Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру на тему Решение задач на уменьшение числа в несколько раз.Разнообразие животных (3 класс)

Проект урока
Предмет, класс математика, окружающий мир, 3 класс(1-4)
Тема: Решение задач на уменьшение числа в несколько раз. Разнообразие животных.
Программа «Окружающий мир», традиционная система обучения (УМК «Школа России» руководитель проекта А. А. Плешаков), «Математика»,УМК «Гармония» (научный руководитель Н.Б. Истомина)
Тип урока интегрированный




Выполнил учитель начальных классов
МОУ АСОШ №2 им. С.И. Образумова
Захарова Светлана Сергеевна
Педагогический стаж- 22 года




р.п. Ардатов
2010-2011 учебный год
Интегрированный урок по математике и окружающему миру
Тема: Решение задач на уменьшение числа в несколько раз. Разнообразие животных.
Цель: Обучение решению задач на уменьшение числа в несколько раз; обобщение и систематизация знаний о внешних признаках животных.
Задачи:
Совершенствовать навыки решения задач.
Продолжить работу по осознанию отношения «уменьшить в несколько раз», учить применять данное понятие в решении задач.
Закрепить знание таблицы умножения, деления.
Развивать логическое мышление , память, речь.
Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать.
Закрепить и обобщить знания о внешних признаках животных.
Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование:
Учебник «Математика – 3 класс», Н.Б.Истомина
Тетрадь с печатной основой, «Математика-3 класс», Н.Б .Истомина.
Карточки с индивидуальными заданиями
Компьютерная презентация
Учебник «Мир вокруг нас-3 класс», А.А.Плешаков
Тетрадь с печатной основой «Окружающий мир», А.А. Плешаков

План урока
1. Организационный момент. 1мин.
2. Актуализация знаний. 2мин.
3.Исполнительская часть.
а).Устный счёт. 3 мин.
б). Отработка умений решения задач. 5мин.
в).Физкультминута. 1мин.
г).Отработка навыков решения задач. 14 мин
д).Физкультминутка для глаз. 1мин.
е).Упражнения на совершенствование навыков решения задач. 7 мин
ё).Упражнения по осознанию отношения «уменьшить в неколько раз». 3мин
4.Домашнее задание. 2 мин
5.Продолжение мотивационного этапа.
а).Работа с кроссвордом. 2 мин Б) Упражнения на классификацию животных по внешним признакам. 3мин.
6.Рефлексия. 1 мин.





Содержание
Теоретическое обоснование

Ход урока.
l. Организационный момент.
Учитель: Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе, все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту сегодняшнего дня. Я желаю вам хорошего настроения, активности и внимательного отношения друг к другу.
Присаживайтесь!
ll. Актуализация знаний
Слайд №1
Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. Мы повторим одну из очень важных тем по математике и обобщим знания, полученные на уроке окружающего мира.
Чтобы узнать тему урока, надо выполнить несколько заданий , приготовленных представителем животного мира, которого вы сможете назвать, отгадав загадку.
Слайд №2. Загадка.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел).

Учитель: Дятла называют лесным доктором. Если дятел стучит, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители. И дерево будет жить. Зимой дятел дружит с елью. Он ловко срывает шишки и переносит их в укромное место, которое называют «кузницей» дятла. Обычно «кузница» находится на старом дереве с расщепленным стволом или веткой, куда дятел вставляет шишку и расклеивает её, чтобы достать из-под чешуек крылатые семена.
Учитель: Первое задание поможет вам проверить ваши вычислительные навыки и назвать ключевое слово темы урока.
lll. Исполнительская часть.
а). Устный счёт.
Слайд.№3
: : :

. .

-

:


Слайд: №4 Ответ: за .




Слайд №5
410: 2 = 205
2 * = 410
205 * = 410
410 : = 2
Слайд: №6 Ответ: зада .
Слайд:№7
. = .
. =
: =
: =
Слайд: №8 Ответ: задача.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока?
Ученики: Решение задач. Белочка вам приготовила задачу
Учитель: Тихо белочки сидели,
Дружно ягодки делили.
20 ягод было там-
По 4 ровно всем.
Поглядеть бы надо нам,
Сколько белок было там.
Ученик: 20:4=5 (белок).
Слайд №9. Пять белочек.
Слайд №10
Учитель: Белочка, как и дятел, тоже дружит с елью. Увидит белка еловую шишку и запрыгает к ней. Схватит её лапками и усядется вышелушивать из шишки семечки.
б) Отработка умений решения задач.
Учитель: Мы продолжим работу по осознанию отношения «уменьшить в несколько раз», будем учиться применять данное понятие при решении задач, закреплять знание таблицы умножения, обобщим знания по теме «Разнообразие животных», а также по ходу урока мы будем отгадывать кроссворд, ключевым словом которого является слово «животные».





Слайд №11. Кроссворд.


Учитель: Перечислите группы животных, с которыми вы познакомились на прошлом уроке?
Ученик: Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.
Учитель: К какой группе животных относится дятел?
Слайд №12
Ученик: Птицы.
Учитель: Почему? Докажите.
Ученик: Тело покрыто перьями.

Слайд №13 (Открывается первое слово кроссворда) -Дятел.
Учитель: Что вы можете рассказать об этой удивительной птице?
Ученик: Дятел- это лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых- короедов. Один дятел за день съедает до 750-900 короедов. Добывая корм ,он делает в деревьях выемки. Все дупла и выемки охотно используют для своих гнёзд и ночлега маленькие птички.
Слайд №14
Учитель: К какой группе животных относится белка?
Ученик: Звери.
Учитель: Почему? Докажи.
Ученик: Тело покрыто шерстью. Детёнышей кормят молоком.






Слайд №15 (Открывается второе слово кроссворда) – Белка.

Учитель: Что вы можете интересного рассказать про этого зверя?
Ученик: К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
в).Физкультминутка.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке,
Жу – жу – жу, жу – жу – жу,
Я с ромашкою дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко – низко – наклоняюсь.
Слайд №16. Жук.
г) Отработка навыков решения задач.
Учитель: На физкультминутке мы были с вами жуками. К какой группе животных относятся жуки?
Ученик: Насекомые.
Учитель: Почему? Докажи.
Ученик: Имеют шесть ног.
Слайд: №17
(открывается третье слово кроссворда) - Жук.


Учитель: Назовите насекомых, которых вы знаете.
(Дети называют насекомых).
Учитель: Отгадайте загадку. Подумайте. Кто это?
Учитель:
Возле ёлок
Из иголок
Летним днём
Построен дом.
За травой не виден он,
А жильцов в нём – миллион.
Ученик: Муравейник. Муравей.
Слайд №18. Муравей.

Учитель: К какой группе животных относится муравей?
Ученик: Насекомые.
Учитель: Почему? Докажите.
Ученик: Имеют шесть ног.
Учитель:1. Откройте учебник математики на стр.56, №172.
Учитель: Прочитайте задачу.
Ученик: Муравьи, находящиеся на расстоянии 81 см, поползли навстречу друг другу. На каком расстоянии друг от друга они окажутся, если первый муравей проползёт 72 см, а второй – в 9 раз меньше, чем первый?
Учитель: Что известно в задаче?
Ученик: Муравьи, находящиеся на расстоянии 81 см, поползли навстречу друг другу. Первый муравей проползёт 72 см.
Учитель: Прочитайте главный вопрос задачи, можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
Ученик: На каком расстоянии друг от друга они окажутся, если первый муравей проползёт 72 см, а второй – в 9 раз меньше, чем первый?
На главный вопрос нельзя ответить сразу. Мы не знаем, сколько см. проползёт второй муравей.
Учитель: Выполните самостоятельно схему, которая соответствует данной задаче, и решите её с пояснением. (Один ученик у доски решает задачу. Второй чертит схему к задаче).
2. Проверка самостоятельной работы.
Схема.
72 см ? ? в 9 р. м.

81 см.
Задача.
1) 72:9=8 (см) – проползёт второй муравей.
2)72+8=80 (см) – проползут оба муравья.
3)81-80=1(см) – окажутся друг от друга.
Ответ: 1см.
(В учебнике дано два решения. Ученики должны сравнить эти решения.)

3. Сравните решение Маши и Миши.
4.Как они рассуждали?
5.Кто допустил ошибку?
-Маша решила задачу так:
1) 81:9=9 (см)
2) 72+9=81(см)
3)81-81=0(см)
-Миша решил задачу так:
1)72:9=8(см)
2)72+8=80(см)
3)81-80=1(см)
Ученик: Маша допустила ошибку в первом действии, так как в задаче сказано, что второй муравей проползёт в 9 раз меньше, чем первый. Отсюда 72:9=8(см)
Учитель: А что вы можете интересного рассказать про этого животного?
Ученик: Человеку муравьи - друзья: они спасают лес. Подсчитали, что муравьи за 12 часов принесли в муравейник 33 тыс. гусениц пяденицы.
Значит, за весь период размножения пядениц они уничтожают около миллиона этих вредителей!)
Слайд: №19.
(Открывается четвёртое слово кроссворда.) – Муравей.
д). Физкультминутка для глаз.
Упражнение 1.
-Сидя, откинуться на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, выдох. Повторить 2 раза.
Упражнение 2.
-Сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.
е). Упражнения на совершенствование навыков решения задач.
А) (Раздаются карточки).
Учитель: Продолжаем работу по решению задач.

1 группа: Прочитайте условие задачи.
«У Серёжи 7 марок, а у Вити в 3 раза больше».
-Выбери схему, которая соответствует данному условию, и обозначьте на ней отрезки буквами: С.- Серёжа, В.- Витя.
а)


б)


-Что обозначают данные выражения:

2 группа: Сделать задание 1 группы. Изменить условие задачи, чтобы она решалась делением. Реши задачу.
Б) Проверка.
Слайд №20.
(Ученики называют, что обозначают данные выражения.)
- количество марок у Вити.
- больше марок у Вити, чем у Серёжи.
- всего марок у мальчиков.
(Ученики 2 группы зачитывают условие задачи, которую сами составили).
«У Серёжи 18 марок, а у Вити в 3 раза меньше. Сколько марок у Вити?»
1) 18:3=6(м) – у Вити.
Ответ:6 марок.
ё). Упражнения по осознанию отношения «уменьшить в несколько раз».
Учитель: Откроем тетради на стр.49, №87. Мы вспомним ещё раз, что значит «уменьшить в несколько раз». (Учитель следит за правильной посадкой учащихся.)
Учитель:
1. Надо нарисовать кругов в 2 раза меньше.
2.Квадратов в 8 раз меньше.
3. Квадратов на 12 меньше.
lv. Домашнее задание. Инструктаж.
Учитель: Откройте стр.55 ,№170.
Учитель: Прочитайте условие задачи.
Ученик: Миша поймал 48 окуней, Саша – на 6 меньше, чем Миша, а Коля – в 7 раз меньше, чем Саша. Сколько окуней поймали два мальчика? Все мальчики?
Учитель: Сколько вопросов поставлено к задаче?
Ученик: Два.
Учитель: О каком животном ведётся речь в задаче?
Ученик: Окунь.
Слайд: №21.
Учитель: К какой группе животных относится окунь?
Ученик: Рыбы.
Учитель: Почему? Докажи.
Ученик: Живут в воде, тело покрыто чешуёй, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами.
Слайд №22.
(Открывается пятое слово кроссворда) – Окунь.

Учитель: Что интересного вы знаете об окуне?
Ученик: Окунь размножается только в пресных водоёмах, в проточной, чистой воде. Хищная рыба. Питается он мальками.
Учитель: Ученикам 2 группы придумать задачу – факт на тему: «Разнообразие животных», употребив в условии задачи отношение «уменьшить в несколько раз».
v. Продолжение мотивационного этап .
а) Работа с кроссвордом.
Учитель: Мы отгадали пять, слов. Нам осталось отгадать три слова.
Его тело покрыто короткими тёмными иглами. Зимой впадает в спячку.
Ученик: Ёж.

Слайд: №23
Учитель: К какой группе животных относится ёжик.
Ученик: Звери.
Учитель: Почему? Докажи.
Ученик: Тело покрыто шерстью.
Учитель: Что интересного вы знаете об этом животном?
Ученик: Иглы – главная ежиная защита. Зубы у ежа слабые. Ест он и грибы , ягоды , зелень. Ест он иногда и лягушек, разоряет мышиные гнёзда. В доме, где есть ёж, мыши не живут.
Слайд: №24.
(Открывается шестое слово-ёжик.)
Учитель: У этих животных нет раковины, зато есть щупальца, заменяющие ноги. Расположены они на голове.
Слайд: №25.
Ученик: Осьминог.

Учитель: К какой группе это животное относится?
Ученик: Моллюски.
Учитель: Почему? Докажи.
Ученик: У всех у них есть мягкое тело.
Учитель: Что интересного вы знаете об осьминоге?
Ученик: На каждой щупальце крупного осьминога 300 присосок, каждая присоска может удержать груз в несколько килограммов.
Слайд №26.
(Открывается седьмое слово кроссворда) - Осьминог.
Учитель:
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
Ученик: Мышь.


Слайд:№27.
Учитель: К какой группе животных относится мышь?
Ученик: Звери.
Учитель: Почему? Докажите.
Ученик: Тело покрыто шерстью. Детёнышей кормят молоком.)
Слайд: №28.
(Открывается последнее слово кроссворда) - Мышь.
Учитель: Что интересного вы знаете об этом зверьке?
Ученик: У грызунов нет клыков, зато резцы длинные, прочные и очень острые. Пища у них растительная. Мышами питаются хищные птицы, пушные звери-лисы, куницы, ласки. Если уничтожить грызунов ,то все эти хищники начнут гибнуть от голода.
б) Упражнения на классификацию животных по внешним признакам.
(Учитель следит за посадкой учащихся.)
Учитель: Откройте тетрадь стр.42 ,№3 . Прочитайте задание в тетраде. Выполните самостоятельно.
Ученик: Запиши, сколько птиц каждого вида показано
на рисунке в учебнике стр. (94).
Синица большая: 3.
Поползень обыкновенный: 2.
Воробей домовой: 4.
Учитель: Сравни свою запись с записью соседа по парте.
Взаимопроверка.
Учитель: Задание на стр. 43 №6 выполните дома. Прочитайте задание.
Ученик: Используя книгу « Зелёные страницы», подготовить сообщение об одном из видов животных (любой группы). Запиши названия вида и группы.
Vl .Рефлексия.
Математика нужна повсюду. Она нужна не только в решении задач, она нужна нам и в окружающей нас природе. Много разных зверей и птиц истребили люди. В конце концов, они поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть всё больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили специальную книгу - Красную книгу. В Красную книгу мира уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц, т.е ведут счёт. И тут нужна математика.
Слайд №29.
Красная книга.
Учитель: Чему учились на уроке?
Ученик: Учились решать задачи с применением понятия «уменьшить в несколько раз». Закрепили знания о внешних признаках различных групп животных.
Слайд №30.
Учитель: На слайде две капельки. Грустная и Весёлая.
Какая из них передаёт ваше настроение от проведённого урока, нарисуйте на полях тетради. Что интересного узнали? Все ли поставленные задачи урока выполнены? Что не удалось? Почему?
Слайд: №31. Большое вам
спасибо!

Учебные задачи – включение детей в деловой ритм. Подготовка класса к работе. Создание эмоционального настроя.











Активизация познавательной деятельности учащихся для эффективного восприятия, осмысления материала.






































Методы и приёмы – объяснительно- иллюстративный.
Технологии – игровая.
Учебные задачи – выявить уровень знаний таблицы умножения, взаимосвязь умножения и деления. Выявление пробелов и их коррекция.
Формы организации – фронтальная работа.
Развивающая задача – развивать логическое мышление, память.



















Учебная задача-актуализация знаний.

























Учебная задача – создание проблемной ситуации.
Приём –отгадывание кроссворда .
Учебные задачи – выявить уровень знаний по теме.
Развитие познавательных способностей. Развитие памяти.
Формы организации- фронтальный.

Метод – частично – поисковый.























Расширение кругозора знаний обучающихся.






















Расширение кругозора знаний обучающихся.






























Здоровьесберегающие технологии – снятие зрительного и мышечного утомления.
Технологии - игровая.





Формы организации – коллективная.

Учебная задача – закрепить знания о внешних признаках различных групп животных.




















Игровой момент.
























Учебные задачи – выявить уровень знаний конкретного смысла отношений «уменьшить в несколько раз», сформированность приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, аналогия). Умение работать со схемами как способом моделирования.





Развивающие задачи – развивать логическое мышление, внимание, умение доказывать свою точку зрения.







Методы и приёмы – проблемный,
синтез и анализ, сравнение.




























































Здоровьесберегающие технологии-
снятие зрительного утомления.










Формы организации – групповая работа.
Учебная задача-усвоение конкретного смысла действий, умножение, деление, отношение
« уменьшить в несколько раз», «увеличить в несколько раз». Отработка навыков работы с линейкой.
Развивающие задачи – развить способность работы в группах.



Методы и приёмы - сравнение, аналогия.
Учебная задача-отработка общеучебных умений, навыков.

Развитие коммуникативных способностей.




Технологии – дифференциация по уровню сложности.







Объяснительно-иллюстративный
метод.
Компьютерная технология.
















Здоровьесберегающие технологии – правильная посадка за партой во время работы с тетрадью.
Методы и приёмы – самостоятельная работа.
Учебная задача – выявить уровень знаний по теме. Выявление пробелов и их коррекция. Развитие самостоятельности.
Формы организации – индивидуальная.




Учебные задачи – обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей.
Формы организации – фронтальная.
Методы и приёмы – объяснительный.
Дифференциация – по уровню сложности.








































Учебная задача – обобщить знания о внешних признаках различных групп животных.
Методы и приёмы – устное сообщение учащихся. Частично –поисковый.
Формы организации – коллективная.
Развивающая задача – развивать речь обучающихся.























































Расширение кругозора знаний обучающихся





























Учебная задача– обобщить знания о внешних признаках различных групп животных.
Здоровьесберегающие технологии – следить за правильной посадкой во время работы с тетрадью.
Развивающие задачи – развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность.
Формы организации – коллективная
Методы и приёмы – частично – поисковый.















Учебная задача – обобщить знания, полученные на уроке, формировать способности испытывать положительные эмоции от познания нового, обучать самоанализу учебной деятельности.
Мобилизация внимания,
Развивающая задача – воспитывать бережное отношение к животным.
Компонент учебной деятельности – регулирующий.
Формы организации – фронтальная беседа.
Методы и приёмы – словесный.


Учебная задача - развивать эмоциональную отзывчивость.





Формы организации – индивидуальная.





Литература.

1.Сухаревская Е.Ю .Технология интегрированного урока. – Ростов – на – Дону, «Учитель», 2003.
2.Елизарова Е.М., Киселёва Ю.А. Справочник учителя начальных классов.- Волгоград, «Учитель», 2011.
3. Матвеева Я.Ю. Справочник школьника.- Санкт- Петербург, «Нева», М,: «ОЛМА – ПРЕСС», 20
4.Фиоктистова В.Ф. Образовательные Здоровьесберегающие технологии.- Волгоград, «Учитель», 2008.
5.Руднянская Е.Н. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и окружающему миру в начальных классах.- Волгоград, «Учитель», 2003.





















9

81

3



18



9



7+21

21-7

7 * 3

7 * 3

21-7

7+21

7 * 3



15