Урок по культуре и традициям народов Дагестана на тему:Обряды и поверья зимне-весеннего цикла у народов Дагестана.


ГПОБУ «Буйнакский педагогический колледж имени Р. Гамзатова»
Тема урока:
Обряды и поверья зимне-весеннего цикла у народов Дагестана.
План-конспект открытого урока по культуре и традиции народов Дагестана.
Методическая разработка учебного занятия, мероприятия 1-МР
Разработка преподавателя КТНД
Алиевой Румилият АбуталибовныБуйнакск 2016
Тема урока: Обряды и поверья зимне-весеннего цикла у народов Дагестана.
Цель урока: 1) ознакомить учащихся с обрядами и поверьями зимне-весеннего цикла;
2) показать общее и отличительное в обрядах и традициях зимне-весеннего цикла разных народов
3) привить любовь к природе, труду, людям труда. Воспитать бережное отношение к прошлому.
Оборудование: компьютер, телевизор, чесалка для шерсти, веретено, спицы, корыто, кукуруза, домашняя утварь (кувшины, шумовка, половник), книги.Литература.
1. Аджиев A.M. Устное народное творчество кумыков. Махачкала, 2014г.
2.«Новое дело» от 8 апреля 2014г.
3.Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Сб. статей Махачкала, 1988г.
4.Магомедова М.А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 2012г.
Ход урока:
Организационный момент.
Объяснение новой темы.
«Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пушки». Некогда народный поэт Дагестана А.Гафуров изрёк эту фразу, впоследствии ставший крылатым выражением.
Пришло время, когда люди стали бережнее относится к своему прошлому – к ценностям своего народа, как материальным, так и духовным. В частности, к обычаям, обрядам, традициям, впрочем, ко всему, тому, что имеет непосредственное отношение к нашей жизни.
Сегодня на уроке мы перевернем еще одну страницу духовной жизни дагестанского народа. Поговорим об обрядах и поверьях зимне-весеннего цикла, о поэзии, связанной с этими временами года, как горцев, так и других народностей России. Постараемся показать общее и отличительное в этих обрядах и традициях.
Все запомнить невозможно, и , поэтому предлагаю вести опорный конспект, по которому можно будет воспроизвести все то, о чем узнаем на уроке. Оценивать ваши ответы будет мой помощник - дублер.
(презентация 1.)
Вот перед вами три слова:
Календарь - обряд- поэзия
Как же эти слова, по - вашему мнению, связаны друг с другом.
Календарь – времена года
Обряд – это в данном случае действия, связанные с временами года.
Поэзия – песни, стихи, сопровождающие действия.
Пусть в ваших конспектах появится первая запись.
Зарисуйте схему в своих опорных конспектах.
Возникла календарно-обрядовая поэзия, как утверждает один из исследователей Халилов А.М. в статье «Общее и отличительное в календарно- обрядовой поэзии летне- осенней обрядности» (показать книгу) ещё в глубокой древности в период общественно- родового строя. обряды и поэзия – это живое народное творчество, связанное с трудовой деятельностью, которая должно было помочь человеку установить отношение с окружающим миром.
Отметить: Период возникновения календарно-обрядовой поэзии.
Лето, осень, зима, весна – 4 времени года.
Вспомните. Пословицы и поговорки о временах года или четверостишие.
……………………………………………………………………………………
За летом приходит осень, за осенью наступает зима.
(презентация1,1,)
А так, как мы провожаем зиму и на пороге день весеннего равноденствия, мы рассмотрим с вами обрядность и обрядовую поэзию зимне - весеннего цикла.
Подберем эпитеты к слову зима.
Зима холодная, морозная, снежная, злая
«Зима – это дракон», - гласит народная мудрость.
У всех народов Дагестана и народностей Северного Кавказа существовали обряды и обрядовые песни, связанные с зимним циклом. Об этом вы можете прочитать в книге «Календарно - обрядовая поэзия народов Северного Кавказа»
(презентация)
Вы слышите, во дворе воет ветер, идет снег, а в очаге потрескивают дрова. Кончились полевые работы и основная тема зимних обрядов – это обработка полученных летом и осенью продуктов и наблюдение за природой
Запись в опорных конспектах.
С наступлением зимы вся природа « умирала», и люди обрядами, песнями, жертвоприношениями старались умилостивить природу.
У лакцев существовал обряд «ходить козлами», где отразились представления об умирающем и воскресающем божестве.(Книга Халилова А.М.)
Процессия во главе с «козлом» (человеком в маске) ходила по дворам, собирать подарки. Во дворе хозяина « козёл» сначала танцевал, затем падал «замертво». В этих действиях изображалась зима сначала весёлой, радующийся своим проказам, а потом умирающей.
После этих действий хор пел
(презентация 2)
Да будет полон дом зерном,
Да будут полны закрома рисом,
Да будет много скота во дворе.
В зимних праздниках, песнях, связанных с обрядами, традициями наблюдаются пережитки языческой религии. Это, к примеру, поклонение огню. Об этом пишет в своих работах Лугуев С.А.
Читает студент: «Так в Цада в декабре зажигались костёрки в местечках Хамир-хо и Барият. Тем самым люди хотели приблизить земной огонь небесному, то есть к солнцу, чтобы поскорей н наступило потепление».
Традиция – зажигать костёрки, пережиток языческой религии.
Если у большинства народов Дагестана год начинался с весны, то у аварцев в Ахвахе соответствующие зимние ритуалы падали на дни зимнего солнцестояния на 22-23 декабря.
Подробнее об этом можно узнать, прочитав статью Лугуева С.А, напечатанной в сборнике « Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане» (показать сборник статей).
В эти дни стреляли из оружия, чтобы помочь небу «распуститься» и было поверье: кто увидит в новогоднюю ночь, как небо «разверзается», тот может загадать желание, которое обязательно исполнится.
Запись в опорных конспектах.
( Включается танцевальная мелодия)
Вы слышите, где-то веселятся. Давайте и мы заглянем в дом, где танцуют. Девушки, поддержите, танцующих.
Оказывается, мы попали в гости к аварцам-хваршинцам. У них существовал обряд «къедоба»,который сопровождался пением и исполнением магических действий, которые должны были влиять на силы природы, обеспечить её пробуждение.
По обычаю - юноши и девушки собирались, обязательно раздельно, в разных домах, где и веселились.
Поэтому, придерживаясь традиций аварцев – хваршинцев, хлопали только девушки.
У кумыков с тростью на макушке, которой был прикреплен петушок с длинным хвостом, по домам ходил ряженый – доммай. Птица поднимала голову вверх, если нравились подарки, и поникал головой, если дары бы не по нраву.
«Доммай», обязательно, как и человек в маске у лакцев, пел песни в сопровождении хора.
Кстати, об этом обычае кумыков в литературе не упоминается. Данный обычай был записан студентами педколледжа в селении Кафыр-Кумух Буйнакского района и зарегистрирован в рукописном журнале «Народные праздники Дагестана».
Существовало поверье: в дом, куда приходили колядующие, летом должно было прийти благосостояние.
Запись в опорных конспектах.
Песни отражали зиму как очень суровое время года. Так, например, в агульской песне поется:
«Разорвал бы детей в утробах,
заставил бы рога скота треснуть»,
ей вторит кумыкская песня:
Мен чиллемен, чиллемен,
чиллени бир гюнюмен.
Япгъан эшикни ачарман,
яшланы алып къачарман.
Я крещенский вечерок,
открою двери ваши и унесу детей.
Завершались эти праздник забиванием быка, накрыванием стола. Эта традиция свидетельствовала тому, что голод для людей не страшен.
Мы знаем, что зима – это скучная пора.
Долгими зимними вечерами люди придумывали себе занятие – собирались на посиделки.
( Девушки – студентки садятся за работу: кто-то вяжет, кто-то «чешет» шерсть)
Где-то чесали шерсть, где-то пряли пряжу, где-то вязали носки, а где-то лущили кукурузу. По обычаю на посиделках выбирали себе невесту. Во время посиделок, в основном, исполнялись лирические песни, песни – диалоги, которые не имели отношение к явлениям природы.
Послушайте фрагмент одной из песен, исполняемых на посиделках.
Раз в крещенский вечерок
девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
- Кто автор этих строк и как это произведение называется?
- В.Жуковский. «Светлана»
Люди быстрее хотели избавиться от зимы, поэтому устраивали ее проводы.
Мы знаем, что огню приписывалась могучая целительная сила. С огнем связано представление о благополучии семьи. Огнем благословляют и проклинают.
«Пусть погаснет огонь в твоем очаге» - самое страшное проклятье дагестанцев. Поэтому во многих селах по традиции сжигали соломенное чучело, а пепел развеивали.
(Презентация.3,4 Сжигание соломенного чучела)
Такой же обычай существует у славянских и среднеазиатских народов, народов Северного Кавказа.
- Как вы думаете, о чем может свидетельствовать такое явление?
- Оно доказывает взаимодействие и взаимовлияние различных культур.
О чем вы можете прочитать в книге «Культура и быт народов Северного Кавказа».
Мы поговорили об обрядах и поверьях зимнего цикла.
Давайте обобщим то, о чем узнали.
Когда возникла календарно – обрядовая поэзия?
Какова основная тема обрядов, традиций?
Охарактеризуйте обычай «ходить козлами». Назовите поверья.
Что можете сказать о пережитке языческой религии?
Как объяснить фразу «небо разверзается»?
Что скажете об обряде «къедоба»?
Чем завершался праздник проводов зимы? Каково поверье?
Расскажите о посиделках. Вспомните традиции.
(Презентация5)
Вот уже щебечут птицы, бегут ручьи: на пороге весна. Первый день определяли по солнцу.
Например, аварцы говорят: « Как только солнечные лучи начнут падать на местность Гунеш, наступает первый день весны».
Дагестанский народ встречал весну с большой радостью, ее связывали со своими надеждами о будущем урожае. Почти у всех народов Дагестана существовали праздники, связанные с земледельческим трудом.
Какие праздники - давайте вспомним.
- Праздник «Первой борозды».
(Презентация 6)
В последние годы жители гор празднуют «Навруз». Он отмечается в 20-ых числах марта. Во время праздника традиционно на высоком плато разжигается костер.
Люди стремились поднимать огонь как можно высоко, что являлось существенным признаком разжигания ритуальных костров в честь солнца. Люди стремились соединить земной огонь с небесным и тем самым, как бы ускорить приближение весны. Но кроме этого, огню приписывали силу.
- Как вы думаете, какую?
- Целительную.
Прыгая через костер, произносили заклинание:
(Презентация 7)
«Огню болезнь, здоровье -телу».
Во время праздника «Навруз» дети ходили по дворам и пели песни. По традиции, водило нес в руках деревянную лопату, на которой было нарисовано солнце и речитативом произносил благопожелания, а остальные хором подпевали: «Яран- яран, аминь, оссай»
Сегодня водилой буду я. Попрошу вас помочь мне «ходить по дворам» с песней, а хозяева за это нас одарят.
Дома у вас большие.
Хор: яран-яран!
Окна золотые.
Хор: яран-яран!
С Днем Навруза,
Хор: яран-яран!
С днем весны
Хор: яран-яран!
Мы поздравить вас пришли.
Хор: яран-яран!
Хозяева раздавали хлеб, специально испеченный в виде птиц, девушек, с солярными знаками. Изображение девушек, вероятно, своими корнями уходит в глубокую древность, когда богиней считавшейся охранительницей материнства, любви и плодородия (а слово «плодородие» можно истолковать двояко: рождение плода и благосостояние) была богиня Исида, жена бога Осириса. О чем подробно можно прочитать в книге «Религии мира».
В своем историческом романе «Фараон» Болеслав Прус устами матери Рамсеса XIII, царицы Никотрис, обращается к богине Исиде, охранительнице материнства и плодородие, со словами: «О Исида, Исида…….»
(зачитать фрагмент. стр.58)
В песнях, исполняемых во время шествия, выражается ритмичность, в них полно представлена природа в виде растений и птиц.
А теперь этот праздник в школах чаще проводят как «День птиц».
Продолжить наш рассказ о традициях «Навруза» предлагаю выдержками из газеты «Новое дело» (от 21-го марта 2015 года)
(Презентации 8,9,10,11)
-А какие блюда готовили к празднику? (Презентация12.)
1. Все старались, чтобы праздничный стол украшали не менее семи блюд. И, обязательно,- вареники с зеленью.
2. Табасаранцы выпекали хлеб очень большого размера – для грядущего изобилия.
3. Лакцы пекли традиционные пироги в форме живых существ. А также готовили пшеничную кашу с чесночной подливой.
4. Посуду мыть не полагалось, - а то благополучие покинет дом.
Обобщим сказанное о весеннем цикле.
(Ответы учащихся)
Как, по-вашему, что воспитывают в нас, в детях эти праздники?
-Любовь к труду, к людям труда, бережное отношение к природе. Помогают возрождению обрядов, обычаев, традиций, вспомнить забытые страницы культуры разных народов.
III.Творческое задание:
Выберите один из обрядов, постарайтесь нарисовать его символику или написать фразу, отражающую их.
(Презентация13)
А вот как представляет эти праздники художник.
IV.Итоги урока.Многогранна культура дагестанского народа. Но мы с вами увидели как обычаи, поверья обряды, песни различных народов перекликаются друг с другом, что еще раз доказывает близость и взаимовлияние всего того , что нам передается из поколения в поколение.
(Презентация14)
Еще раз вспомним слова Народного поэта Дагестана Абуталиба Гафурова: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в тебя из пушки».
V.Рефлексия.VI. Домашнее задание.
В указанной литературе найдите описание обрядов, обычаев, обрядовой поэзии летне-весеннего цикла.