Методические рекомендации по выполнению ВСР по органической химии
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
Методические рекомендации
по организации
внеаудиторной самостоятельной работы обучающихсяУчебная дисциплина
ХИМИЯ
Составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и уровня подготовки обучающихся по профессии:
140446.03 электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( по отраслям)
150709.02 Сварщик ( электросварочные и газосварочные работы)
190623.01 Машинист локомотива
190623.03 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
210723.03 Электромонтер оборудования электросвязи и проводного вещания
230103.02 Мастер по обработке цифровой информации
190901.02 Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ)
270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
Белово
2012
Согласовано:
Методическая комиссия ООД
Протокол «___»____________2012г
Председатель___________________
Утверждено:
Зам.директора по ООД
«_____»______________2012г
______________________________
Составил:
Преподаватель химии ГБОУ СПО «БТЖТ» Бойко Ж. Б.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Задания для самостоятельной работы
3. Литература
4. Приложения
Пояснительная записка
В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа обучающихся является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Обучающиеся должны не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от всего времени изучаемого цикла.
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «ХИМИЯ» разработаны с целью обеспечения эффективности самостоятельной работы; развития общих компетенций; закрепления содержания изучаемой дисциплины; применения умений и навыков в типичных и нетипичных ситуациях; развития самостоятельности в процессе решения учебных ситуаций; увеличения кругозора обучающихся;
приобретения способности к самостоятельному поиску; овладения опытом творческой, исследовательской деятельности.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
- для закрепления и систематизации знаний: работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей), ответ на контрольные вопросы, подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению, подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, и др.
- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, опытно экспериментальная работа, использование аудио- и видеотехники и др.
Рабочей программой дисциплины «ХИМИЯ» предусмотрены следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:
- Домашнее практическое задание
- Решение расчетных задач
- Подготовка и написание рефератов, сообщений на заданные темы.
- Подготовка к участию в научно-практических конференциях
- Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, слайдового сопровождения докладов.
- Подготовка схем, таблиц, кроссвордов, тестовых заданий.
- Изготовление наглядных пособий
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся. Самостоятельная работа может проходить в учебном кабинете, лаборатории химии, во время внеклассных мероприятий, дома.
Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе в виде печатного продукта, готовой презентации,
слайд-фильма, составленной таблицы, кроссворда, решенных задач и т.д.
Отчеты о проделанной работе и печатные продукты хранятся в портфолио обучающихся.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
1. Уровень усвоения студентом учебного материала.
2. Умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач. 3. Сформированность общеучебных умений.
4. Аккуратность и четкость изложения при оформлении работ.
5. Своевременность выполнения заданий самостоятельной работы.
1. Изготовление моделей молекул органических веществ.
Цель: изготовить объёмные модели молекул органических веществ
Источники информации: учебник, Интернет ресурс, модуль-конструктор
Ход выполнения работы
1. Для моделирования используйте рисунки шаростержневых моделей, сделанные на уроке или представленные на рис.2 - 4.
2. Соберите модели молекул метана и четырех его гомологов, используя для этого спички и пластилин. Для этого из пластилина скатайте необходимое количество шариков двух цветов и размеров (углерода и водорода). В качестве стержней можно использовать спички или зубочистки. Учтите, что в молекулах алканов угол между химическими связями С–С составляет 108°.
Рис.2 Рис.3 Рис.4
Форма отчетности – изготовленные модели сдайте преподавателю.
2. Подготовить сообщение «Отличия природных, искусственных и синтетических органических веществ
Цель: расширить знания обучающихся о строении и свойствах органических веществ
Источники информации: учебник, Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.org
Ход выполнения работы:
1. Выбрать информационные источники по данной теме.
2. Выбрать материал и подготовить письменный вариант (см. Приложение 1)
Форма отчетности - письменное сообщение и выступление с ним.
3. Подготовить сообщение о системе IUPAC
Цель: расширить знания обучающихся об истории разработки международной номенклатуры
Источники информации: учебник, Интернет-ресурс http://www.xumuk.ru http://ru.wikipedia.org
Ход выполнения работы:
1. Выбрать информационные источники по данной теме.
2. Выбрать материал и подготовить письменный вариант (см. Приложение 1)
Форма отчетности - письменное сообщение и выступление с ним.
4. Изготовление плаката «Типы реакций в органической химии»
Цель: обобщить знания учащихся о отличительных особенностях химических реакций в органической химии
Источники информации: учебник, Интернет-ресурс
Ход выполнения работы:
1. Изучить информационные источники по данной теме
2. Подберите шаблон для плаката, продумайте дизайн.
2. На листе А-1 сделайте графическое изображение, отразив основные типы реакций: замещения, присоединения, отщепления, изомеризации.
Форма отчетности – выполненную работу сдайте преподавателю.
5. Изготовление пособия (плакат) «Гомологический ряд алканов»
Цель: актуализировать знания учащихся о составе Гомологического ряда алкановИсточники информации: учебник
Ход выполнения работы:
1. Подберите шаблон для плаката, продумайте дизайн.
2. На листе А-1 сделайте графическое изображение, отразив названия алканов, их формулы, названия радикалов, соответствующих каждому алкану.
Форма отчетности – выполненную работу сдайте преподавателю.
6. Проведение опыта «Исследование свойств полиэтилена»
Цель: обобщить знания учащихся о свойствах полимеров
Источники информации: учебник
Ход выполнения работы:
1. Изучите методику проведения опыта.
2. Приготовьте необходимое оборудование и выполните опыт.
МЕТОДИКА:
- Образец полиэтилена нагреть не сильно над пламенем свечи с помощью щипцов (или закрепить проволочной петлей). Наблюдайте постепенное его размягчение, палочкой измените его форму. Можно ли изменить форму полиэтилена после остывания?
- Подожгите образец полиэтилена. Горит ли образец вне пламени? Какого цвета пламя? Образуется ли при этом копоть? Обладают ли продукты горения запахом?
- В стеклянной ёмкости приготовьте розовый раствор перманганата калия, поместите туда образцы полиэтилена. Происходит ли изменение окраски раствора?
- Кусочки полиэтилена поместить в ёмкости с растворителем (любым), этиловым спиртом (одеколоном). Происходит ли растворение полиэтилена
3. Сформулируйте вывод о свойствах полиэтилена.
Форма отчетности – описание опыта поместите в портфолио после предъявления преподавателю.
7. Подбор образцов для коллекции «Различные виды резин»
Цель: расширить знания обучающихся о свойствах и различных областях использования резин
Источники информации: Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.orgХод выполнения работы:
1. Изучить информацию о различных видах резин.
2. Отобрать разные по качественным характеристикам образцы резины (эластичность, толщина, наличие включений и т.д.).
3. Образцы выкроить в виде прямоугольника, аккуратно закрепить на листе бумаги или картона формата А-4. Всю коллекцию озаглавить, каждый образец подписать.
Форма отчетности – выполненную работу поместите в портфолио после предъявления преподавателю
8. Подготовка сообщения «Использование ацетилена для резки и сварки металлов»
Цель: расширить знания обучающихся о свойствах и применении ацетиленаИсточники информации: учебник, Интернет-ресурс
Ход выполнения работы:
1. Выбрать информационные источники по данной теме.
2. Выбрать материал и подготовить письменный вариант (см. Приложение 1)
Форма отчетности - письменное сообщение и выступление с ним.
9. Подготовка сообщения «Бензол и его соединения-источники опасности»
Цель: расширить знания обучающихся об опасных свойствах ароматических соединений
Источники информации: учебник, Интернет-ресурс
Ход выполнения работы:
1. Выбрать информационные источники по данной теме.
2. Выбрать материал и подготовить письменный вариант (см. Приложение 1)
Форма отчетности - письменное сообщение и выступление с ним.
11. Нанесение на контурную карту месторождения нефти и газа в России
Цель: актуализировать знания обучающихся о местах добычи углеводородного топлива Источники информации: географический атлас, Интернет-ресурс
Ход выполнения работы:
1. На контурную карту России нанесите месторождения нефти и газа, используя условные обозначения. Подпишите крупные месторождения.
Форма отчетности – выполненную работу поместите в портфолио после предъявления преподавателю
12. Подготовка сообщения «Нефть и политика»
органических веществ
Цель: ознакомить обучающихся с ролью нефти в мировой политике
Источники информации: учебник, Интернет-ресурс
Ход выполнения работы:
1. Выбрать информационные источники по данной теме.
2. Выбрать материал и подготовить письменный вариант (см. Приложение 1)
Форма отчетности - письменное сообщение и выступление с ним.
13. Создание презентации «Области применение спиртов»
Цель: расширить знания учащихся о свойствах и областях применения спиртов
Источники информации: Интернет-ресурс
Ход выполнения работы:
1. Выбрать информационные источники по данной теме.
2. Выбрать материал и подготовить электронную презентацию (см. Приложение 2)
Форма отчетности – подготовленную презентацию поместить в электронное портфолио после предъявления преподавателю.
14. Подготовить сообщение «Опасно! Фенол»
Цель: расширить знания учащихся о свойствах фенола
Источники информации: http://ru.wikipedia.org
Ход выполнения работы:
1. Выбрать информационные источники по данной теме.
2. Выбрать материал и подготовить письменный вариант (см. Приложение 1)
Форма отчетности - письменное сообщение и выступление с ним.
15. Составление кроссвордов или сканвордов по теме «Карбоновые кислоты»
Цель: расширить знания обучающихся об органических кислотахИсточники информации: учебник, Интернет-ресурс, http://shkolazhizni.ru
Ход выполнения работы
1. Изучите различные источники информации поданной теме.
2. Выберите сетку для заполнения и нанесите ее на лист А-4.
3. Выпишите максимум слов, которые относятся к данной теме и внесите их в сетку
4. Сформулируйте понятные и разнообразные определения к словам в кроссворде.
ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ СОВЕТАМИ:
А. Надо обратить внимание на количество пересечений. Самое простое – это когда слова пересекаются в двух, максимум – в трех местах.
Б. Старайтесь, чтобы в местах пересечений оказались гласные. Составить пересекающееся слово в варианте «-а-и-а» гораздо легче, чем «-к-с-н». Если все же в пересечении попали согласные, то желательно выбирать легко сочетаемые и часто встречающиеся, например, «к», «р», «с».
В. Придумайте сначала длинные слова, состыкуйте их друг с другом, а уж затем подгоняйте под них короткие.
Форма отчетности – выполненную работу поместите в портфолио после предъявления преподавателю.
16. Выполнение опыта «Обесцвечивание раствора KMnO4 в присутствии растительных масел»
Цель: расширить знания учащихся о свойствах жидких жиров-масел
Источники информации : http://www.alhimik.ruХод выполнения работы:
1. Изучите методику проведения эксперимента.
2. Приготовьте необходимое оборудование и выполните опыт.
МЕТОДИКА: В стеклянной емкости приготовьте розовый раствор марганцовки, добавьте немного растительного масла и энергично перемешайте. Используйте различные виды масел.
3. Опишите последовательность своих действий при проведении опыта и свои наблюдения. Сформулируйте вывод.
Форма отчетности – описание опыта поместите в портфолио после предъявления преподавателю.
17. Проведение опыта «Сравнение свойств мыла и СМС»
Цель: расширить знания учащихся о сравнительных свойствах мыла и СМС
Источники информации : http://www.alhimik.ruХод выполнения работы:
1. Изучите методику проведения эксперимента.
2. Приготовьте необходимое оборудование и выполните опыт.
МЕТОДИКА: В стеклянных емкостях приготовьте растворы мыла и любого СМС ( стиральный порошок, средство для посуды и т.д.).
К растворам мыла и стирального порошка добавьте немного раствора извести. Проверьте, изменилось ли пенообразование мыла и СМС. В другие растворы мыла и СМС добавьте по 1-2 капли масла и встряхните смесь. Эмульгируется ли масло в каком либо из растворов?
3. Опишите последовательность своих действий при проведении опыта и свои наблюдения. Сформулируйте вывод.
Ответьте на вопрос. Вам пришлось стирать темные вещи с мылом в жесткой воде. После стирки остался «седой» налет. Как его устранить и что сделать, чтобы предотвратить его образование?
Форма отчетности – описание опыта поместите в портфолио после предъявления преподавателю.
18. Изготовление пособия (плакат) «Классификация углеводов»
Цель: актуализировать знания учащихся об особенностях строения веществ, принадлежащих классу углеводов
Источники информации: учебник
Ход выполнения работы:
1. Подберите шаблон для плаката, продумайте дизайн.
2. На листе А-1 сделайте графическое изображение, отразив названия группы углеводов и указав особенности их строения, на которых основывается классификация.
Форма отчетности – выполненную работу сдайте преподавателю.
19. Подготовить сообщение «Незаменимые аминокислоты и их роль в организме»
Цель: расширить знания учащихся о роли аминокислот для сохранения здоровья
Источники информации: учебник, Интернет-ресурс
Ход выполнения работы:
1. Выбрать информационные источники по данной теме.
2. Выбрать материал и подготовить письменный вариант (см. Приложение 1)
Форма отчетности - письменное сообщение и выступление с ним.
20. Изучение информации о составе пищевых концентратов («Галина Бланка», «Ролтон» и др.)
Цель: расширить знания обучающихся об областях применения аминокислот
Источники информации: Интернет-ресурс
Ход выполнения работы:
1. Изучить информацию о различных аминокислотах, обратив особое внимание на их названия.
2. Тщательно изучить состав различных пищевых концентратов (указан на упаковке) - смеси высушенных растительных (овощных, фруктовых, зерновых) и животных (мясных, молочных, рыбных) продуктов с добавлением жиров, сахара, приправ и пряностей, служащие для быстрого приготовления готовых блюд – к которым относятся лапша быстрого приготовления, сухие завтраки (главным образом из злаковых культур), овсяные и кукурузные хлопья, кукурузные палочки, детские молочные смеси, каши и т.д.3. Среди перечисленных ингредиентов выберите те, которые принадлежат к аминокислотам и их производным. Сведения внесите в таблицу:
Пищевой концентрат Аминокислоты и их производные
Форма отчетности – заполненную таблицу поместите в портфолио после предъявления преподавателю
21. Подбор образцов для коллекции «Ткани из синтетических волокон»
Цель: расширить знания обучающихся о различных видах синтетических тканей
Источники информации: Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.orgХод выполнения работы:
1. Изучить информацию о различных видах и свойствах синтетических тканей.
2. Отобрать разные по качественным характеристикам образцы тканей.
3. Образцы выкроить в виде прямоугольника, аккуратно закрепить на листе бумаги или картона формата А-4. Всю коллекцию озаглавить, каждый образец подписать.
Форма отчетности – выполненную работу поместите в портфолио после предъявления преподавателю