Основные направления логопедической работы с учащимися, имеющими тяжёлые формы умственного и речевого развития (из опыта работы).

Номинация: «Новаторство в логопедии»
Моисеева Галина Андреевна
учитель – логопед
МАОУ «Юговская средняя школа»
Основные направления логопедической работы с учащимися, имеющими тяжёлые формы умственного и речевого развития (из опыта работы).
В современном мире развитие педагогических технологий даёт педагогам большие возможности в поиске новых форм, методов, средств обучения и воспитания учащихся. Каждый учитель ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, подбирает способы повышения мотивации к учёбе учащихся и улучшает качество обучения. А овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
В этом плане нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
У нормально развивающихся детей выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительной речи» носит интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные средства (мимика, жесты, поза).
Но совершенно другая картина видна в классе «Особый ребёнок». Дети, поступающие в класс «Особый ребенок», разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей без речи или с тяжелым недоразвитием речи, где страдают все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечаются ограниченность и бедность словаря. Следует отметить и другую проблему: дети не умеют вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. У них нет потребности в общении, не сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления на очень низком уровне. Часть детей пассивна, не выражает каких-либо эмоций. Другая, наоборот, слишком возбудима и неорганизованна. Почти у всех детей отмечаются в той или иной степени выраженности аутичные черты характера. В моём классе «Особый ребенок» 4 ученика, у всех основной логопедический диагноз - это общее недоразвитие речи (I и II уровня). Речь таких детей отличается грубыми нарушениями произношения и лексико-грамматического строя речи, неразвитая, нечистая, монотонная. Дети отвечали на вопрос одним словом, которое повторяли из вопроса взрослого. Были грубо нарушены: слоговая структура речи, темп, ритм и плавность. Это создавало большие проблемы на уроках. Также все учащиеся не могли смотреть на себя в зеркало и уже тем более выполнять какие-то движения языком или мимические упражнения перед зеркалом. Грубо нарушена общая и мелкая моторика.
Занимаясь с детьми с глубокой умственной отсталостью, главной целью в своей работе я ставлю развитие всех психических процессов, в том числе и творческих способностей. И здесь мне помог театр. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей, я пришла к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков.
Начав заниматься с детьми театром, я поставила перед собой цель – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремление к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни. Чем богаче жизненный опыт ребенка. Тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности.
Реализуя этот проект, я также поставила перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие:
1. Первая и самая главная задача – это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы работы я стремлюсь научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них.
2. Развитие эмоциональной сферы детей через игру, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.).
3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.
4. Реализация творческих возможностей каждого ребенка. В любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль.
5. Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. 6. Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.
7. Включение родителей детей с особыми потребностями в жизнь класса и школы.
8. Развитие компенсаторных возможностей у детей.
Используя в работе с детьми театрализованные игры, основываюсь на представлениях выдающегося русского психолога Л.С. Выгодского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, возможно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». В своей работе я стремлюсь использовать любые способности и возможности детей. Я не делю детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя мою поддержку и других детей, испытывает радость и желание участвовать в новых играх и следующих постановках.
В начале занятий стоило немало усилий потратить на то, чтобы дети привыкли к своему отражению в зеркале, научились управлять своей мимикой и языком. Во многом помогли наглядности в виде шапочек персонажей русских народных сказок. Мы учились перед зеркалом “улыбаться”, “плакать”, “смеяться”, “сердиться”, радоваться, “злиться” и т.д. Постепенно дети с желанием принимались за упражнения. Занятия включали в себя в работу над подвижностью артикуляционного аппарата, звуками, развитием фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Использовались речевые игры, яркие интересные игрушки, разнообразные настольные кукольные театры. Игра явилась необходимостью, без которой не было бы положительных результатов. Я проводила комбинированные занятия в игровой форме, что позволило гибко переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса. Дети начинали постепенно общаться и играть вместе. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов (1896 – 1965), - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другое). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Театрализованная деятельность позволяет ребенку с тяжелой интеллектуальной недостаточностью решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе. Застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка с тяжёлой умственной отсталостью.
Общий результат: За три года развивающей и коррекционной работы с детьми – имбецилами с помощью театрализованных игр были достигнуты следующие результаты:
Участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии, помогают всесторонне развивать ребенка. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей.
Значительно обогатилась речь.
Неговорящие дети начали общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – начали петь, двигаться в такт музыке. Дети стали свободнее двигаться. Научились в движении находить адекватное выражение различных эмоций и состояний.
Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными.
Преодолены барьеры в общении и взаимодействии детей друг с другом и взрослыми.
Научились проявлять свои творческие возможности.
Внимание детей стало значительно устойчивее.
Укрепилось взаимодействие в триаде ребенок – родитель – педагог. В процессе обучения неоднократно устраивались выставки совместных работ родителей и детей.
Помимо этого, решаются следующие проблемы: Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми. Можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.
Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в школьной среде. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности. Я считаю, что цели и задачи, запланированные мной по данной теме решены, это подтверждается и диагностиками.
В будущем планирую:
Продолжить знакомство детей с различными видами театра.
Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.
Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.
Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.
Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).
Многолетний опыт доказывает, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.
Закончить описание опыта хочу словами:
«Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша!
Проникнется и мудростью, и
добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
Жизненной тропой!»