савичевы умерли,
И снова: умерли
И добавляет: все.
(С. Смирнов. Сердце и дневник)
1 ведущий: Ленинградцы выдержали суровое испытание- 900 долгих блокадных дней. Враги не сломали мужества, не поколебали их веру в Победу. Только в середине января 1944 года загудело небо над Ленинградом. И жители впервые не испугались этого гула. Они знали, что по позициям врага бьют тяжелые орудия Балтийского флота.

Ученица:
За залпом залп. Гремит салют. Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо. Их радость слишком велика – Гремит салют над Ленинградом! Их радость велика, но боль Заговорила и прорвалась: На праздничный салют с тобой Пол-Ленинграда не поднялось Рыдают люди, и поют, И лиц заплаканных не прячут. Сегодня в городе – салют! Сегодня ленинградцы плачут

2 ведущий: 9 мая, в День Победы, ленинградцы придут на Пискаревское кладбище. Семьями и одиночку, старые и молодые. Они положат на холмы братских могил цветы. А некоторые – конфеты, хлеб. Маленький кусочек хлеба, в которым так нуждался каждый из похороненных там.
Вечная им память!