Технологическая карта урока изобразительного искусства «Дары осени в натюрморте»


Технологическая карта урока
Предмет : Изобразительное искусство
Класс : 5
Базовый учебник : Изобразительное искусство. 5 класс :учебник для общеобразовательных учреждений / Т.Я.Шпикалова ,Л.В.Ершова, Г.А.Покровская ;под ред. Т.Я. Шпикаловой – М.:Просвещение,2013г.
Тема урока: Дары осени в натюрморте.
Цель урока : Учить составлению композиции из овощей и фруктов с соблюдением законов перспективы
Задачи урока:
- ознакомить учащихся с произведениями живописи;
- развивать чувство композиции, умение анализировать форму ,цвет;
- способствовать формированию эстетического отношения к действительности и произведениям живописи;
- развивать гигиенические навыки, используя возможности динамической физкультминутки;
- развивать самоконтроль и оценочную самостоятельность учащихся.
Тип урока: Комбинированный, постановка и решение учебной задачи.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический ; индивидуальная, фронтальная.
Вид деятельности: Коллективная и индивидуальная работа.
Необходимое оборудование:
Для учителя: презентация “Натюрморт”, учебные таблицы по поэтапному рисованию натюрморта,карточки с изображением различных предметов(или сами предметы), карточки с этапами работы.
Для учащихся: бумага, палитра, карандаш, ластик, акварельные и/или гуашевые краски, баночки с водой, салфетки, кисточки.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 2 3 4 5
1. Организационный момент. (1 мин.) Приветствие. Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Л:имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.
Р:принимают и сохраняют учебную задачу.
2. Мотивация.
(3 мин.) Зачитывает стихотворение-загадку.
(слайд 1)
- Как понимаете смысл народной пословицы: «Земля-тарелка : что положишь, то и возьмешь»?
-Подумайте , в какое время года благодать земная наиболее очевидна?
-Как можно сочетать в работе жанр натюрморта и образ времени года?
- Как бы вы назвали свою работу? Определяют тему занятия, отгадывая загадку.
Участвуют в коллективном обсуждении ,делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, определяя тему творческой работы Л:проявляют интерес к художественной деятельности.
К:принимают учебную задачу, отвечают на вопросы, делают выводы.
Р:принимают и сохраняют учебную задачу.
3. Актуализация знаний.(5 мин.) Выявить уровень знаний и систематизировать их.
-Что мы знаем о жанре натюрморта?
(слайд 2 )
Работа с учебником (с.5)
-Приведите примеры натюрмортов, с которыми вы познакомились в 1-4 классах. -Натюрморты художников настолько неповторимы и разнообразны, насколько многообразна предметная среда, в которой живут люди. Работа над натюрмортом для каждого художника-это решение множества творческих задач, но для зрителя этот упорный труд остается скрытым. А ведь каждый мастер по-разному подходит к своей творческой работе. Отвечают на вопросы.
Рассматривают иллюстрации ,анализируют информацию, делятся впечатлениями К:умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения
Л:осознание своих возможностей.
Р:ориентируются в учебнике, принимают и сохраняют учебную задачу.
П:строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме
4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала .
(4 мин.)
-Ребята, я хочу познакомить вас с прекрасным художником Борисом Михайловичем Кустодиевым.
Рассказывает о творчестве художника(слайд №3,4,5.) Слушают учителя ,рассматривают слайды ,отвечают на вопросы, сравнивают работы художника, делятся впечатлениями П:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
К: вступать в диалог,с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П:давать определения новым понятиям
5. Динамическая пауза.(3 мин.) Проводит физминутку. Выполняют упражнения. Л: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.
6. Целеполагание.
(2 мин.) Создает проблемную ситуацию ,обращая внимание на композицию предметов на доске(силуэты вырезаны из бумаги)
-Вот какой у меня красивый натюрморт! Нравится?
-Подумайте, какое название можно дать моему натюрморту?
-Объясните, почему такое название?
-Над чем будем работать на уроке? Участвуют в обсуждении
Приходят к выводу,что составляя натюрморт, необходимо придерживаться определенных правил.
Определяют цель работы:
( Составлять натюрморт по правилам. Т. е. создадим свой натюрморт с соблюдением правил.) Л: осознание своих возможностей.
Р:умение регулировать свои действия.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
7. Планирование работы.(5 мин.) Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.( на доске вывешиваются таблички с названиями этапов работы)
1.) Когда мы начинаем работу над натюрмортом мы должны определиться с темой. (Запись на доске: « Тема»)
2). (На доске запись: «Композиционный центр»)
3) В каком из натюрмортов выдержано равновесие? (На доске: «Композиция»)
4). Существенную роль в натюрморте играет фон. Взгляд зрителя имеет свойство стремиться вдаль + облегченный передний план позволяет нашему глазу лучше воспринять предметы, размещенные в пространстве.
5).( На доске: «Колорит».)
6).( На доске: «Свет и тень».)
Участвуют в беседе; формулируют выводы; проговаривают этапы работы.
Исправляют ошибки в композиции предметов на доске.
Работают с учебником, анализируют информацию. Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
К: слушать и слышать собеседника.
П: применять полученные знания о составлении композиции из овощей и фруктов с соблюдением законов перспективы.
8. Творческая работа.(15 мин.) Учитель контролирует работу учащихся ,консультирует, оказывает необходимую помощь. Выполняют задание, выстраивая работу по намеченному плану П: подготавливают рабочее место,соблюдая правила гигиены учебного труда.
Л: имеют желание рисовать, обучение самостоятельности в изобразительных видах деятельности.
К: принимают и находят пути решения учебной задачи.
Р: составляют план и последовательность действий
9. Рефлексия деятельности.
(3 мин.) Организует обсуждение качества работ в процессе просмотра рисунков.
- Расскажите о своих ощущениях от работы, продолжив фразы:
•У меня получилось…
•Мне нужно постараться….
•У меня были трудности в…
Спасибо за работу! Ребята высказывают свое мнение. С помощь цвета определяют настроение ,которое возникло в процессе выполнения работы
Р:оценивают свою работу ,умеют адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.
К:умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.