урок по кулинарии 5 класс


Тема урока: Чайный стол.
Класс - 5
Цели:
Образовательная: расширить и закрепить знания о холодных блюдах и закусках, научить заваривать чай, сформировать представление о разновидностях чайного напитка.
Развивающая: способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (глазомера, точности, формы)
Воспитательная: воспитывать аккуратность, экономность, чувство коллективизма.
Тип урока: Изучение нового материала и комплексного применения знаний
Учебно-наглядные пособия и оборудование:
Наглядное пособие (самовар, чайные чашки), учебник, рабочая тетрадь, инструкционные карты, образцы чайных упаковок различных сортов чая;
Ход урока:
1.Организационный момент:
Проверка готовности учащихся к уроку (наличие рабочей одежды, и соблюдение личной гигиены);
Настрой на работу;
Постановка целей урока;
Вступительное слово учителя:
Чай- любимый напиток миллионов людей. Статистика приводит такие любопытные факты: если учесть принятую у многих народов норму потребления чая 5 стаканов в день, то ежедневно человечество выпивает около 700 млрд. стаканов чая. Рекордсмены в потреблении чая – англичане, в среднем 6 стаканов чая в день они выпивают.
Чай – один из видов горячих напитков. К ним относятся такие как кофе и какао.Как правило чай пьют после основной еды.
Нескольким учащимся предлагается ответить на вопросы.(На доске наклеен самовар и чайные чашки, с обратной стороны на которых написаны вопросы).Вопросы:1. Какие правила ТБ надо соблюдать при приготовлении бутербродов?2. Какие виды бутербродов вы знаете?3. Какой толщины нужно нарезать хлеб для различных видов бутербродов?4. Какие санитарно-гигиенические требования надо соблюдать при приготовлении бутербродов?
Учитель: Родина чая – Китай. В Россию он попал в 1638г. Чай привёз русский дипломат Василий Старков. Чай – это листья вечнозелёного чайного куста, подвергнутые специальной обработке. Чай лучшего качества состоит из однородных, хорошо скрученных чаинок.Чай именуется по месту произрастания: китайский, индийский, цейлонский, грузинский, краснодарский.Наиболее густой настой с терпким и вяжущим вкусом у индийского чая,цейлонский обладает тонким ароматом, китайский отличается мягким вкусом.За много столетий люди путём наблюдения и жизненного опыта обнаружили многие лечебные и питательные свойства чая.Прежде всего люди заметили, что чай стимулирует жизнедеятельность организма, усиливает работоспособность, снимает усталость.
Секрет заваривания чая.Чай лучше всего хранить в фарфоровых или фаянсовых чайниках, либо в стеклянных с завинчивающейся крышкой.
Кипячение воды представляет собой сложный процесс:
Первая стадия кипения воды начинается с проскакивания со дна чайника маленьких пузырьков воздуха, а также появления групп пузырьков на поверхности воды у стенок чайника. Затем постепенно количество пузырьков, возникающих в воде всё более увеличивается.Вторая стадия кипения воды характеризуется массовым стремительным образованием пузырьков, которые вызывают сначала лёгкое помутнение, а затем даже побеление воды, напоминая собой быстро бегущую воду родника. Это так называемое кипение «белым ключом». Оно крайне не продолжительно и вскоре сменяется третьей стадией кипения воды – интенсивным бурлением воды, появлением на поверхности больших лопающихся пузырей, а затем брызганием. Брызги будут означать, что вода очень сильно закипела.
Воду для заваривания чая нужно брать в середине процесса кипения, когда она кипит «белым ключом».Заваривать чай нужно в фарфоровой или фаянсовой посуде.
Последовательность заваривания чая.
1.Фарфоровый чайник должен быть хорошо прогрет.2. Порцию сухого чая заливают кипятком.3. Сначала заливают воду только до половины чайника.Чайник следует закрыть крышкой и накрыть льняной салфеткой.4. Закрыв чай, дают ему настояться 3-15 мин.5. Когда чай настоится, чайник доливают кипятком.
Чай следует употреблять в течении четверти часа после заваривания.Оставлять чай на несколько часов, а тем более на другой день нельзя.
«Свежий чай подобен бальзамуЧай, оставшийся на ночь – подобен змее».
Национальные способы приготовления чайного напитка.
1 –й ученик.Японский способ заваривания чая.В Японии пьют зелёный чай и отчасти жёлтый. Перед завариванием зелёный чай сначала растирают в порошок в специальных фарфоровых ступках, а затем заливают кипятком в фарфоровых, предварительно прогретых, шаровидных чайниках, ёмкостью 0.5 – 1 литр.
2-й ученик.Английский способ заваривания чая.Англичане - одна из самых чаепотребляющих наций в мире. Англичане пьют чай с молоком или со сливками. Предварительно подогревают сухой чайник, затем в него насыпают чай из расчёта 1 чайная ложка на чайник. Чайник заливают кипятком и настаивают 5 минут. Пока чай настаивается, всильно подогретые чашки разливают согретое молоко (но не кипячёное) по 2 – 3 ложки, по вкусу, а затем в молоко наливают чай. Следует подчеркнуть, что англичане строго следуют правилу наливать чай в молоко, а ни в коем случае наоборот.Замечено, что заливание молока в чай портит аромат и вкус напитка и поэтому подобная ошибка рассматривается как невежество.Англичане пьют чай в строго определённые часы.Утром за завтраком, во время ленча (13.00) и в «файв о клок» т.е. в полдник (17.00).
3-ученик.Тибетский способ заваривания чая.Чайный напиток на Тибете называется – часуйма и представляет собой крепкий кирпичный чай, в который добавляют сливочное (обязательно топлёное) масло яка – 100-200 грамм на 1 литр и соль по вкусу. Всю эту смесь (горячую) взбивают в специальном продолговатом бочонке, пока не получится однородный по консистенции густой напиток, очень калорийный и своеобразный по своему тонизирующему действию.
4-й ученик.Монгольский способ заваривания чая.Основными компонентами монгольского чая являются: зелёный кирпичный чай, молоко, мука и соль.Иногда наряду с солью кладётся чёрный перец горошком из расчёта одна горошина на стакан, а у калмыков – лавровый лист, реже мускатный орех.
Туркменский способ заваривания чая.Заваривают чай не водой, а молоком, очень жирным, как правило – верблюжьим.
5-й ученик.
Чай – как лечебное средство.Может быть использован в форме сока свежих листьев, экстракта, в виде сухого порошка для лечения ожогов, наружных и внутренних язв.В фармацевтической промышленности из чайной пыли вырабатывают натуральный кофеин.Почечный чай. Масло чайных семян.
Практическая часть.
1.Учащиеся работают по бригадам.2. Инструктаж по ТБ при работе с горячей жидкостью.3.Учащиеся заваривают чай.(работа с инструкционными картами).4. Каждая бригада выполняет сервировку стола.5. Дегустация чайного напитка.6. Подведение итогов урока.7. Уборка рабочего места.