Конспект урока-экскурсии по окружающему миру в 3 классе Разнообразие растений на Земле

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34»








Урок
окружающего мира
в 3 классе








Учитель
начальных классов
Терентьева О.С.








Новошахтинск
октябрь 2013 г.


Конспект урока №15
по окружающему миру.

I.Организационный момент
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем
II. Актуализация знаний
( На доске выставляются рисунки учащихся по различным группам растений.)
Учитель:
«
· Почему вам было задано нарисовать эти рисунки?

· Зачем надо знать о растениях?

· Что же такое растения?

· Назовите признаки живого организма

· При помощи ваших рисунков, вспомните, на какие группы делятся растения? (мхи, водоросли, папоротники, хвойные, цветковые. Учащиеся помещают на доску названия групп растений и распределяют по ним свои рисунки.)

· Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

· Что полезного для себя вы уже узнали о растениях?

· Скажите ребята, растения которые мы видим или знаем одинаковы?

· Верно, они все разные.

· Тема нашего урока сегодня: «Разнообразие растений на Земле».
III. Повторение изученного материала.
Учитель: «Для того чтобы вы могли хорошо усвоить изученное, я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию в мир растений. В этом вам помогут ваши одноклассники- юные экскурсоводы. Совершим небольшую экскурсию по изученным группам растений».
1.Выступление учащихся с докладами о группах растений (см. приложение).
Учитель:
а). «Группа растений, о которой мы сейчас будем говорить, удивительна тем, что растения этой группы никогда не цветут, но существует много легенд о людях искавших цветы этих растений для счастья.

· Вы догадались что это за растения? (папоротники)
Послушайте юного экскурсовода Наталью». (см. приложение).
Выступление учащихся сопровождается показом слайдов, фотографий, гербариев и некоторых комнатных растений.
б). Следующая группа растений о которой мы будем говорить интересна тем, что не имеет корней и растёт обычно на болотах.

· Вы догадались что это за растения? (мхи)
Послушайте юных экскурсоводов: Зарему, Ангелину, Володю. (сообщение. см. приложение).
в). Прежде чем перейти к следующей группе растений послушайте загадки, которые подготовили ваши одноклассники
Её всегда в лесу найдёшь- У меня длинней иголки,
Пойдёшь гулять и встретишь: Чем у ёлки.
Стоит колючая, как ёж, Очень прямо я расту
Зимою в платье летнем. В высоту.
(Ель) Если я не на опушке,
Ветви-только на макушке.
(Сосна)
К каким растениям относятся ель и сосна? (хвойные) сообщение. см. приложение.
г). Перейдём к следующей группе растений.
Послушайте юного экскурсовода Дарину.

· Догадайтесь, к какой?
Эти растения живут в воде, могут быть как очень крошечными-одноклеточными, так и многоклеточными, достигающими 30 метров в длину. Некоторые из них имеют необычное название, например, морская капуста.
Догадались, что это за растения? (водоросли).
Послушайте юного экскурсовода Наталью. (сообщение. см. приложение)
д). А теперь вспомним о самой многочисленной и интересной группе растений. Название которой связано с тем, что представители этой группы хотя бы один раз в жизни, но цветут.
А каких растениях идёт речь? (цветковые).
Послушаем нашего экскурсовода Сергея. (сообщение. см. приложение).
Ребята, мне очень понравились ваши сообщения. Видно, что очень хорошо готовились дома. МОЛОДЦЫ! СПАСИБО!
Мы с вами устали путешествовать, поэтому немного отдохнём.
Физминутка.
Спал цветок, и вдруг проснулся
Шевельнулся, встрепенулся.
Больше спать не захотел
Ввысь вспорхнул и улетел.
IV. Проверка знаний.
1. Самоконтроль учащихся.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы повторили многое из того, что вы знаете о растениях. А сейчас вы можете сами проверить свою память и внимание и после проверки можете сами оценить свои знания при помощи теста: Растительный мир Земли.
( После выполнения работы учащиеся выполняют самопроверку знаний по ключу(в красном конверте) и выставляют себе оценки в личную карточку успеха. Сюда же учителем выставляется оценка за сообщение учащихся и домашнее задание). см. приложение.

· Ребята, кто справился с заданием на 4 и 5-поднимите голову кверху, а кто не справился с заданием- наклоните голову вниз. Не огорчайтесь те, у кого не получилось сейчас. В жизни ещё много будет моментов, когда вы будете с высоко поднятой головой.
2. Взаимоконтроль учащихся.
Учитель: Сейчас мы вспомним некоторые особенности различных мест.

· Где могут обитать растения?

· Чем они отличаются друг от друга?

· Выполните задание №40 в рабочей тетради №1 Учимся познавать мир.

· По окончании работы обменяйтесь тетрадями, проверяя работы используйте ключ(в синем конверте).

· Поднимите руку, кто получил за задание 5, 4, 3.

· А кто не справился с заданием?

· Сделайте для себя соответствующий вывод.
Физминутка.
V. Повторение взаимосвязи растений и человека .
1. Психологический тренинг. (Я-высказывание)
Учитель: Растения- часть живой природы, так же как и человек, и поэтому имеют тесную связь друг с другом.

· Как по-вашему, что произойдёт на Земле, если вдруг исчезнут растения?
Люди умеют говорить красивые слова, но в жизни гораздо ценнее поступки.
Сейчас я предлагаю вам мысленно совершить небольшое путешествие на прекрасную цветочную поляну (звучит фонограмма П.И.Чайковского Вальс цветов.).

· Букет из каких цветов вы собрали бы для своей мамы или бабушки?

· А мне очень понравились цветы на ваших рисунках, пожалуй, я сорву один из них (учитель нечаянно разрывает один рисунок).

· Ой, ребята, чей это рисунок?

· Вам не жаль его?

· А как же быть с теми цветами, которые вы сорвали?

· Разве их не жаль?

· А какие цветы мы можем собирать в букет?

· Мне очень жаль рисунок Дарины, поэтому я его специально заменила на копию, значит оригинал не пострадал. Рисунок остался цел.

· А в жизни мы смогли бы исправить эту ситуацию?

· Какой мы можем сделать вывод?

· Видите, как важно правильно применять знания в реальной жизни.
Послушайте, как в стихотворной форме нам советует поэт Р.Рождественский относиться ко всему живому, в исполнении ваших товарищей. (см. приложение)

· Ребята, вы уже знаете, что растения цветут не столько для людей, сколько для насекомых, привлекая их формой, цветом и ароматом. Одних они питают пыльцой, других соком-нектаром, а третьих и тем и другим. И лишь только мы, люди, можем восхищаться их красотой, особенно такие творческие люди как поэты, художники и музыканты могут делать это необычайно красиво.
2. Работа с учебником.
Учитель: Откройте ваши учебники на стр. . Там вы увидите репродукцию с картины И.Кончаловского Сирень.

· Какие чувства у вас вызывает эта картина?

· А теперь давайте прочтём, что об этом сказано в статье вашего учебника. (чтение по цепочке).

· Сейчас послушайте стихотворение П.Измайлова Сирень в исполнении вашего одноклассника. Так выражали своё восхищение растениями поэт и художник, а П.И.Чайковский выразил своей музыкой Вальс цветов.(повторно звучит фонограмма и дети могут двигаться под музыку).
VI. Итог урока.

· Что сегодня вы запомнили на уроке?

· Чему научились?

· Что могли бы применить в своей жизни?
Обратите внимание на вашу таблицу успеха. Прошу подняться тех детей, в чьих таблицах есть четвёрки и пятёрки.
Молодцы ребята! Поаплодируйте своим одноклассникам.
Сегодня на уроке вы успешно решили все поставленные перед вами задания. Я желаю вам, чтобы вы так же успешно справлялись с любыми жизненными ситуациями, применяя полученные знания. Успехов вам дети!
Домашнее задание: Прочитать, уметь пересказать страницы 40-43 учебника, уметь ответить на вопросы. Выполнить задание в рабочей тетради №1 Учимся думать и фантазировать под №43.
Разнообразие растений
на земле