Методические рекомендации по ВСР дисциплины Технология для СПО


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«БЕЛОКАЛИТВИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

















МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению самостоятельной работы
по дисциплине «Технология»
по профессии(ям) 151902.03 Станочник (металлообработка), 150709.02 Сварщик, 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).

















Разработал: преподаватель технологии Буянова Е.Н.






г. Белая Калитва



Методические рекомендации предназначены для преподавателей образовательных учреждений обеспечивающих внедрение и реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) начального и среднего профессионального образования (далее НПО и СПО) и методического сопровождения разработки рабочих учебных программ дисциплин.
Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы обучающихся, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.

Разработал: преподаватель экономических дисциплин Буянова Е.Н.

















































Пояснительная записка

Согласно рабочей программе дисциплины «Технология» обучающиеся по профессии(ям) Станочник (металлообработка), Сварщик (сварочные и газосварочные работы), Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) выполняют самостоятельную работу.

Цели самостоятельной работы:

·
·систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

·
·углубления и расширения теоретических знаний;

·
·формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

·
·развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

·
·формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

·
·формирования общих и профессиональных компетенций;

·
·развитию исследовательских умений.

Формы и виды самостоятельной работы студентов:
1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
3. Работа со словарем, справочником.
4. Поиск необходимой информации в сети Интернет.
5. Конспектирование источников.
6. Реферирование источников.
7. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.
8. Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.
9. Составление обзора публикаций по теме.
10. Составление и разработка словаря (глоссария).
11. Составление хронологической таблицы.
12. Составление библиографии (библиографической картотеки)
13. Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)
14. Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.
15. Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.
16. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).
17. Выполнение домашних контрольных работ.
18. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
19. Выполнение творческих заданий.
20. Проведение опыта и составление отчета по нему.
21. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.
22. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.
23. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
24. Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.
25. Выполнение интегрированного (междисциплинарного) проекта. Подготовка к его защите.
26. Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
27. Подготовка к выступлению на конференции
28. Выполнение расчетов по проекту.
29. Выполнение чертежа и эскиза изделия.
30. Изучение аналогов изделия (продукта).
31. Изучение инструкционной и технологической карты.
32. Самостоятельная разработка технологической карты изделия.
33. Подготовительная работа к выполнен выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.


Темы самостоятельных работ студенты раскрывают на основе использования литературных источников, рекомендуемых в данных методических указаниях, и массовых статистических материалов за последние годы, публикуемых
Самостоятельная работа осуществляется студентами при написании рефератов, оформлении докладов, мультимедийных презентаций выполнении контрольной и других форм учебно-исследовательской работы.
Нормативный объем самостоятельной работы студентов по курсу «Основы рыночной экономики и предпринимательства» по профессии (ям) Станочник (металлообработка), Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) установлен в объеме – 16 часов.
Если самостоятельная работа выполнена в соответствии с методическими указаниями, то она допускается к защите и в процессе защиты может быть оценена отлично, хорошо или удовлетворительно. Если в самостоятельной работе содержатся серьезные недостатки, то она возвращается на доработку.
Методические указания позволят улучшить усвоение учебного материала, пройденного на лекционных занятиях. Обучающиеся смогут овладеть и свободно оперировать экономическими категориями по различным областям деятельности экономических субъектов. Решение практических задач, сформированных в данных методических указаниях, позволит обучающимся укрепить знания теоретического материала по указанной дисциплине.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.













Рекомендации по оформлению мультимедийной презентации
Презентация – удобный и эффективный способ предоставить информацию о своей работе, исследовании и т.д. Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.


При создании компьютерной презентации можно придерживаться следующих рекомендаций.

Содержание информации:
используйте короткие слова и предложения;
минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных;
заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице:
предпочтительно горизонтальное расположение информации;
наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты:
для заголовков – не менее 24;
для информации – не менее 18;
шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;
нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации:
рамки, границы, заливка;
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации:
не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений;
наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов.
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.

Стиль: соблюдайте единый стиль оформления;
избегайте стилей, которые будут отвлекать внимание от самой презентации;
вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать
над основной информацией (текст, рисунки).

Фон:
Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый).

Использование цвета:
на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для
фона, один для заголовков, один для текста.
для фона и текста используйте контрастные цвета.
обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты:
используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.





























Рекомендации по оформлению рефератов

Реферат (refero, лат. сообщаю) - краткое изложение в письменном виде содержания научных трудов по выбранной теме исследования.
Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, делает выводы, обобщения.
Выбор темы реферата осуществляется преподавателем в рамках изучаемой дисциплины исходя из интересов студентов. Прежде чем выбрать тему реферата, студенту необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко её изучить.
Цель реферата: приобретение студентами навыков самостоятельной работы по подбору, изучению, анализу и обобщению литературных источников.
Объем реферата составляет 15-30 страниц машинописного текста (в зависимости от требований преподавателя).
Критерии оценки реферата.
-
· Соответствие содержания теме.
. - Правильность и полнота использования источников.
-
·Соответствие оформления реферата стандартам.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как
зачётные работы по пройденным темам.
Процесс выполнения реферата состоит из следующих этапов.
1. Подбор литературы по избранной теме и ознакомление с ней.
2. Составление плана реферата.
3. Изучение отобранных литературных источников.
4. Написание текста реферата.
5. Оформление реферата.
Подбор литературы по избранной теме и ознакомление с ней
Подбор литературы по избранной теме и ознакомление с ней – это, прежде всего, самостоятельная работа студента, успех которой зависит от его инициативности и умения пользоваться каталогами, библиографическими справочниками и т.п.
Следует подбирать литературу, освещающую как теоретическую, так и практическую стороны проблемы. Предварительное ознакомление с отобранной литературой необходимо для того, чтобы выяснить, насколько содержание той или иной книги или журнальной статьи соответствует избранной теме. Кроме того, предварительное ознакомление позволит получить полное представление о круге вопросов, охватываемых темой, и составить рабочий план реферата.
Изучение отобранных литературных источников
После того как составлен план реферата, следует приступать к детальному изучению отобранной литературы. При ее изучении, как правило, составляются конспекты. Характер конспектов определяется возможностью и формой использования изучаемого материала в будущей работе. Это могут быть выписки (цитаты), краткое изложение мыслей, фактов или характеристика прочитанного материала в виде подробного плана тех мест работы, которые могут потребоваться при написании текста реферата. Во всех случаях при конспектировании литературы необходимо записывать название источника, издательство и страницы, откуда заимствованы записи, чтобы в дальнейшем при написании работы иметь возможность делать ссылки на литературные источники.
Большое значение имеет систематизация получаемых сведений по основным разделам реферата, предусмотренным в плане. Прочитав тот или иной источник, следует продумать то, в каком разделе могут быть использованы сведения из него. Подобная систематизация позволяет на основе последующего анализа отобранного материала более глубоко и всесторонне осветить основные вопросы изучаемой темы.
Литературные источники по проблемам экономического анализа содержат много цифр, в них приводится много аналитических таблиц, расчетов. Изучая литературу, студент ни в коем случае не должен опускать подобные материалы.
Наоборот, лишь тщательно разобравшись в них, можно полностью уяснить себе тот или иной вопрос темы.
Написание текста реферата
Реферат пишется на основе тщательно проработанных литературных источников. Характеризуя содержание реферата, необходимо отметить следующее.
Во введении на одной странице должна быть показана цель написания реферата, указаны задачи, которые ставит перед собой студент. Кратко следует коснуться содержания отдельных разделов работы, охарактеризовать в общих чертах основные источники, которые нашли свое отражение в работе.
В текстовой части рассматриваются основные вопросы реферата.
Основная часть может состоять из двух или более параграфов; в конце каждого параграфа делаются краткие выводы.
Изложение материала должно быть последовательным и логичным. Оно также должно быть конкретным и полностью оправданным. При этом важно не просто переписывать первоисточники, а излагать основные позиции по рассматриваемым вопросам.
В заключении следует сделать общие выводы и кратко изложить изученные положения (представить содержание реферата в тезисной форме).
После заключения необходимо привести список литературы.






















Рекомендации по оформлению доклада

Доклад – это устное выступление на заданную тему. Время доклада, как правило, составляет 5-15 минут.
Цели доклада:
1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме. (Эффективно продавать свой интеллектуальный продукт).
2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь.
План и содержание доклада
Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение
В первой фазе доклада рекомендуется использовать:
· риторические вопросы;
· актуальные местные события;
· личные происшествия;
· истории, вызывающие шок;
· цитаты, пословицы;
· возбуждение воображения;
· оптический или акустический эффект;
· неожиданное для слушателей начало доклада.
Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель фазы открытия (мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна.
Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения. Для убеждения следует использовать:
сообщение о себе кто?
обоснование необходимости доклада почему?
Доказательство кто? когда? где? сколько?
пример берём пример с
сравнение это так же, как
проблемы что мешает?
Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы:
- обобщение;
- прогноз;
- цитата;
- пожелания;
- объявление о продолжении дискуссии;
- просьба о предложениях по улучшению;
- благодарность за внимание.
Обратная связь
При общении следует помнить о правильной реакции (реплике) на задаваемые вам вопросы.
Правильная реакция на вопрос:
· Да.
· Хорошо.
· Спасибо, что вы мне сказали.
· Это является совсем новой точкой зрения.
· Это можно реализовать.
· Вы попали в точку.
· Именно это я имею в виду.
· Прекрасная идея.
· Это можно делать и так.
· Вы правы.
· Спасибо за Ваши указания.
· Это именно и является основным вопросом проблемы.
Составляющие воздействия докладчика на слушателей
Выделяют три составляющих воздействия докладчика на слушателей (табл.1).
Таблица 1.
Составляющие воздействия на слушателей


Составляющие воздействия
Средства достижения воздействия

1. Язык доклада

Короткие предложения.
Выделение главных предложений.
Выбор слов.
Иностранные слова и сокращения.
Образность языка.

2. Голос
Выразительность.
Вариации громкости.
Темп речи.

3. Внешнее общение
Зрительный контакт.
Обратная связь.
Доверительность.
Жестикуляция






















Задания для самостоятельной работы обучающихся


Задание 1 по теме «Производство и труд»
Подготовка докладов, презентаций по теме «Современные технологии», «Производство и окружающая среда».
Составление глоссария по теме «Производства»
Составление конспекта по теме «Технологические уклады»
Цель задания:
- углубить и расширить знания по предмету
- развитие познавательных способностей обучающихся
Форма контроля:
- показ и защита презентаций
- защита рефератов
- проверка выполненного задания в конспекте

Задание 2 по теме


Задание 1 по теме «Экономика»
Подготовка докладов, презентаций по теме: Экономические субъекты Ростовской области и г. Белая Калитва. Экономические продукты, создаваемые в г. Белая Калитва
Цель задания:
- углубить и расширить знания по предмету
- сформировать базовые знания по роли предприятий в удовлетворении общественных потребностей и жизни города
- развитие познавательных способностей
Форма контроля:
- показ и защита презентаций;
- проверка наличия рефератов у обучающихся;
- защита рефератов перед однокурсниками.


Задание 3 по теме «Спрос. Предложение»
Составить кроссворд по основным понятиям темы «Спрос. Предложение»
Цель задания:
- закрепить и обобщить теоретические знания по изученной теме;
- активизация познавательной деятельности обучающихся.
Форма контроля:
Проверка выполненного задания

Задание 4 по теме «Микро- и макроэкономика»
Составить схему «Структура экономики»
Цель задания:
- сформировать представления о структуре экономики;
- развитие навыков работы с текстом и изложения его в схемах.
Форма контроля:
Предоставить отчет. В отчете представить схему «Структура экономики»