Технологическая карта урока на тему Разнообразие растений 3 класс УМК Планета знаний


Этапы урока Деятельность учителя УУД Деятельность учащихся
1.Организационный момент. Проверка готовности обучающихся к уроку. Эмоциональный настрой.
-Сегодня у нас обычный урок окружающего мира. Мы с вами как обычно будем работать в группах и парами, искать нужную информацию по теме урока в учебнике и других источниках, покажем, как мы используем на уроках школьное оборудование для закрепления и проверки знаний. Желаю всем удачи и успеха!
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика», формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивация учения;
Проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку. Эмоционально готовятся к работе
2. Актуализация знаний. Фронтальная проверка знаний обучающихся по пройденной теме. Подготовка внимания и восприятия учащихся к новой теме урока.
-Перед повторением изученного материала послушаем стихотворение.
Всё в тающей дымке-
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой Русской природы. (Н. Рыленков)
- Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.
- А что такое природа?
-Какой бывает природа?
-Чем объекты живой природы отличаются от неживой природы?
- Как называется наука, которая изучает живую природу?
-Назовите 4 царства живой природы. Формирование умения строить сообщения в устной и письменной форме; умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
умения осуществлять синтез как составление целого из частей;
умения проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
Полные ответы учащихся по изученной теме.
- Это то, что нас окружает и не сделано руками человека.
-Живая и неживая.
-Объекты живой природы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.
-Биология.
-- Царство растений, животных, грибов, бактерий.
3.Изучение нового материала.
Постановка цели урока и сообщение новой темы урока.
-Сегодня мы поговорим о разнообразии растений, побудем в роли учёных-ботаников, которые изучают различные группы растений, их отличительные признаки. Выделяют 5 групп растений.
-И наша задача узнать, каковы характерные признаки этих групп.
Знакомство учащихся с новым понятием.
-Группа растений - это растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков.
Настрой учащихся на работу в группах по теме урока.
-Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями.
-Вы будете пользоваться, проводя исследование, учебником, гербарием, словарём. Мы будем работать группами.
1-я группа: Что такое водоросли?
2-я группа: Что такое мхи?
3-я группа: Что такое папоротники?
4-я группа: Что такое хвойные растения?
5-я группа: Что такое цветковые растения?
-Каждая группа после своего исследования подготовит выступление по своему растению, пользуясь планом. Подготовит интересную информацию об одном представителе своей группы. В ходе выступления мы будем заполнять сводную таблицу по 5 группам растений на доске и каждый в своей тетради. После выступления оцениваем работу каждой группы цветовым сигналом: зелёный-всё понравилось, красный - есть вопросы или замечания, дополнения.
Организация работы учащихся в группах. Оказание консультативной помощи некоторым группам по отбору нужного для выступления материала.
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Формирование основ экологической культуры: принятие  ценности природного мира; ориентации на понимание и принятие предложений и оценок учителя, товарищей. Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; умения строить сообщения в устной и письменной форме; умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умения формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию; умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Восприятие и осмысление задач урока при изучении новой темы.
Осмысление и запоминание нового понятия для выполнения дальнейшей работы по теме урока.
Деление учащихся на группы. Выбор дополнительных источников информации для работы каждой группы (гербарий, толковый словарь).
Практическая работа учащихся в группах по учебнику с использованием дополнительных источников информации. Совместное построение выступления по заданному плану. Подготовка дополнительной информации по одному представителю группы растений.
4.Физминутка. Проведение физмнутки на мышечную релаксацию, снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроя для дальнейшей работы.
- Маленькому семечку зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться.
Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи.
Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки
и первые листочки.
Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями.
И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам.
А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву.
Вот так целый год росло растение. Формирование основ экологической культуры: принятие  ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Выполнение упражнений на мышечную релаксацию под видеосопровождение «Рост растений».
(мышечное напряжение, глаза зажмурены)
(расслабление мышц)
(дети встают на ноги, открывают глаза)
(поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).
(дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).
(дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону)
(движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).
5. Отчёт учащихся по группам. Настрой учащихся на выступление по группам, оценивание друг друга, заполнение сводной таблицы в рабочих тетрадях и на интерактивной доске.
-Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания.
-Каждой группе было дано задание подготовить информацию об одной из групп растений, которую мы сейчас послушаем.
-Полученные данные о группах растений надо внести в таблицу на доске и в тетрадях.
-А теперь я попрошу ребят и наших гостей поднять цветовые сигнальные карточки.
-Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:
-Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему?
-Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений?
-Пользуясь столбиком «Размножение», разделите растения еще на 2 группы. Формирование способности к эмпатии, как  осознанному пониманию   чувств других людей и сопереживанию им, к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров.
Формирование умения самостоятельно  адекватно  оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации,  так и в конце действия.
Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ.
Формирование умения формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию.
Формирование умения обобщать, т, е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Выступление учащихся по группам. Заполнение сводной таблицы в тетрадях и во время выступления на доске. Оценивание цветовыми сигналами выступление каждой группы.
Учащиеся делают выводы с опорой на сводную таблицу о классификации растений на «Высшие» и «Низшие», «Споровые» и «Семенные».
6.Закрепление, обобщение новых знаний. Закрепление и обобщение новых знаний проводится в игровой форме «Найди лишнее растение».
Организация работы в парах на ноутбуках с мультимедийной программой «Академия младшего школьника» Формирование умения осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; умения устанавливать аналогии.
Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умения задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые  для   организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Учащие выбирают лишнее растение из предложенного ряда, которое не является членом этой группы. Объясняют свой выбор.
Учащиеся работают в парах с программой «Академия младшего школьника». Выполняют задание «Тест» №40 и «Кроссворд»№2.
7.Рефлексия. Подведение итогов урока, оценивание работы в группах. Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательная мотивации учения; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Учащиеся высказывают своё мнение об уроке и выделяют особенно понравившиеся им виды деятельности. Подводят итог, чему они научились на уроке и что нового узнали.
8.Домашнее задание. Индивидуальное домашнее задание.
Для всех:
1. Прочитать в учебнике статью .Для юных ученых:
Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы:
Творческие работы:
сочинить сказку, стихотворение, загадку, составить кроссворд. Учащиеся записывают задание в дневники.