Исследовательская работа Тетрадные артефакты как часть культуры современных школьников
1. Введение.
Актуальность.
Что объединяет нацию и одновременно является неотъемлемой и важнейшей частью нашей национальной культуры, отражающей историю народа и его духовные искания? Это русский язык, наша родная речь.
«Язык – это история народа. Язык – это цивилизация и культура. Потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием, но и насущной необходимостью». Эти слова А.И. Куприна кажутся особенно актуальными сегодня, когда речевая культура испытывает значительные изменения.
Наряду с положительными в современной речи массовое распространение получили и отрицательные тенденции: бесчисленное количество нововведений, множество необоснованных заимствований, следование речевой моде, чрезмерное употребление просторечий, жаргонов, вульгаризмов, снижение уровня общей культуры и культуры речи. В связи с этим особенно остро встаёт вопрос о сохранении национальных языковых и культурных традиций.
В среде школьников заметно усилилось использование слов сниженной лексической окраски, что ведёт к снижению уровня языковой компетенции носителей русского языка, к обеднению индивидуального словаря, к расшатыванию литературных норм языка.
Последнее время на школьных предметах первой необходимости (тетради, дневники, обложки) всё чаще применяется лексика, ранее недопустимая: молодёжный сленг, уголовное арго, лексика других «низовых» уровней языка. При этом никто серьёзно не задумывается о последствиях такого воздействия на молодёжь, которая будет формировать будущее нашей страны.
Цель:
1. Проследить, как через слоганы отображается сознание учеников, их ценностные и нравственные ориентиры.
2. Классифицировать слоганы и речёвки, напечатанные на обложках школьных тетрадей.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Определить качественный состав слоганов и речёвок с точки зрения их влияния на обучающихся.
3. Обобщить полученные результаты.
Объект исследования:
Школьные тетради
Предмет исследования:
Слоганы и речёвки, напечатанные на обложках школьных тетрадей.
2. Современная школьная тетрадь
Как ёлочные украшения перед Новым годом, так и канцелярские товары перед 1 сентября – самый ходовой товар. Но если дизайнеры ёлочных игрушек придумывают, как посимпатичнее нарядить лесную красавицу, то производители школьных тетрадей ломают головы над тем, какими перлами украсить тетрадные обложки, чтобы привлечь внимание школьников и их родителей. Таким образом производитель осуществляет определённую коммуникативную связь с покупателем. Эта связь соответствует известной лингвистической модели коммуникации: адресант – сообщение – код – адресат. Адресантом является производитель, преследующий коммуникативную цель – привлечь внимание покупателя. Реализовать эту цель ему помогает слоган, размещённый на обложке тетради. Выбор производителем лексических средств в качестве слогана – почва для исследования
Что представляет собой ученическая тетрадь сегодня? Просто школьный аксессуар, средство выделиться, или поле для хулиганских выходок и провокаций. Речёвки и слоганы, напечатанные на школьных обложках, могут стать жизненным кредо школьника. Ученик перестаёт думать, прикрываясь подобными словами. На вопрос «Где?» - он ответит не задумываясь: «В Караганде!» - только потому, что это написано на его школьной тетради.
Тетради с приколами, основанными на игре слов и понятий, занимают первое место по популярности среди учащихся. Так, например, надпись «всех урою», на фоне лопатки в детской песочнице приобретает двойной смысл, так же, как и словосочетание «люблю зелень» вызывает больше ассоциаций с зелёными долларами, чем с петрушкой и укропом на бабушкином огороде. «Непосвящённые» родители часто и не догадываются, какие послания скрывает школьная тетрадь. Безобидная надпись: «завтра завяжу» на фоне развязанных ботинков может иметь и другой смысл, понятный школьникам.
Главным фактором в воспитательном процессе являются общечеловеческие ценности. В советские времена, когда в школе учились наши родители, на обложках тетрадей размещали гимн, правила пионеров, таблицу умножения, таблицу мер длины и веса. У нас дома сохранились школьные тетради моей бабушки. На одной из них я прочитала: «Не плюй никогда на пол – это вредно и грязно». Нам же, детям третьего тысячелетия, вдалбливают другое: «Бросай курить, вставай на лыжи! И вместо рака будет грыжа!» или «Чтобы слова не расходились с делом, нужно молчать и ничего не делать».
Тексты, сюжеты, рисунки – плод бесконечного потока сознания специального штата людей. Эти люди сейчас вспахивают целину школьных товаров. Приведу некоторые примеры, встречающиеся на обложках тетрадей моих одноклассников: «Человек человеку волк»; «Семь раз отмерь – один отрежь» с картинкой – мальчик распиливает девочку в фанерном ящике, «крути педали, пока контрольную не дали», «Чё вылупился?» - вопрошает цыплёнок мутант с глазами на полтетради; «инвалид умственного труда» - радует глаз другой шедевр.
Остаётся только посочувствовать учителям, ежедневно проверяющим десятки таких тетрадей.
Психологи предупреждают: картинки-страшилки не развивают у подростков позитивного отношения к жизни, не учат радоваться жизни и видеть в окружающем мире красоту.
По словам Ю. Лотмана, взаимоотношение текста и аудитории характеризуется взаимной активностью: текст стремиться уподобить аудиторию себе, навязать ей свою систему кодов, аудитория отвечает ему тем же. Человек, постоянно видящий подобные обложки, перестаёт быть свободным.
Для того, чтобы выяснить, как влияют тетрадные артефакты на формирование коммуникативной компетенции и культуру речи школьников, я распределила слоганы по группам.
3. Классификация слоганов и речёвок
3.1 Слоганы об учёбе:
«Учёба – это свет, а в темноте спать легче»
«Помни, что ничего не даётся навечно»
«Лови халяву»
«Замусоривание мозга»
«Снова пятница»
«Ну зачем козе баян»
«Не откладывай на завтра то, на что можно забить сегодня»
«Инвалид умственного труда»
«Во я попал»
«Сила есть – ума не надо»
«Если руки золотые, то не важно, откуда они растут»
«Моя улётная тетрадь летает так, что не поймать»
«Крути педали, пока контрольную не дали»
«Забей на всё»
«Учиться, учиться и учиться. Я тут слышал, что Ленин вроде как из моды вышел»
«Чтобы слова не расходились с делом, нужно молчать и ничего не делать»
«Энергия лени самая неисчерпаемая»
«Не стой где попало, попадёт ещё раз»
«Не ржать: идут занятия»
«От знаний никто не умирал, но рисковать не стоит»
3.2 Слоганы на предметных тетрадях:
«Физика – это романтично»
«История – это так неожиданно»
«Русский – это так прикольно»
«Геометрия – это так загадочно»
«География – это дивный сон»
История: «Хоть одним глазком взглянуть на Париж. М Кутузов»
Геометрия: «Лицо - синус, глаза - косинус»
Литература: «Нос Гоголя наполнен глубочайшим содержанием»
Физика: «Вечного двигателя не существует, зато сколько вечных тормозов»
География: «В семье не без Уругвая»
Химия: «Просьба не капать»
3.3 Слоганы, пропагандирующие насилие
«Всех урою»
«Всех порубим в мелкий фарш»
«Иди и всех мочи»
«Семь раз отмерь, один - отрежь» и рядом рисунок- мальчик распиливает девочку
На красном фоне чёрный кулак и надпись: «Так идут к звёздам»
3.4 Слоганы о наркотиках
«Завтра завяжу»
«Коси и забивай»
«Трава по пояс»
3.5 Слоганы о смерти
«Думай о смерти»
«Я думаю, с тоскою глядя вдаль, за мною радость, впереди печаль» (песня готов).
3.6 Слоганы с использованием жаргонизмов
«Не отмазывайся»
«Проехали»
«Чё вылупился»
«Забей стрелку»
«За базар отвечаю»
«Руби фишку»
«Руби капусту»
«Чё, по репе настучали»
«Мы – конкретные пацаны»
3.7 Слоганы с использованием словаря Рунета (язык падонков)
«Ржунимагу»
«Выпей йаду»
«Превед»
«В Бабруйск, жывотное»
«Чё ффчира было? Ненаю, но оттянулись жоско!»
«Афтор жжот»
3.8 Слоганы о гламурной жизни
«Люблю зелень»
«Отдамся в хорошие руки»
«Я от тебя таю»
«Страна любви»
«Я люблю эту девушку»
«Мечта стоит дорого»
«Гламур»
«Шопинг»
3.9 Слоганы, отражающие «я»-концепцию
«Все люди как люди, а я как БОГ»
«Человек человеку волк»
«Я - король»
4.Влияние слоганов на сознание ученика
Тетради с такими надписями пользуются большой популярностью. Это своеобразная игра, основанная на знании молодёжного слэнга и причастности к определённому возрастному кругу.
С помощью такой тетради ученик может в завуалированной форме выразить своё отношение к предмету и к ведущему его учителю. Купил тетрадь с портретом Эйнштейна с надписью: «Я – не он», принёс на урок физики, положил на видное место и пусть все отстанут от тебя. Или вот ещё оригинальный вариант: изображение человеческого мозга, над которым навис пузырёк с жидкостью, а внизу надпись: «Просьба не капать!»
Или вот ещё гламурные тетради. На обложках то и дело мелькают слова shopping и glamour. Они навязчиво учат стремиться к красивой и дорогой жизни, которая противопоставляется серым учебным будням. На одной из таких тетрадей надпись: «Мечта стоит дорого». Как бы об учёбе не забыть в погоне за мечтой.
На фоне таких тетрадей очень «стильно» выглядит дневник чёрного цвета с «объёмной» фотографией наручников. Что этим хотел сказать производитель? Знай, школяр, к чему стремиться?!
5. Заключение
В прежние времена печатное слово очень ценилось, люди верили ему, оно было уважаемо. В современном русском языке уже нет такого слова, которое можно было бы назвать «непечатным»: пишется что угодно, бумага всё стерпит. Грубо-непристойные слова, нецензурная брань получила научное название «ненормативная лексика». Растёт недоверие к литературной речи, появляется иллюзия, что только матом можно сказать правду. А между тем явление это органически чуждо и губительно для русского языка.
Для одних людей жаргон – это игра со словом, для других – стиль и норма общения, для третьих – своеобразная дань времени. Как завещание звучат сегодня слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в умелых руках оно в состоянии совершать чудеса».
Список используемой литературы
1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1997.
2. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М.1996.
3. Язык и моделирование социального взаимодействия. – М.,1987.
4. Володина М.Н. Влияние языка СМИ на современный русский язык.
5. Головин Б.Н. Культура речи. М., 1980.
6. Материалы интернета.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
15