Конкурс проектных работ «Моя профессиональная карьера». Номинация «Мероприятие по карьерному проектированию» Тема: «Моя будущая профессия – сварщик»
смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Вяземский политехнический техникум»
конкурс проектных работ
«Моя профессиональная карьера»
1714500933450Номинация «Мероприятие по карьерному проектированию»Тема: «Моя будущая профессия – сварщик»
Выполнили: обучающиеся группы № 17 ЭГС
Руководитель: Ильина Н.С мастер п/о
г. Вязьма
2015
Содержание.1. Пояснительная записка.2. Цели внеклассного мероприятия.3. Ход внеклассного мероприятия. Вступительное слово
Выступление педагога-психолога о результатах тестирования
Презентация «История развития профессии»
Конкурс профессионального мастерства
Презентация руководителя производственной практики Ильиной Н. С. «Наши выпускники – гордость техникума»
Выступление главного инженера монтажно-строительных работ ОАО «Вяземский машиностроительный завод» Заблоцкого В. Ф.
Стихи о профессии
Наказ-завещание
4. Заключение 5. Литература и используемые источники. Время проведения внеклассного часа - 60 мин.
Пояснительная записка.
Внеклассное мероприятие на тему: «Моя будущая профессия » организован со студентами групп 1 и 2 курса специальности 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
Выполняя подготовительную работу к мероприятию, среди студентов этой профессии было проведено тестирование насколько хорошо они знают особенности своей профессии, не разочаровались ли они в ней, планируют ли они оставаться верными своей профессии и т.д. Оказалось, что знания студентов, особенно первокурсников о выбранной профессии не велики, поэтому возникла необходимость пополнить и углубить знания о профессии сварщика, об истории возникновения этой профессии и перспективах развития и работы по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» в своем городе и области.
Как показывает практика, только осознанный выбор и глубокое понимание своей профессии способствуют формированию целостной личности высококвалифицированного специалиста.
Поэтому основной задачей было – заложить в сознании студентов интерес к профессиональной деятельности, навыки самостоятельной оценки происходящих процессов, навыки творчества, что позволит им в дальнейшем успешно применять полученные теоретические знания и практические умения в профессиональной деятельности.
Оборудование: 1) Ноутбук, мультимедийная установка;
2) Слайды;
3) Бумага, ручки, карандаши, фломастеры;
4) Цитаты о профессии, труде : «Верьте в силу мирного труда и любите его», «Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи», «Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым», «Счастье и успех придут ко всякому мирно и с любовью совершаемому делу».Цели.
Пополнить знания о профессии, расширить представления о процессе обучения в техникуме.
Помочь в определении профессионального призвания, а также ознакомить со способами достижений результатов в профессиональной деятельности.
Формировать чувство уважения к труду, к профессии.
Воспитание чувства благодарности, уважения к трудовым достижения старшего поколения.
Формирование активной жизненной и гражданской позиции, способности к жизненному самоопределению и самореализации, всестороннего развития каждого студента как личности, как члена человеческого сообщества.
Развить эстетические чувства, стремление к саморазвитию.
3. Ход мероприятия.
Ты можешь стать умнее тремя путями:
Путём опыта – это самый горький путь;
Путём подражания – это самый лёгкий путь;
Путём размышления – это самый благородный путь.
Древняя китайская пословица
Ведущий:
Добрый день, уважаемые гости, преподаватели, студенты. Мы собрались сегодня поговорить о вашем профессиональном выборе.
ПРОФЕССИЯ – вид трудовой деятельности человека, который требует определённой подготовки (соответствующего уровня специальных знаний и умений) и служит, обычно, источником дохода.
Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы. Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование, очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей. Чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.
Вы свой профессиональный выбор уже сделали. Чем вы мотивировали свой выбор и как планируете развиваться в рамках своей профессии. С результатами тестирования вас сейчас познакомит Апполонова Л. А., педагог-психолог.
Большинство обучающихся по собственному решению пришли учиться в наш техникум на специальность «Сварщик», руководствуясь хорошей зарплатой – 62%, своими возможностями – 23%, интересной работой – 23%, хотят принести пользу обществу – 18%, что эта специальность престижна – 8%. У большинства отношение к специальности за время учебы не изменилось – 52%, в положительную сторону – у 33% и они готовят себя к будущей специальности, приобретая ЗУН, необходимые для будущей профессии, воспитывают у себя положительные качества - по 21% и развивают специальные качества, необходимые для этой специальности - 49%, и считают, что чтобы стать хорошим специалистом нужно поработать на производстве (54%). Уже на 2 курсе обучающиеся проявят свои профессиональные качества на практике (46%), некоторые – дома (26%), но многие еще не овладели профессиональными навыками (26%). Студенты предпочитают работать вдвоем с товарищем (46%), и быть в коллективе, бригаде (31%), хотя есть и такие, кто хотел бы работать индивидуально (23%). Большинство мечтают быть в будущем организатором (49%), и 46% - исполнителем. После окончания техникума обучающиеся планируют работать на производстве (41%) и получать высшее образование по той же специальности (56%), хотя 36 % опрошенных мечтают получить другую специальность и работать по ней. Ну и абсолютно понятно, что основным увлечением большинства ребят является техника (52%), хотя есть обучающиеся, интересующиеся наукой (13%) и природой (10 %) и искусством (15%), и человеком (18%).
В целом отношение обучающихся к выбранной специальности положительное, что должно благополучно сказываться на усвоение ими учебной программы.
Ведущий:
Сварка в настоящее время стала ведущим технологическим процессом при изготовлении и ремонте металлических конструкций и изделий, строительстве, транспорте, в сельском хозяйстве. Многие современные машины и сооружения, например космические ракеты, подводные лодки, газопроводы, изготовить без помощи сварки невозможно. Сегодня сваривают металлы, которые еще относительно недавно считались экзотическими: это титановые, ниобиевые и бериллиевые сплавы, а также всевозможные сочетания разнородных металлов.
Историки говорят, что слово «Сварка» произошло от имени славянского бога кузнечного дела Сварога. (Презентация «История сварки», рассказывает студент Петров Алексей.)
В России история сварки берет свое начало с 1802г., когда профессор физики Санкт–Петербургской медико-хирургической академии Василий Владимирович Петров, впервые в мире открыл и описал явление электрического дугового разряда. Проделав большое количество опытов, он показал возможность использования электрической дуги для плавления металлов. Открытие В.В.Петрова значительно опередило свой век, до практического применения дуги для сварки оставалось около 80лет. Его осуществил Николай Николаевич Бенардос – автор многих изобретений в области электротехники. Н.Н.Бенардос предложил и произвел в 1880–1890г.г. все основные виды сварки: плавящимся и неплавящимся электродами дугой прямого и косвенного действия, полуавтоматическую и автоматическую, незащищенной дугой и в среде защитного газа.
Почти одновременно с ним работал крупнейший изобретатель Николай Гаврилович Славянов. В конце 1888–1889г.г. Н.Г.Славянов осуществил и внедрил электродуговую отливку металлических изделий, разработал основы металлургии сварочного процесса.
Обладая глубокими знаниями металлургии и электротехники, Н.Г.Славянов разработал способ дуговой сварки металлическим электродом с защитой сварочной зоны слоем порошкообразного вещества – флюса. Сварка под флюсом позволила увеличить производительность процесса в 5-10 раз, механизировать и усовершенствовать технологию производства сварных конструкций.
В 1924–1935гг. в основном применяли ручную сварку электродами с тонкими ионизирующими (меловыми) покрытиями. В эти годы под руководством академика В.П. Вологодина были изготовлены первые отечественные котлы и корпуса судов.
С 1935-1939гг. стали применяться электроды с толстым покрытием. Для электродных стержней использовали легированную сталь, что позволило использовать сварку для изготовления промышленного оборудования и строительных конструкций.
В начале пятидесятых годов Институтом электросварки им. Патона была разработана электрошлаковая сварка, что позволило заменить литые и кованные крупногабаритные детали сварными; заготовки стали более транспортабельными и удобными при сборке и монтаже.
С 1948г. получили промышленное применение способы ручной дуговой сварки в инертных защитных газах: ручная сварка неплавящимся электродом, механизированная и автоматическая неплавящимся и плавящимся электродом.
В конце пятидесятых годов французскими учеными был разработан новый вид электрической сварки плавлением – электронно-лучевая сварка.
В 1969г. впервые в открытом космосе была осуществлена автоматическая сварка и резка.
Ведущий:
А мы переходим к конкурсу профессионального мастерства. Конечно, основываться мы будем на ваши теоретические знания.
1 конкурс на командообразование.
Пословицы и высказывания великих людей о труде, профессиях разрезаны на части. Команде нужно составить слова и пословицы. Прочитать.
■ Землю солнце красит, а человека – труд.
■ На работу с радостью, а с работы с гордостью.
■ У плохого мастера и пила плохая.
2 конкурс «Прояви смекалку»
Ведущий раздает командам зашифрованные слова и ассоциации к ним. В течение 5 минут команда отгадывает слова. Задание проверяется. Жюри выставляет за каждый правильный ответ один балл в таблицу.
Кроссворд «Ассоциация»
1. Сталь
С ПЛ А В
Транспортирование леса по реке.
2.Металл
Ж Е Л Е ЗО
Основной компонент стали.
3.Неметалл
С Е РА
Нежелательный компонент стали
4.Неметалл в составе стали
К РЕ М Н И Й
Составная часть горной породы.
5.Неметалл
У Г Л Е РО Д
Основной компонент стали.
6.Легирующий элемент
Т И Т А Н
Выдающаяся личность.
3 конкурс – «Умный сварщик»
Ведущий предлагает участникам команд вставить в предложения пропущенные слова. Время на выполнения задания – 5 минут. За каждое правильное слово жюри выставляет один балл.
1. Аппарат, преобразующий переменный ток в постоянный при помощи полупроводниковых вентилей называется ______________________________. (выпрямитель)
2. Для зажима электрода при ручной дуговой сварке применяют __________. (электродержатель)
3. При взаимодействии карбида кальция с водой получается _____________. (ацетилен)
4. При избытке кислорода сварочное пламя становиться _________________, (окислительным), а при избытке ацетилена пламя становиться ___________. (науглероживающим).
5. Цилиндрический стальной стержень с нанесенной на него обмазкой называется ___________. (электродом)
6. При _________________________ (постоянном) токе дуга горит наиболее стабильно, процесс сварки вести легче, особенно при малых токах.
4 конкурс – «Шустрый сварщик»
Соревнование на время – кто быстрее и правильно наденет сварочный костюм (робу) и сварочный щиток. Жюри оценивает правильность выполнения задания по пятибалльной системе.
5 конкурс – «Плюсы и минусы моей профессии»
Каждой команде нужно обсудить и рассказать о плюсах и минусах профессии «Сварщик».
МИНУСЫ ПРОФЕССИИ
- Тяжёлые условия труда. Работа на открытых строительных площадках при любой погоде, большая нагрузка на зрение из-за высокой яркости электрической дуги, инфракрасного и ультрафиолетового излучения.
- Электросварщики относятся к профессиям «горячего цеха» из-за высокой вредности производства вследствие большого выделения газов и тепла при сварочных работах.
ПЛЮСЫ ПРОФЕССИ:
- Престижность и высокий спрос на рынке труда.
- Достойная заработная плата.
- Сварщиков без опыта охотно принимают в жилищно-коммунальные хозяйства, в частные организации сферы обслуживания. С приобретением опыта, им поручаются более ответственные дела для работы в промышленности и в строительстве. - Сегодня вряд ли найдется хоть одна отрасль, где не приняли бы своего участия сварщики. Они трудятся везде: на стройплощадках, в промышленности, в машиностроении, кораблестроении и в других областях, таких как, энергетика, нефтеперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Стоит заметить, что труд сварщика очень важен не только в работе современных предприятий, но и в нашей повседневной жизни мы бы не обошлись без их сложного, нужного и тяжелого труда.
6. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса.
Ведущий:
Сварщик - это профессия, требующая большой ответственности.
Давайте попробуем сформулировать основные качества, которыми должен обладать хороший сварщик:
- Физическая выносливость;- Четкая память на эталоны цвета и оттенков;- Четкая координация движений;- Хорошее зрение и глазомер;- Способность к работе на высоте;- Техническая смекалка- Пространственное воображение и концентрированное внимание;- Аккуратность;- Устойчивый вестибулярный аппарат;- Хорошая моторика.
Ведущий:
Сегодня у нас в гостях присутствует руководитель производственной практики Ильина Н. С. Неоднократно вместе со студентами-сварщиками она принимала участия в областных и всероссийских конкурсах профессионального мастерства. О выпускниках, которыми гордится наш техникум и которые с успехом трудятся на предприятиях нашего города, вам сейчас и расскажет Нина Сергеевна. (Презентация «Наши выпускники – гордость техникума»)
Ведущий:
У нас сегодня на классном часе присутствует еще один гость - главный инженер монтажно-строительных работ ОАО «Вяземский машиностроительный завод» Заблоцкий В. Ф.. Василий Федорович расскажет вам о требованиях предъявляемых к работникам, перспективах и возможностях профессии сварщик. (Выступление)
4. Заключение
Ведущий: Студенчество пора славная, веселая, время, когда можно многое познать, многое нужно успеть. И помните – эти годы не повторятся, зато запомнятся на всю жизнь. Так пусть пройдут они достойно и насыщенно.
Человек не рождается готовым специалистом, для этого нужно многому научиться. Насколько важна для человека работа – отвечает каждый по-своему. Для одних работа – это смысл всей их жизни, для других – просто средство существования, для третьих – привычка, для четвертых – печальная необходимость. Чем она будет для вас – решать вам.
Вы получили более или менее верное представление о содержании выбранной профессии. Теперь перед вами стоит задача потруднее: разобраться в себе, понять собственные стремления, способности и примерить себя к профессии, увидеть и почувствовать себя сварщиком.
Планируя этот классный час, мне хотелось не только познакомить Вас с будущей профессией, но и вызвать интерес к Вашей будущей работе. Любовь к выбранной профессии начинает формироваться еще в стенах учебного заведения, где Вы обучаетесь. Мне бы хотелось, чтобы через несколько лет Вы пришли сюда со словами благодарности за то, что мы научили Вас профессии и помогли Вам самоутвердиться в жизни, найти свой путь.
Пока в пространстве крутится планета,На ней, пропахшей солнцем,Никогда - не будет дня, чтоб не было рассвета,Не будет дня, чтоб не было труда!
5. Литература и используемые источники.
1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 1998.2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону: Феникс, 1996.3.Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 2001.