Конспект урока по окружающему миру на тему Разнообразие растений (3 класс)


Конспект урока по окружающему миру.
3 класс.

Тема : Разнообразие растений.
Планируемые результаты:
- личностные УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения); нравственно-этические (уметь наблюдать, видеть красоту природы); смысло-образование (называть наблюдаемые растения);
- метапредметные УУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы);
- предметные УУД: уметь группировать растения по их признакам и свойствам.
       Цель: изучить сходство и различие групп растений.
       Задачи:
 -  познакомить обучающихся с группами растений и их признаками;
 -  учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
 -  воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.
Технология: Системно-деятельностный подход. Формирование новых знаний.
Оборудование: учебник, иллюстрации,  компьютер.
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
2. Актуализация знаний.
Сказки начинаются словами "В некотором царстве, в некотором го-
сударстве..." Мы знаем, что всё живое делится на царства.
-На какие царства учёные делят живую природу?(Ответы
детей.)
На доске таблица:
Живая природа
Бактерии Люди
Животные Грибы
Растения
-А как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)
Постановка учебной задачи.
-Сегодня мы совершим экскурсию в одно из этих царств. Чтобы узнать в какое,
разгадаем кроссворд.(Каждое слово - отгадка заранее учителем напе-
чатано на бумаге.) р я б и н а
к а п у с т а
ч е с н о к
т р а в а
е л ь
с е н о
к р а п и в а
з е м л я н и к а


1. В сенокос горька, а в мороз - сладка. Что за ягодка?
2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит борщ и щи,
там меня ищи.
3. Маленький, горький, луку брат.
4. Она на осень умирает и вновь весною оживает. Иглой зелёной вый-
дет к свету, растёт , цветёт всё лето. Коровам без неё беда: она их
главная еда.
5. Что же это за девица, ни швея , ни мастерица. Ничего сама не шьёт,
а в иголках круглый год.
6. Косою острой скошено, горой высокой сложено.
7.Растёт зелёный кустик, дотронешься - укусит.
8.Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и не раз наклонится.
А имя дала мне родная землица.
-Ответ прочитайте в закрашенных клетках. Какое слово получилось?
3. « Открытие» детьми нового знания.
Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся
с новой классификацией растений (группами растений.)
(На доске - картинки с разнообразными растениями.)
- На какие группы можно распределить эти растения?(Деревья, кустар-
ники, травы.)- Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок,плод с семенами.)
Знакомство с новой классификацией растений.
-Растения на земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали
такое выражение: "Растения - зелёная одежда Земли". Они образуют
леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.
Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов
биологии. Учёные - ботаники делят царство растений на несколько
групп.
На доске таблица:
РАСТЕНИЯ
Низшие растения Высшие растения
Водоросли Мхи
Папоротники
Хвойные
Цветковые
-Откройте учебники на с.70. Читаем текст о первой группе растений -
ВОДОРОСЛИ.
-Знаете ли вы, что некоторые водоросли человек с давних пор
употребляет в пищу. «Длинные бурые ленты», ДАМИНАРИИ (морская капуста),мы с вами очень часто едим, из них делают салат. Он богат йодом.
Из водорослей , которые называются БАГРЯНЫЕ, получают продукт агар - агар. Его добавляют в хлеб, который долго не черствеет.
4. Физкультминутка.
5. Продолжение работы по теме.
- Читаем текст учебника о мхах. (Исп. гербарий.)
- Живёт мох по- настоящему только во время дождей и ещё некоторое время после него. Всё остальное время он спит, поникнув, ожидая нового дождя. С давних пор люди заметили, что мхи впитывают влагу в 5 раз больше своей массы, а сфагнум - в 25 раз, и стали использовать мох в качестве перевязочного средства. Учёным сейчас известно около 27 тысяч видов мхов. А где можно увидеть мох?
Мох можно увидеть везде: на почве, деревьях, скалах.
Как иначе называют мох, который растёт на деревьях, скалах?(Лишайники.)
Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма, копоти. Если встретил лишайники - значит воздух по - настоящему чист. Лишайник ЯГЕЛЬ – корм для северных оленей. Едят его и косули, лоси, маралы. Из некоторых лишайников получают краски.
Рассказ ученика. Вы , наверное, слышали выражение МАННА НЕБЕСНАЯ. Что это такое? В одной из древних легенд говорится о том, что в бесплодной пустыне люди ,истощённые голодом и трудным переходом, увидели на земле много сухих крупинок, похожих на манную крупу. Измученные люди стали есть эту крупу, наелись, обрели силу и закончили трудный путь. Предполагают, что это был съедобный лишайник.
- Давайте повторим:
- чем водоросли отличаются от других известных нам растений?
-какое свойство мха заметили люди ещё в древности и используют до сих пор?
- Читаем текст учебника о папоротниках.
-Учёным сейчас известно более 10 тысяч видов папоротников.
Что означает слово папоротник? Очень давно в русском языке было слово ПАПОРОТЬ, что означало птичье крыло. Посмотрите внимательно на папоротник ,и вы поймёте, почему у этого растения такое название. Действительно ведь похож.
Молодые сочные листья папоротника употребляют в пищу как салат.
Их также солят и маринуют. Они богаты йодом.
По древней легенде раз в год, накануне праздника Ивана Купалы, в лесу можно найти цветок папоротника. Яркий, как огонь, он открывает человеку клад. А на самом деле папоротник никогда не цветёт.
-Посмотрите на картинки и скажите, как одним словом можно назвать
эти деревья и кустарники?(Сосна, ель, можжевельник, лиственница)
- Какие хвойные деревья и кустарники вы знаете?
Существует всего около 600 видов растений этой группы.
Как называют листья этих растений?(Хвоинки.)
У хвойных не бывает цветков и плодов. Что вырастает у хвойных растений на месте плодов? (Шишки.)
- Читаем текст учебника о хвойных растениях.
Хвойные растения дают строительный материал, бумагу, картон,
краски, лекарства. Послушаем рассказ о некоторых представителях этой группы.
(Рассказ ученика. Сосна живёт до 400 лет. Растёт она как на равнинах, так и на скалах и в высоких горах. Выносит морозы до сорока градусов и такую же жару. Древесина идет на изготовление искусственного шёлка, пластмассы. Из прямых стволов сосен строят дома. Хвоя идёт на изготовление витаминных напитков и ранозаживляющих паст. В сосновом бору строят детские лагеря отдыха, санатории. Воздух в сосновом бору чистый. В нём почти нет вредных микробов. Вдыхай его глубже и будешь здоров.)Из хвои можно сварить витаминный напиток.
В кастрюлю с горячей водой кладут хвою, доводят до кипения, снимают с огня, укутывают в тепло, дают постоять 30 минут, процеживают.
Добавляют сок лимона, сахар по вкусу, охлаждают. Этот напиток
очень полезен, так как богат витаминами. Если вы будете пить его, вам не будут
страшны никакие болезни.
Какой хвойный кустарник вы знаете? (Можжевельник.)
Рассказ ученика. Можжевельник – это хвойный кустарник. Иногда он имеет вид настоящего деревца высотой 5-6 метров с хорошо выраженным тонким стволом и длинной узкой кроной. Небольшой куст можжевельника в лесу иногда принимают за молодую ёлочку. Различить их можно хвоинками. У ели хвоинки сидят густо, но поочерёдно, а у можжевельника более редко и отходят от стебля сразу по три. На кустах можжевельника можно видеть чёрно – синие мясистые шарики, похожие на ягоды. Каждый шарик – это три семени. Синие «горошины» имеют сладковатый вкус и привлекают птиц, особенно дроздов.
Используются они и человеком: они идут на изготовление некоторых напитков , а также в медицине.
Древесина прочная, с приятным смолистым запахом. Сухие деревца этого кустарника используют для изготовления художественных изделий.
6. Физкультминутка.
7. Продолжаем работу.
Самая богатая растениями группа - ЦВЕТКОВАЯ. Она насчитывает
почти 250 видов.
- Почему их так назвали? (Есть цветки и плоды.)
Они имеют и другие части: корень, стебель, листья. Произрастают они
везде: на севере и на юге, на суше и в воде.
Посмотрите на картинки и скажите: какие это группы растений? (Дере-вья, кустарники, травы.)- Читаем текст учебника.
-Поговорим о деревьях. У вас на столах лежат конверты . Рассмотрите
открытки. Назовите дерево и расскажите о нём (на обратной сторонеоткрытки даётся дополнительный материал.)
1к-т 2к-т 3к-т
берёза лиственница сосна
рябина осина липа
ландыш орешник крушина
мох подосиновик брусника
(Рассказ ученика. Берёза. Берёза встречается почти по всей территории нашей страны. Она очень светолюбива и не выносит затенения. Берёзу считают одним из самых красивых деревьев. Защитный покров дерева – береста. Она непроницаема для воды и газа. Очень вредно для берёзы , если поранить её ствол весной. Растение истощается, в ранку, которая долго не заживает, попадают вредные микробы. Берёзовая древесина идёт на лыжи, мебель. Из берёзы получают превосходный уголь.
Рассказ ученика. Осина. Осина, как и берёза, встречается почти по всей территории нашей страны. Это дерево неприхотливо к климатическим условиям, но не любит очень сухой почвы. Особенность осины- очень подвижные листья. Осина живёт мало – меньше 100 лет. Древесина её мягкая и не очень ценная. Из неё делают спички, изготавливают бочки, дуги фанеру.
Рассказ ученика. Липа. Липа – теневыносливое дерево и теплолюбивое. Она цветёт много позднее всех деревьев – в середине лета. Её мелкие, невзрачные цветки имеют замечательный аромат и богаты нектаром. Это дерево – одно из лучших медоносов. Цветки липы ценны своей целебностью. Настой сухих цветков, липовый чай, пьют при простуде. Из липы делают ложки, скалки, веретена.)- Среди кустарников из группы цветковых самые распостранённые растения в нашей местности - белая акация и лесной орешник.
-Цветковые - самый богатый кладезь здоровья. Сколько существует
лекарственных растений!
Назовите, какие из них вам знакомы. Что вы о них знаете?
(Рассказ ученика. Подорожник чаще всего можно увидеть растущим при дорогах и тропинках, за что подорожник и получил своё название. Распространяеся растение так: семена набухают, становятся клейкими, прикрепляются к обуви прохожих, птицам и другим животным.
Подорожник останавливает кровь. Если вы натерли ногу в пути, приложите лист подорожника, это облегчит боль. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусе насекомых.
Настои и отвары из сушёных листьев подорожника, также сок растения используют при заболевании желудка, некоторых глазных болезнях. Молодые листья подорожника употребляют в пищу.
Всем известно растение ПАСТУШЬЯ СУМКА. Это и сорняк, и лекарственное растение. А знаете ли вы, что пастушья сумка ещё и полезное пищевое растение? Молодые листья кладут в супы и борщи.
Из листьев растения с луком и яйцом делают салат.
А если нарвать побольше листьев, мелко нарезать, припустить их в масле, получим вкусную начинку для пирожков. Листья пастушьей сумки солят и маринуют на зиму.
Отгадайте загадку:
В жёлтой шапочке стоит,
Словно солнышко горит.
Вот проходит день за днём -
Жёлтой шапки нет на нём. (Одуванчик.)
Всем хорошо известно, что сорвав одуванчик, мы увидим млечный, горький на вкус, сок, который используют для лечения глаз, от укусов ядовитых животных, в том числе пчёл, а также для сведения бородавок. Цветок одуванчика может предсказать погоду. По нему можно определить время суток.
Цветок "просыпается" рано утром, около пяти часов, а уже к трём часам
он сворачивается в бутон и так стоит до следующего утра. "Предчувствуя"
ненастье и дождливую погоду, одуванчик не раскрывается, предохраняя
тем самым пыльцу от намокания. Такие растения, "предсказывающие"
погоду, называют растениями - барометрами.
Мы привыкли считать одуванчик сорняком, а на самом деле листья, корни и цветки этого растения используют в пищу.
Молодые листья добавляют в суп или щи.
Корни одуванчика используют для приготовления кофе.
А ещё есть и одуванчиковый мёд. Очень вкусно.
А теперь задание на смекалку.
Возьмите листок с заданием и ответьте на вопрос.
Что из перечисленного относится к растениям?
Вороний глаз, гусиные лапки, медвежье ухо, львиный зев, вороново крыло, китовый ус, бычье сердце, тигровый глаз, анютины глазки, кошачьи лапки.Ответы: вороний глаз, гусиные лапки, медвежье ухо, львиный зев, бычье
сердце, анютины глазки, кошачьи лапки.
Задумывались ли вы над тем, почему так назвали эти растения?
О том , как растения дышат, питаются мы узнаем на следующем уроке.
8. Рефлексия деятельности  (итог урока)
Используя таблицу, сформулируйте ответ на вопрос:
«Почему растения разделяют на пять групп по признаку «части», ведь все растения состоят из частей?»
Все растения разные, части растений есть не у всех.
Водоросли не имеют частей.
Мхи имеют только стебель и лист.
Папоротники состоят из корня, стебля и листа, но не имеют цветов и плодов. Хвойные растения имеют корень, стебель, лист - хвою и семена, которые созревают в шишках.
Только цветковые растения имеют все части.
9. Задание на дом.
Дополнительный материал.
Волчье лыко. Волчье лыко – кустарник небольшой; он обычно не превышает половины человеческого роста. В лесу это растение – приземистый кустик из 2 -3 веточек, направленных вверх. Волчье лыко цветёт ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие цветы сирени. У этих розовых цветков нет стебельков, они будто наклеены на ветки.
В середине лета на месте цветков созревают плоды – блестящие красные ягодки. Они тоже точно приклеены к ветке. Эти красивые ягодки ядовиты. Ядовито и всё растение – его листья, ветви и корни. Будьте внимательны, собирая красивые и необычные цветы.
Лесной орешник или лещина – один из самых распространённых кустарников в дубравах. Этот кустарник знаком многим из нас: у него к осени созревают вкусные орехи, которыми питаются не только люди, но и некоторые животные, обитающие в лесу – белки, лесные мыши.
Цветёт орешник ранней весной, когда в лесу ещё лежит последний снег.
Плоды орешника – ценный пищевой продукт. Ядро ореха богато крахмалом и содержит до 60% растительного жира. Есть в орехах также витамины А и В.