Рабочая программа по УД Семейное право для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения


УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Базовая подготовка
Ульяновск
2015

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации рабочей ПРОГРАММЫ учебной
дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание учебной дисциплины «Семейное право» направлено на формирование профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты
ПК 1.4 Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5 Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 2.2 Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11 Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения
ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УчЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности СПО базовой подготовки 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Обязательная часть циклов ОПОП
П.00 Профессиональный цикл.
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП.07 Семейное право
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
составлять брачный договор и алиментное соглашение;
оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;
анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
основные понятия и источники семейного права;
содержание основных институтов семейного права
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 38 часов;
самостоятельная работа обучающегося 16 часов
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 38
в том числе: - теоретические занятия 21
- практические занятия 14
- лабораторные занятия не предусмотрены
- курсовой проект (работа) не предусмотрены
- контрольные работы 3
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе: - подготовка докладов 2
- ознакомление с нормативными документами
- работа с конспектом лекции для подготовки к контрольной работе 3
2
- решение профессиональных задач
- изучение образцов документов 3
1
- подготовка к ролевой игре
- составление сравнительной таблицы
- составление глоссария
- творческая работа 2
1
1
1
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Семейное право»
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Введение Общая характеристика семейного права. Краткая история развития семейного права. Место и роль семейного права в системе правовых наук. Связь семейного права с другими отраслями права. 1
1
РАЗДЕЛ 1 ПОНЯТИЕ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 9
5+4 ср ТЕМА 1.1.
Понятие
семейного права Уметь:
определять способ правового регулирования, содержащийся в конкретной семейно-правовой норме;
приводить примеры источников семейного права.
Знать:
понятие семейного права как отрасли права;
предмет семейного права;
систему семейного права;
характеристику метода и способов правового регулирования;
принципы семейного права
источники семейного права; Содержание учебного материала
1.1.1 Семейное право: понятие, предмет, метод, система семейного права.
1.1.2 Принципы, цели и функции семейного права.
1.1.3 Источники семейного права: понятие, виды. 1 2
Практические занятия - Не предусмотрены Самостоятельная работа
ознакомление с нормативными документами: из СК РФ выписать нормы, в которых содержатся различные способы правового регулирования.
подготовить доклады по темам:
Семейное право России до Петра I.
Семейное право России периода Империи.
Семейное право России с 1917 до 1926 года
Семейное право России с 1926 по 1969 год
Семейное право России с 1969 года до наших дней
Семейное право зарубежных стран 1
2 ТЕМА 1.2.
Семейные
правоотношения Уметь:
приводить примеры различных видов семейных правоотношений;
определять вид юридического факта, являющегося основанием возникновения, изменения или прекращения конкретного семейного правоотношения.
Знать:
понятие, характеристику семейных правоотношений;
классификацию семейных правоотношений;
предпосылки их возникновения;
элементы семейных правоотношений;
понятие, классификацию юридических фактов в семейном праве; Содержание учебного материала
1.2.1 Семейные правоотношения: понятие, особенности, виды
1.2.2 Структура семейных правоотношений
1.2.3 Юридические факты в семейном праве
1.2.4 Сроки в семейном праве 2 2
Практические занятия - не предусмотрены Самостоятельная работа
работа с конспектом лекции для подготовки к контрольной работе 1 Контрольная работа по разделу 1 1 РАЗДЕЛ 2
ПРАВООТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ 18
12+6 ТЕМА 2.1.
Личные и имущественные правоотношения супругов Уметь:
решать конкретные ситуации, возникающие при заключении, расторжении брака и признании его недействительным в соответствии с нормами семейного законодательства;
анализировать правовые нормы Семейного кодекса РФ о заключении и расторжении брака;
проводить отличия по правовым последствиям между расторжением брака и признанием брака недействительным
применять нормы семейного права при решении практических ситуаций, связанных с разделом имущества супругов;
составлять брачный договор, алиментное соглашение.
Знать:
понятие брака;
условия заключения брака;
препятствия к заключению брака;
значение регистрации брака;
основания прекращения брака;
понятия: признание гражданина умершим, признание гражданина безвестно отсутствующим;
порядок расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния и в суде;
основания, порядок, правовые последствия признания брака недействительным;
понятие фиктивного брака
личные права и обязанности супругов;
понятие законного режима имущества супругов;
виды имущества, относящиеся к совместной собственности супругов и к собственности каждого из супругов;
порядок владения, пользования и распоряжения общим имуществом супругов;
порядок раздела общего имущества супругов и определение долей каждого из супругов;
понятие брачного договора, его содержание;
порядок заключения, изменения, расторжения брачного договора, признания его недействительным;
виды обязательств, относящихся к обязательствам одного из супругов, относящиеся к общим обязательствам супругов;
порядок обращения взыскания на имущество супругов;
понятие солидарной ответственности; Содержание учебного материала
2.1.1 Брак: понятие, условия и порядок его заключения.
2.1.2 Прекращение брака.
2.1.3 Признание брака недействительным.
2.1.4 Личные права и обязанности супругов
2.1.5 Законный режим имущества супругов
2.1.6 Договорный режим имущества супругов
2.1.7 Ответственность супругов по обязательствам 3 2
Практические занятия
ПЗ 1 Решение ситуаций, связанных с заключением, расторжением брака и признанием брака
ПЗ 2 Составление брачного договора. 2
2 Самостоятельная работа
решение профессиональных задач связанных с личными и имущественными правоотношениями супругов,
ознакомление с образцами брачных договоров 2 ТЕМА 2.2.
Правоотношения родителей и детей
Уметь:
применять и анализировать нормы семейного права, регулирующие отношения родителей и детей в конкретных жизненных ситуациях;
составить исковое заявление об установлении факта отцовства и о лишении родительских прав;
разграничивать основания лишения родительских прав от оснований ограничения родительских прав.
Знать:
порядок установления происхождения ребенка от матери и от отца;
порядок установления отцовства в судебном порядке;
права несовершеннолетних детей;
права и обязанности родителей, в т.ч. несовершеннолетних родителей;
права родственников ребенка на общение с ним;
основания лишения родительских прав;
порядок и последствия лишения родительских прав;
порядок восстановления в родительских правах;
основания и порядок ограничения родительских прав;
последствия ограничения родительских прав;
основания и порядок отмены ограничения родительских прав;
основания и порядок отобрания ребенка;
порядок исполнения решений суда по делам, связанным с воспитанием детей;
форму и содержание искового заявления; Содержание учебного материала
2.3.1 Установление происхождения детей.
2.3.2 Права несовершеннолетних детей.
2.3.3 Права и обязанности родителей. 2 2
Практические занятия
ПЗ 3 Составление искового заявления в суд о лишении родительских прав. 2 Самостоятельная работа
ознакомление с нормативными документами: выписать основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка»
решение профессиональных задач, связанных с установлением происхождения детей, с лишением родительских прав;
работа с конспектом лекции для подготовки к контрольной работе;
решение задач при подготовке к контрольной работе; 4 Контрольная работа по разделу 2 1 РАЗДЕЛ 3
ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 23
15+8 ТЕМА 3.1.
Алиментные обязательства членов Уметь:
решать конкретные ситуации, связанные с взысканием алиментов, определением размера подлежащих взысканию алиментов в соответствии с нормами семейного законодательства;
составлять соглашение об уплате алиментов.
Знать:
понятие алиментов;
понятие и характеристику алиментного обязательства;
понятие и содержание соглашения об уплате алиментов;
размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке;
основания, порядок уплаты алиментов совершеннолетними детьми родителям;
алиментные обязательства супругов и бывших супругов
алиментные обязательства других членов семьи;
порядок взыскания и уплаты алиментов;
размер ответственности за несвоевременную уплату алиментов Содержание учебного материала
3.1.1 Общие положения об алиментных обязательствах. Соглашение об уплате алиментов.
3.1.2 Алиментные обязательства родителей и детей.
3.1.3 Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.
3.1.4 Алиментные обязательства других членов семьи.
3.1.5 Соглашение об уплате алиментов
3.1.6 Порядок уплаты и взыскания алиментов. 3 2
Практическое занятия
ПЗ 4 Составление соглашения об уплате алиментов
ПЗ 5 Решение задач связанных с алиментными обязательствами 2
2 Самостоятельная работа
подготовка к ролевой игре «К вам пришли на консультацию»: смоделировать конкретную ситуацию и решить ее 2 ТЕМА 3.2
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Уметь:
применять нормы семейного права при решении практических ситуаций, связанных с формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
выявлять отличительные черты различных форм устройства детей и разграничивать их друг от друга;
разграничивать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей друг от друга.
Знать:
порядок выявления и учет детей, оставшихся без попечения родителей;
порядок усыновления (удочерения) детей, установление над ними опеки и попечительства, передачи в приемную семью, в детский дом семейного типа;
требования, предъявляемые к лицам, желающим выступить в качестве усыновителей, попечителей, опекунов, приемных родителей, организаторов детского дома семейного типа; патронатных воспитателей
порядок и основания отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок устройства детей в организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Содержание учебного материала
3.2.1 Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
3.2.2 Усыновление (удочерение) детей.
3.2.3 Опека и попечительство над детьми.
3.3.4 Приемная семья.
3.2.5 Детский дом семейного типа.
3.2.6 Патронатная семья.
3.2.7 Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3 2
Практические занятия
ПЗ 6 Решение ситуаций, связанных с формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей
ПЗ 7 Моделирование практических ситуаций: «К вам пришли на консультацию…» 2
2 Самостоятельная работа
составление сравнительной таблицы «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей»
составление глоссария по курсу «Семейное право» основных понятий семейного права
творческая работа «Семейный кодекс в моей редакции»
работа с конспектом лекции при подготовки к контрольной работе
решение задач при подготовке к контрольной работе 4 Контрольная работа по разделу 3 1 КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)- не предусмотрен ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (проекта) - не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) –
не предусмотрена ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ: дифференцированный зачет 2 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются
следующие обозначения:
1.ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 .продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета дисциплин права.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя;
- учебная доска
- сборник образцов исковых заявлений
- комплекты образцов документов:
- плакаты: «Условия заключения брака», «Принципы семейного права», «Основания лишения родительских права», «Источники семейного права», «Права несовершеннолетних детей», «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей», «Алиментные обязательства»
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением «Консультант плюс» или «Гарант» с выходом в интернет
Инструменты:
- указка
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16,
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ //Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об актах гражданского состояния"// Собрание законодательства РФ", 24.11.1997, N 47, ст. 5340
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"// Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177
Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031
Постановление Правительства РФ "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного", "Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей", "Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных") от 18.05.2009 N 423// Собрание законодательства РФ", 25.05.2009, N 21, ст. 2572,Постановление Правительства РФ «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» от 14 февраля 2013 г. N 117г. // Собрание законодательства РФ", 09.09.2013, N 36, ст. 4577
Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 (ред. от 24.12.2014) "О детском доме семейного типа" // Собрание законодательства РФ", 26.03.2001, N 13, ст. 1251
Постановление Правительства РФ «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» от 18.07.96 г.  N 841 // Собрание законодательства РФ", 29.07.1996, N 31, ст. 3743,
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов» от 25.10.96 г. №9 // Бюллетень Верховного Суда РФ", N 1, 1997.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении)детей от 20.04 2006 №8 // Бюллетень Верховного Суда РФ", N 6, 2006,
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» от 5.11.98г №15//. Бюллетень Верховного Суда РФ", N 1, 1999.
Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / Под ред. П.В. Крашенинникова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2010Рузакова О.А. Семейное право:учебник/О.А.Рузакова.- М.:Статут, 2010, 204с
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
19. Левушкин,А.Н Семейное право:учеб.пособие / А.Н.Левушкин, А.А.Серебрякова.-Ульяновск:УлГУ, 2011.-368с.
20. Пчелинцева Л.М. Практикум по семейному праву / Л.М. Пчелинцева. — 10-е изд., перераб. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2010,304с.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
21. Журнал «Закон и право»
22. Журнал «Вопросы социального обеспечения»
23. Журнал российского права
24. Журнал «Черные дыры российского законодательства»
25. Журнал «Семейное и жилищное право»
26. Журнал «Адвокат»
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
27. Юридическая библиотека http://www.alleng.ru/edu/jurispr3.htm
28. Официальный сайт Государственной Думы http://www.duma.gov.ru/29. Официальный сайт Правительства РФ http://government.ru/
30. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://минобрнауки.рф/
31. Официальный сайт Верховного Суда РФ http://www.supcourt.ru/
32. Официальный сайт Законодательного Собрания Ульяновской области http://zsuo.ru/
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных и письменных опросов, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Входной контроль – входная проверочная
работа
УМЕНИЯ Применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций; Текущий контроль –устные и письменные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 1,2,5,6
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2,3
Составлять брачный договор и алиментное соглашение;
Текущий контроль – устные и письменные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 9,10,13,14
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2,3
Оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;
Текущий контроль – устные и письменные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 3,6
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2,3
Анализировать и решать юридические проблемы в в сфере семейно-правовых отношений
Текущий контроль – устные и письменные опросы, экспертная оценка выполнения ПР 3,6
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2,3
ЗНАНИЯ основные понятия и источники семейного права;
Текущий контроль –– устные и письменные опросы, экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1
содержание основных институтов семейного права
Текущий контроль –– устные и письменные опросы, экспертная оценка выполнения ПР1-7
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2,3
Итоговый контроль – дифференцированный зачет
ПР - практическая работа
КР – контрольная работа