Педагогическое эссе на конкурс Учитель года
Эссе
«Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому»
В.А. КараковскийДавным-давно, а точнее, три десятилетия назад, я попала в волшебную страну. Все мне нравилось в ней: и законы, и правители, и люди, окружающие меня. Живущие в этой стране казались мне тогда необыкновенными. Они работали с огромным удовольствием, творили, от них исходили тепло, жизнелюбие, доброта. К ним все относились с большим уважением. И я не стала исключением. И именно тогда, 1 октября 1981 года, я в поздравительной открытке написала так:
«Уважаемая Елена Анатольевна, учительница первая моя! Поздравляю с Днем учителя! Спасибо Вам за то, что Вы учите меня писать, читать, считать. Желаю Вам крепкого здоровья, радости, хорошего настроения. Я хочу, чтобы Ваши ученики не огорчали Вас, были послушными и умными. Будьте всегда доброй, строгой, мудрой и вечно молодой. А я, когда вырасту и закончу школу, постараюсь выучиться Вашей нелегкой профессии».
До сих пор в памяти тот образ, образ моей первой учительницы: теплая улыбка, добрые глаза… Как же я хотела быть похожей на нее.
А потом появились другие учителя…
Год 1987. У меня новый классный руководитель Салов Владимир Иванович. Замечательный человек. И для меня, и для моих одноклассников он стал примером порядочности, честности, любви к своему делу и к нам, его детям. Ведь именно так он нас и называл: «Мои дети».
1989 год. Новый учитель русского языка и литературы Данилова Ольга Валентиновна. Я ждала каждый ее урок с нетерпением и внимала каждому ее слову. А как она читала стихи Марины Цветаевой….
«Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может, пьют вино,
Может, так сидят.
Или просто – рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Крик разлук и встреч –
Ты, окно в ночи!
Может – сотни свеч,
Может – две свечи...
Но и нет уму
Моему покоя...
И в моем дому
Завелось такое...»
И мне хотелось так же… Рассказывать о жизни поэтов, писателей, читать стихи…
А еще… Был и есть в моей жизни еще один человек… Лодягина Татьяна Ивановна… Она открыла для меня путь в профессию. Первые пробы были в педагогическом классе, организованном ею. Именно он все и решил. Я поняла, что мой жизненный путь предрешен – стану учителем. Закончив школу, я, не раздумывая, подала документы в педагогический институт. Училась, окончила, пришла работать в родную тридцатую школу города Ярославля. Так начались мои трудовые будни. И первые трудности. И первые успехи.
Помню свой первый рабочий день в школе… Урок литературы в 10 «А» классе. Я чуть старше своих первых учеников. Они смотрят с недоверием, но в то же время с интересом. А я смогла, конечно, не сразу, но смогла заинтересовать и увлечь своими предметами этих взрослых детей.
Но появилась масса вопросов. Что важно и нужно ученику? Умение доступно объяснить учебный материал, провести интересно урок, увлечь полезным делом? Или важнее каждого подготовить к ЕГЭ? Наверное, всё нужно. Но это ли для учеников самое главное? А может, важнее другое? Помните фильм «Доживём до понедельника», в котором герой пишет: «Счастье – это когда тебя понимают»? Может, и для ребёнка важнее, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть? Важно, чтобы он мог поделиться с кем-то своими переживаниями, идеями, мыслями? Важно, чтобы он хотел идти на урок, имел своё мнение, не боялся спорить, сомневаться и ошибаться?
У замечательного педагога, интереснейшего человека В.М.Лизинского в его книге «Записки из большого чайника» есть такие слова: «Учитель, дети с удовольствием простят тебе твои ошибки, если ты будешь уважать и их заблуждения». На моих уроках дети стали учиться мыслить, анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать события, факты, они уже не боялись высказать свою точку зрения. И в этом мне помогает применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Надо уметь уважать ребёнка. Надо видеть Человека в настырном, неусидчивом, непослушном, порою назойливом, с пробивающимся (по меркам взрослого) юношеским максимализмом подростке и в тихом, незаметном, вечно молчащем, старающемся отсидеться за последней партой ученике. Уметь видеть в каждом. Без умения уважать другого нет настоящего педагога. Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний». Именно эти слова и стали моим педагогическим кредо.
Наверное, ребёнку важно, чтобы учитель мог стать для него и другом, и помощником, не догматом готовых истин, а человеком, который эти истины помогает открывать. И здесь вспоминаются слова Пауло Коэльо: «А что такое «учитель»? Я тебе отвечу: это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нём, чтобы раскрыть то, что ему уже известно». Сложно быть таким учителем? Думаю, да. Но именно такой учитель нужен сейчас школе. Именно такой учитель может сделать так, чтобы в школе было хорошо каждому ребенку.
А в нашей тридцатой хорошо всем: детям, учителям, родителям. Входя в школу, чувствуешь атмосферу добра, любви, теплого отношения друг к другу. Не случайно девиз педагогического коллектива: «Лучшей дорогой в жизни должна стать дорога в школу».
И для меня лучшей дорогой в жизни стала дорога в мою родную тридцатую школу, где комфортно мне и моим ученикам. Здесь училась я, мой брат, мой сын, теперь учится моя племянница.
Но самая большая награда для меня – это слова моих выпускников: «Мы очень скучаем по Вам, родной наш человечек, самая классная классная.
Сами собой напрашиваются строки…
Я - женщина! Обычная, земная,
Судьба моя совсем-совсем проста…
Чем дни мои полны, о чём мечтаю –
Я расскажу вам с чистого листа.
Учитель я! Нелегкая работа…
Но все ж работа в школе – жизнь моя.
Заботы, радости, печали и тревоги –
Все это я изведала, друзья.
В мир языка родного и литературы
Детей я приглашаю много лет.
И лучше всякого лекарства и микстуры
Любимых книг поможет им совет.
Уроки провожу различных типов:
Дебаты, суд, концерт и КВН.
С детьми мы много сделали открытий,
Ведь на уроках интересно всем!
А сколько творческих работ мы написали,
А сколько сочинений и стихов.
И в конкурсе «Глагол» мы побеждали,
«Пегас», и ты к победе будь готов.
Еще я скульптор (детских душ ваятель),
Могу я каждого понять и обогреть.
Руководитель классный и преподаватель…
И где взять время, чтобы все успеть?
Мы с классом вместе строим планы,
Мы вместе делаем ремонт.
И здесь умелым капитаном
Веду сквозь рифы классный флот.Общаемся, рисуем, строим
И путешествуем, шутя.
Чтоб воспитать людей достойных,
Все постараюсь сделать я.
Хочу сказать еще совсем немного:
Играю я на пианино и пою…
Палатка, песни у костра, дорога –
Вот, чем я занимаюсь, что люблю.
Моя душа – это большое солнце!
Иначе разве может быть?
Учителю любому в наше время
Без солнца в сердце, точно, не прожить!