Конспект урока по окружающему миру на тему Разнообразие растений (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру. 3 класс.
Тема урока: «Разнообразие растений»
Цель урока: познакомить с основной квалификацией растений.
Задачи:
1. Выделить характерные особенности царства растений.
2. Развивать умение наблюдать, систематизировать.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Результаты:
Учащиеся научатся квалифицировать растения, определять с помощью атласа-определителя, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.
Оборудование:
1. Природный материал: мох, водоросли, еловые и сосновые веточки, цветы, веточки папоротника.
2. Карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
1. Учитель раздаёт карточки-задания по теме «Почва»
2. Фронтальный опрос:
- Что такое почва?
- Из чего состоит почва?
- Как образуется почва?
- Какие животные существа живут в почве и как они влияют на её плодородие?
III. Самоопределение деятельности.
1.Учитель загадывает загадку:
Дышат, растут,
А ходить не могут.
Зимой замирают,
Весной оживают,
Зелёными бывают.
- Что это? (Растения)
- Правильно, это растения.
Звучит « Вальс цветов».
IV. Работа по теме.
1. Вступительное слово (рассказ) учителя:
- На этом уроке мы поговорим о растениях. Они образуют леса и луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой. Как и всё живое растения дышат, растут, размножаются, при этом они могут поглощать вредные вещества, а выделять в окружающую среду кислород, которым мы дышим. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод.
2. Задание: «Соедини начало каждого предложения с его окончанием»
Лист - это орган растения, на месте которого созревает плод
Цветок – это орган растения, который растёт вниз, находится в почве
Корень – это орган, внутри которого находится зародыш растения
Плод – это орган растения, который растёт вверх. По нему осуществляется передача питательных веществ.
Семя – это орган растения, который растёт на стебле. С его помощью растение «питается» и «дышит».
Стебель - это орган растения, который образуется из цветка. В нём развиваются семена.
3. Создание проблемной ситуаци- Ребята, как вы думаете, маленький рост – это беда или не беда?
Из-за маленького роста многие неприятности минуют мхи. Например, ветер. Бывает так, что он рвёт и мечет – выворачивает с корнями деревья, обламывает кусты, треплет безжалостно травы. Ну а мхи, прижались к земле и ветра не боятся.
- Рассмотрите мох и послушайте о нём сообщение.
4. Чтение сообщения 1.
- Мхи - самые маленькие растения нашей планеты. Многие из них не выше нескольких миллиметров. Мхи в лесу обычно сразу не заметишь, трава для них, как для нас деревья. Живут они не в одиночку, а скучено, образуя коврики, подушечки. Так легче переносить холод и жару, легче сопротивляться вытаптыванию: и звери, и люди ходят по мхам, а мхи не исчезают. Устроены они не сложно: у них нет корней, не бывает цветков и плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Часто селятся во влажных местах. Не имея корней, они всем своим телом поглощают дождевые капли, снег, росу. Если присмотреться к мхам, то можно заметить, что над зелёными веточками поднимаются тонкие коричневые стебельки, на верхушках которых сидят маленькие коробочки. В них созревают споры, которые заменяют мхам семена. Существует несколько видов мхов. Мох сфагнум в переводе с греческого обозначает губка. Он может впитывать в себя много воды, больше, чем вата. Поэтому во время войны его использовали при перевязке ран. Кроме того им конопатили избы, а особенно бани.
5. Работа с таблицей «Царство растений, мхи», «Папоротники»
- Что это? (показывает перо страуса)
- Рассмотрите природный материал и скажите на что похоже это перо?
- Правильно, на папоротник. ( на доске появляется ещё одна табличка –папоротники)
6. Чтение сообщения 2.
- Папоротник в переводе означает «трава, перистая как птичье крыло». Когда-то в давние времена папоротники были основными растениями нашей планеты. Это были могучие деревья. Они росли на болотах. Целых 65 млн. лет продолжалось царствование папоротников. Но климат изменился, стало суше – папоротники стали вымирать. Многие виды папоротников исчезли, но некоторые выжили и стали скрываться от жарких солнечных лучей в тени деревьев. Отвары из его листьев заживляют раны, уменьшают боль.
- Ребята, рассмотрите природный материал и скажите, а какие растения всегда живут в воде?
- Правильно, водоросли. ( На доске появляется новая табличка - водоросли).
7. Чтение сообщения 3.
Водоросли – это группа низших растений, содержащих хлорофилл. Они не имеют корней, стеблей, листьев, цветков. Водоросли обитают в воде. Они поглощают из воды углекислый газ и выделяют кислород, которым дышат живые организмы. Морские водоросли имеют бурый и красный цвет. Из них добывают йод, уголь, смолу, ацетон. Морскую капусту и морской салат употребляют в пищу. Морские водоросли прикрепляются ко дну водоёма корнеобразными выростами – ризоидами и тянутся на десятки километров, образуя подводные луга и леса.
8. Самостоятельная работа.
- Нам осталось познакомиться ещё с двумя группами растений. (Самостоятельная работа по учебнику).
– Какие ещё две группы растений выделяют учёные?
(На доске появляются ещё две таблички – хвойные, цветковые)
– Как называется наука о растениях?
– Где растут водоросли?
– Где можно встретить мхи?
– Назовите хвойные растения.
– Какая из групп царства растений наиболее разнообразна?
9. Физминутка.
V. Закрепление изученного материала.
1. Расставить под изображениями названия групп растений.
2. Выбери растения, которые не относятся к той же группе, что и остальные.
3. Рефлексия. Работа в группах.
Задание: нарисовать планету в одежде, которую создают разные группы царства растений. Планета должна быть счастливой.
4. Защита творческих работ.
- Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если на планете будут уничтожены они
Мы останемся одни.
- Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- Давайте люди любить планету
Во всей Вселенной похожей нет.
Во всей Вселенной на всех одна
Что будет делать без нас она?
VI. Домашнее задание.
С.69-73, ответить на вопросы, рабочая тетрадь. с.31, з. 7,8.
VII. Подведение итогов.
1. Ответы на вопросы.
- На какие группы делятся растения?
- Приведите примеры растений разных групп.
- Приведите примеры растений разных видов, но одной группы.
- Что особенно понравилось на уроке?
2. Оценивание учащихся.